Файл: Занятие для обучающихся 57 классов по теме символыроссии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВНЕУРОЧНОЕЗАНЯТИЕ


Для обучающихся 5–7 классов по теме

«СИМВОЛЫРОССИИ»



Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к Государственному гербу Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия:30минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.

Комплектматериалов:


  • сценарий;

  • методическиерекомендации;

  • видеоролик;

  • презентационныематериалы;

  • иллюстративныйматериал(фотографииприлагаются);

  • интерактивныезадания.



Структуразанятия



Часть1.Мотивационная

Вступительное слово учителя, показ видеоролика, организация беседыпо егосодержанию.

Часть2.Основная


Предъявление исторических фактов и выявление причин, по которым происходит замена герба нашей страны (самостоятельный поиск решения); показ видеоролика; предъявление исторических фактов и выявление особенностей использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны (самостоятельный поиск решения); выполнение интерактивных заданий или групповых заданий (по выбору учителя).

Часть3.Заключение


Подведение итогов занятия (методика незаконченного предложения); итоговая рефлексия.

СЦЕНАРИЙЗАНЯТИЯ



Часть1.Мотивационная:введениевтему (до5 минут)

Учитель.


Здравствуйте,ребята!Мысвамигражданевеликойстраны.КакикаждоегосударствовмиреРоссийскаяФедерацияимеетсвоисимволы.Каждыйгражданиндолжензнатьихипроявлятьуважениекгосударственнымсимволам.Конечно,вызнаете,чтогерб–важнейшийсимволлюбогогосударства.Ссентябряэтогогодамыкаждуюнеделюподнимаем флаг в школе, звучит Государственный гимн. Так, мы чтим ещёдвасамыхзначимыхгосударственныхсимвола.


Сегодняшнеенашезанятиебудетпосвященофлагу,гербу,гимнуРоссии.УнасестьденьГосударственногофлага,которыйотмечаетсявавгусте,а скоробудетДеньгерба РоссийскойФедерации.

Давайтеузнаем,почемутакважнодлягосударстваиметьсвоисимволы,учреждатьвихчестьпраздники?Почемутакважнокаждомугражданинунужноуважатьлюбойгосударственныйсимвол?Вчемпроявляетсяуважение?

Демонстрациявидеоролика(дикторскийтекст).



Приближается один из самых значимых праздников для российскойгосударственности– Деньгерба.

УРоссии,какиукаждогогосударства,естьсвоигосударственныесимволы.Это флаг,гимн, герб.

ИзображениеГосударственногогербасопровождаетгражданинаповсюду:егоможноувидетьнафлагах,деньгах,печатях,паспорте,пограничных столбах,назданияхоргановвласти.

Ежегодно30ноябрямыпразднуемДеньгербаРоссии.

Герб – это часть особой государственной символики, которая отличаетнашустрануотдругихгосударств,подчёркиваетнезависимостьиисторическуюсамобытностьроссийскогомногонациональногонарода.

Внешнийвидгерба,этогогосударственногосимвола,закреплёнвКонституцииРоссийскойФедерацииирегулируетсяФедеральнымконституционнымзаконом,подписаннымПрезидентомРоссийскойФедерацииВладимиромВладимировичемПутиным25декабря2000года.
НагербеРоссииизображёнзолотойдвуглавыйорёл,которыйсимволизируетнаправленностьРоссииинаЗапад,инаВосток.

В России города федерального значения имеют также свой герб, гербгорода.Например,нагербеМосквы,столицынашейродины,изображёнсвятойГеоргийПобедоносецвсеребряныхдоспехахиголубоймантии(плаще)насеребряномконе.Всадникпоражаетзолотымкопьёмчёрногозмия.

Святой Георгий был небесным покровителем московского князя ЮрияДолгорукого. Со времён Дмитрия Донского святой становится покровителемгородаМосквы.

Каждый символ с особой судьбой,Будемпомнитьмывсегда.

Учитель.


  • НазовитесамыераспространённыесимволысовременнойРоссии?

Примерныеответы:гимн,флаг,герб.

  • Назовитездания,которыеукрашеныгербомилифлагомсизображениемгербаРоссийской Федерацииввашем городе?

Примерныеответы:администрациягорода,дворецправосудия(городскойсуд),отделполиции,военныйкомиссариат,зданиявцентрегорода впериодпраздничных мероприятийит.д.

  • Опишитеизображениегербавашегорегиона(области,края,республики)илигорода(округа,ЗАТО,городскогоилисельскогопоселения)?


Примерный ответ: даётся описание соответствующего изображениясимвола.

  • ВкакихслучаяхисполняетсяГимнРоссийскойФедерации?

Примерныеответы:приподъемеГосударственногофлагавроссийскихшколах,наофициальныхшкольныхмероприятиях,наспортивныхсоревнованияхво времявручениянаградпобедителями т.д.

Учительблагодарит учащихсязаответы,подводит итогкраткойбеседе, переходя к теме появления Государственного герба с примерами изучебного курсаотечественнойивсеобщей истории.

Спасибовамзавашиответы.Тема«Двуглавыйорёл:историялегендарногогерба»занимаетисключительноеместовотечественнойисторииикультуре.Остаётсяона востребованнойи внашевремя!

Часть2.Основная.



Учителькратко(2–3минуты)рассказываетосозданииисуществованиигербавкачествегосударственногосимволавразличныепериодыотечественнойистории(подробныематериалысм.вметодическихрекомендациях)

Учитель.Историяроссийскогогербаохватываетнескольковековсуществованиянашегогосударства.Еслиувасестьжеланиеузнатьотом,как оно развивалось, то одним из путей его исполнения станет обращение кистории нашего национального символа. Итак, первый раз двуглавый орёлпоявился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этогоорёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом вРоссии. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славнымиделами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в егоэпохугосударствосталоназыватьсяРоссиейивэтотжевремясталприменяться двуглавый орёл в качестве герба. Подумайте, связаны ли междусобойэти события?

В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крыльястали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающимзмея.Цветорлабылчёрным,серебряным,апотом золотым.

ВеличиеРоссийскойимпериивыражалБольшойГосударственныйгерб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые былиприсоединены к России и признали над собой власть российских царей иимператоров.ОнинапоминалиогероическихстраницахисторииРоссии:взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области(Херсона)вXVIII веке идругие события.

В1993годудвуглавыйорёлбылвосстановленвкачествегосударственногосимвола.Золотойорёлразмещённакрасномщите,вцентре находится герб со Всадником
, поражающим змея, вокруг него цепьорденаСвятогоАндреяПервозванного,учрежденногоещёвправлениепервого русскогоимператора Петра I.

Сегоднягербсимволизируетединствонашейистории,связьмеждупрошлыми настоящимроссийскогогосударстваинарода.

В качестве дополнительного материала учитель может рассказать огербахгородовфедеральногозначения–Москвы,Санкт-ПетербургаиСевастополя(см.методическиематериалы);огербесвоегогорода(республики,края…).

Беседа.


Учитель.КтоимелправонагербвСредниевека?

Примерныеответы:феодалы,духовенство,богатыегорожане,профессиональныеобъединениямастеровиремесленников–цехаигильдии.

  • КогдадвуглавыйорёлсталгербомРоссийскогогосударства?

Примерныйответ:вцарствованиеИвана IIIВасильевича(Великого).

  • Подумайте,изменялсяливходеисторическогоразвитиявидГосударственного герба вРоссии?

Примерныйответ:«Да,видгербаизменялся».

–Почему изображение герба закреплено в законе «О государственномгербеРоссийской Федерации»?

Примерныйответ:герб–символгосударства,егоиспользованиеустанавливаетсягосударствомипоэтомузакрепляетсявзаконенашейстраны.

Учитель. Мы уже с вами вспомнили, что вид Государственного гербаменялсявходеистории России.Тожесамое можносказатьи огимне.

  • Каквыдумаете,любаялипесняилимузыкальноепроизведениеможетстатьгимномстраны?Почему?

Примерныйответ:гимнтожесимволгосударства,поэтомуимузыка, и текст должны вызывать особые чувства и эмоции у граждан.Такаяпесняобладаетособойторжественностью,выражаетмощьстраны.

Хочу обратить ваше внимание, что музыкаГосударственного гимнаРоссиибыланаписанавсуровыегодыВеликойОтечественнойвойны.Вянваре1944годаонбылисполненпорадио.Послушайтеотом,какаяреакция была на его исполнение: «Взволнованно слушала вся наша великаястрана его исполнение по радио. Простая, проникновенная мелодия гимнавдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашейродины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимнвеликогонашегогосударствасозданименносейчас,когдапобедоносноедвижение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всейстраныприближаютчасокончательногоразгроманенавистногофашизма».

  • Насколько эти слова перекликаются с сегодняшним временем? Какиеувасвозникаютчувства,когдавыслушаетегимнРоссийскойФедерации?


Примерные ответы: гимн и сегодня вызывает гордость за страну, еедостиженияи подвиги.

Учитель.Ребята,ещёразнапомню:государственнымисимволами

нашей страны являются её герб, об истории которого мы с вами только чтоговорили, а также гимн и флаг. Обратимся к Государственному флагу. Егоподнимаютвторжественныемоменты,поособозначимымдатам.ДеньГосударственногофлагаРоссийскойФедерацииотмечается22августа.

Учительилизаранееподготовленныешкольники(3–4человека)рассказываютосозданииисуществованиифлагавкачествегосударственногосимволавразличныепериодыотечественнойистории.

Учитель.


Давайте представим себе, что мы специалисты по геральдике. Сейчасмыпроведёминтересноеисследованиегеральдическихсимволовнашейстраны.Походувыступленийребятнампредстоитвыявитьособенностииспользования флага в качестве государственного геральдического символанашейстраны.

Изображениефлаговсдатаминачалаихфункционирования,какгосударственных символов страны, демонстрируется обучающимся по ходувыступлений школьников с сообщениями.



1668



1693



1712



1858






1883






1914






1918







1922




1991