Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Фамилия: Пятаков

Имя: Сергей

Отчество: Игоревич

зачетной книжки: 1910462

Группа №: ПБ-92з
Проверил:

Санкт-Петербург

2020

Содержание


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ 1

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1

Дисциплина: Русский язык и культура речи 1

Фамилия: Пятаков 1

Имя: Сергей 1

Отчество: Игоревич 1

№ зачетной книжки: 1910462 1

Группа №: ПБ-92з 1

Санкт-Петербург 1

Введение. 4

1.Основные единицы синтаксиса. 5

2. Синтаксические нормы. 8

2.1 Словосочетания. Трудные случаи их построения. 8

2.2 Особые случаи согласования сказуемого с подлежащим. 11

2.3. Сложные предложения. Трудности их использования в речи 14

2.4. Прямая и косвенная речь. Сложности перевода прямой речи в косвенную 15

3. Выразительные возможности синтаксиса 16

Заключение. 18

Список использованной литературы 19

Практическое задание. 20


Введение.


Человек социален по своей природе: ему необходимо советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т. п. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. По речи можно судить об уровне образования и интеллектуальном развитии человека, об уровне его мышления и социальной принадлежности, о его эмоциональном состоянии, психическом и физическом здоровье.

Одна из основных задач культуры речи - сохранение и совершенствование литературного языка. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.


Поскольку устная речь необратима, говорящий должен понимать, чтобы его слова с первого раза воспринимались собеседниками. Для того, чтобы правильно говорить, нужно соблюдать нормы языка. Это доказывает актуальность данной работы.

Синтаксические нормы - это сфера речевой культуры, которая регламентирует построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка.

Однако не следует делать вывод, что синтаксические нормы - это всего лишь совокупность правил построения предложений и словосочетаний в сложных, вариантных случаях. При изучении синтаксиса необходимо учитывать значения словосочетаний, конструкций, связи синтаксиса с лексикой и морфологией. Взаимодействие это многообразно, так как лексика языка практически неисчерпаема, а сами синтаксические модели и морфологические формы составляют внушительное множество.

Таким образом, целью данной работы является дать общее представление о синтаксических нормах современного русского литературного языка, правилах построения словосочетаний и предложений и типах их нарушений.
  1. Основные единицы синтаксиса.


Синтаксис, как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Отдельно можно рассмотреть крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.1

Словоформы в составе синтаксических единиц в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. В предложении «К утру иней налипнет на сосновых ветвях» присутствуют 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Исходя из вышесказанного, словоформы - строевые элементы основных единиц синтаксиса: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого.

Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка. Она владеет потенциалом, который проявляется в возможностях ее синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, участия в построении предложений и высказываний, в активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово – единица, принадлежащая и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.



Вступая в отношения с другими словами, слово создает другую синтаксическую единицу – словосочетание.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.2 Поэтому остановимся на них подробнее.

Необходимо помнить, что словосочетаниями не являются: грамматическая основа, однородные члены предложения, служебная часть речи + существительное, фразеологизм.

Различают 2 вида словосочетаний: синтаксические и фразеологические. Например, «тупой угол» и «тупой взгляд».

Синтаксические словосочетания традиционно делят на свободные и несвободные. Первые можно разложить на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство. Например, «нужная книга» и «несколько книг».

В подчинительном словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым. Существуют три типа связи в словосочетании:

  1. согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже);

  2. управление (зависимое слово меняет форму в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова);

  3. примыкание (связь, при которой зависимая часть – неизменяемое слово).

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом: глагольные и именные (субстантивные, адъективные, количественные, местоименные, наречные).

Существуют словосочетания простые и сложные, сложные образуются на основе простых.

Следующей рассматриваемой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, являющаяся грамматически организованным целым, обладающим смысловой и интонационной законченностью. Единство языка и мышления проявляется в предложении, так как оно является и единицей общения, и единицей формирования мысли.3

Члены предложения — грамматически значимые составляющие, на которые делится предложение при синтаксическом разборе. Главные члены предложения состоят из подлежащего и сказуемого, находящихся в предикативных отношениях. К второстепенным членам предложения относят дополнение, обстоятельство, определение. Распространенным является предложение, в составе которого есть второстепенный член (один или несколько). В состав сложного предложения входят два и более простых, которые могут находиться в сочинительной и подчинительной связях.


По разным классификациям предложения бывают нескольких типов: повествовательное, вопросительное и побудительное.

Золотова Г.А. выделяет в качестве синтаксической единицы и текст4, поскольку синтаксические нормы регулируют правильное построение словосочетаний, предложений и текста.

Текст – выраженная в письменной или устной речи упорядоченная последовательность языковых единиц, которая ограничена от других таких последовательностей и заключает в себе некое содержание, в основе которого лежит определенная тема, характеризующаяся структурной, коммуникативной и метатекстовой связанностью.

2. Синтаксические нормы.


Синтаксические нормы регулируют правильное построение словосочетаний, предложений и текста. В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.

Для того, чтобы получения представления о важности изучения синтаксических норм, далее будут разобраны частые случаи их нарушения.

2.1 Словосочетания. Трудные случаи их построения.


Добиаш А.В. обратил внимание на «способность разных разрядов слов распространять свой смысл разными формами сочетаний с другими словами»5. Грамматическая организованность словосочетания, проявляющаяся в грамматической зависимости одного из компонентов от другого, позволяет говорить о структуре словосочетания, однако для структуры словосочетания не характерны синтаксические категории предложения: категория предикативности, включающая модальность и синтаксическое время. Не характерна для словосочетания и интонационная завершенность - неотъемлемое качество любого предложения, так как это грамматическое средство выражения законченности мысли.

Словосочетания именно в составе предложения подвергаются различным изменениям, обусловленным строем предложения, вступают в синтаксические связи, реализуя свои возможности. коммуникации. Во многих случаях структура словосочетания объясняется лишь коммуникативным заданием предложения.6

Трудные случаи построения словосочетаний рассмотрены ниже на основе встречающихся ошибок:

1) неверное согласование (она упрямая юрист);

2) неверное управление:


- неверный выбор падежа зависимого слова (согласно договора);

- неверный выбор предлога;

- слабое управление (вскоре после возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы);

- двузначность конструкции, где зависимое слово может быть отнесено к двум управляющим слова (жильцы хотят ликвидации неполадок и ремонта);

- неверное управление при однородных членах предложения (работать с помощью и в сотрудничестве с московскими продавцами);

Стилистические особенности также могут быть использованы неверно. Ниже приведены примеры такого использования:

«Пойти по воду» – разговорный стиль, может быть использован в прямой речи,

«В адрес кого-либо» - разговорный стиль,

«Говорить про…»- вытесняет верную конструкцию «говорить о»,

«Говорить за…» – жаргон, может употребляться только для характеристики персонажа

Выбор форм управления важен для правильного согласования всех членов предложения. Ниже представлены основные сложности, с которыми можно столкнуться при выборе форм управления.

Во-первых, при выборе предложных и беспредложных конструкций следует учитывать смысл высказывания: приятный мне – приятный для меня (значения конструкций с предлогом носят более конкретный характер). Если беспредложная конструкция не имеет вариантов, нельзя употреблять её с предлогом, иначе возникает речевая ошибка: оперировать фактами (нельзя сказать: «оперировать с фактами»).

Беспредложные и предложные конструкции могут иметь разную стилистическую окраску: представляет собой – представляет из себя. В современном русском литературном языке используется беспредложная конструкция: он представляет собой важную персону.

Во-вторых, предлоги в синонимических конструкциях также различаются смысловыми и стилистическими оттенками: за период сессии (за всю сессию) – в период сессии (на протяжении всей сессии, в каждый из отдельных моментов); идти по грибы (просторечие) - идти за ягодами (нейтрально по стилю).

Предлоги по и о синонимичны при некоторых глаголах, выражающих душевные переживания. Предлог по сочетается только с дательным и предложным падежами. Дательный падеж употребляется при именах существительных: тосковать по Родине. Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа: скучают по нас, плачем по вас. В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с обоими падежами: соскучилась по нём, по нему.