Файл: Методические разработки воспитательных мероприятий в СлободоТуринском районе в 2022 году Приобщение к культурному наследию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Муниципальный этап Всероссийского конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Слободо-Туринском районе в 2022 году

Приобщение к культурному наследию

тематическое направление

«Мы единое целое»

тема методической разработки

Автор: Куликова Яна Николаевна, классный руководитель

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ницинская средняя общеобразовательная школа»

2022 год

1.1. Тематическое направление.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

- обучающие: ввести понятие культурное наследие; расширить культурный кругозор; формировать их эстетический вкус;

- развивающие: включить обучающихся в процесс самосовершенствования и самопознания.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения – познавательная игра.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко).

1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Их основным содержанием является система отношений с взрослыми.

1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогические технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная, технология сотрудничества.

Методы: беседа, рассказ, дискуссия, игра, викторина, практическая деятельность.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Рекомендованное время - 40 минут;

Количество учеников - 14 человек;

Для проведения воспитательного мероприятия необходимы: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).



Народный промысел. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел.

Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка-таковы наиболее характерные формы декоративно-прикладного искусства. Необходимо соотнести промысел с его названием.

Приложение

Но есть игрушка, которую по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал её, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская символизировала местных богов счастья. Существовали такие игрушки и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Что это за игрушка? (ответы команд)

Вторая страница нашего альбома - творческая. Теперь каждая команда создаёт свой дизайн-проект, который возможно послужит, вполне возможно, брендовым сувениром нашей школы и расскажет, что она символизирует.

Изготовление 2-3 мин. Презентация 2-3 минуты.

Следующая страница показ национальной одежды.

Поэзия народного костюма!
Пленяет самобытный силуэт.
Как утончённый аромат парфюма,
Надолго в памяти оставит след.

Сберечь традицию отцов в одежде,
Эстетику души и колорит...
Гармонию постичь в убранстве прежнем -
Поэзия костюма покорит!

Костюмы каких народов вы видите? В каждом костюме не хватает какого-то элемента. Ваша задача дополнить костюм.

Приложение
Вот мы переворачиваем наш альбом и следующая страница Угадай мелодию музыку, песню, танец по её описанию.

Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский

- Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)

- Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)


- Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)

- Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

- Песня о том, как седые горы провожали легендарного бесстрашного героя-генерала на священную войну (Шаймуратов Генерал)

- Песня о том, как полезная ягода уже зацвела в саду и как будто тоже скучает как я, а единственный где-то далёко (Борлегэн)

- Песня о том, как устали руки и сердце ноет и болит, от того, что тоскую о тебе (тала, тала, тала)

Есть песни, которые имеют авторов, но они настолько стали популярными, что их считают народными.

С включением этих мелодий.

Страница Музыкальные инструменты народов – «Угадай инструмент» на партах лежат картины с разными инструментами, выберите верный, и добавьте в альбом.

1) Этот инструмент - душа русского народа. По одной из версий она тюркского происхождения, по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. По другой версии название связывают с манерой игры. Его определяли, как бренчание. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному (балалайка)

2) С древнейших времён восточные славяне употребляли этот инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. (ЛОЖКИ)

3) причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.

4) Изготавливается из дерева (агас-кумыз) или металла (тимер-кумыз). Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов, инструмент этого типа найден в археологических раскопках на Русском Севере, известен как музыкальный инструмент народов Алтая, тюркских народов Поволжья и Урала.

5) Это инструмент широко распространен среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах, рассказывали притчи, пели песни (Думбыра)



6) Распространенный народный инструмент, с греческого языка гармонь означает «созвучный», «стройный». Подлинное происхождение музыкального инструмента, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал чешский мастер органного искусства. (Гармонь)


А теперь давайте посмотрим небольшой сюжет о на курае.Это башкирская и татарская продольная открытая флейта длиной 57—81 см. У башкир курай является наиболее распространённым музыкальным инструментом.




Шестая страница называется Игры, обычаи, праздники. День народов Среднего Урала по традиции отмечается во вторую субботу апреля.

В Свердловской области проживают люди более чем 140 национальностей: русские, украинцы, татары, евреи, башкиры, немцы, удмурты… Самые многочисленные народы - это русские , татары , украинцы , башкиры.

Народы Урала прошли многовековой путь развития и сумели сберечь свою самобытность и национальные традиции.

Игры народов Урала, отражают специфику национального быта, природные, исторические и географические особенности разных народов. Они помогают расширить кругозор, проявить смекалку, сноровку, учат самостоятельно мыслить и действовать, ощутить красоту и прелесть уральского игрового фольклора.

И теперь мы с вами сыграем в русскую народную игру «Пирог»

Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.



Сейчас перелистнем следующую страницу и для нас открываются Притчи, сказки, былины, пословицы и поговорки

Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок! Теперь каждая команда получает задание изобразить сказку . Репка, Три медведя

А теперь необходимо у
гадать поговорку-перевёртыш

“С ленью достанешь птицу с дерева”.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.

- Чёрная кочерга под землёй пролегла.

(Радуга)

“Красное коромысло через реку повисло”.

(Радуга)

- Умный умного не слышит близко.

Дурак дурака, видит из далека”.

- Мужик на телегу - коню тяжелее.

Баба с возу - кобыле легче”.

- Стоит на вилке, подобрав ручки.

Лежит на ложке, свесив ножки”.

- Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.

- Начал отдых - работай робко.

Кончил дело, гуляй смело”.

- Стоячего колотят.

Лежачего не бьют”.

- Чёрный молодец вышел на свободу, а лысину оставил в тюрьме.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице”.
Ну и последняя наша страница это Просмотр ролика «Притча о гвоздях». Обсуждение притчи.

Подведение итогов познавательной игры.


Гжель (Московская область)





Жостовкая роспись





Хохлома





Кружева вологодские и елецкие




Каслинское литьё (Челябинская область)





Малахитовые изделия (Урал)





Народный промысел Башкоротстана и Татарстана





Урало-сибирская роспись




Художественная обработка древесины













Приложение