ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛР 1. Операторы и выражения Delphi
Управление жизненным циклом объекта
Ограничение видимости членов класса
Особенности объявления методов
Принадлежность к родительскому контейнеру
Размещение и размеры элемента управления
Видимость и активность элемента управления
ЛР5. Обработка клавиатурных событий и событий мышки
Операторы поразрядного сдвига
С отдельными битами значения способны работать операторы поразрядного сдвига SHL и SHR. Первый из операторов осуществляет сдвиг влево (после оператора указывается количество разрядов сдвига), второй — поразрядный сдвиг вправо.
В листинге 1.4 представлен фрагмент кода, демонстрирующий возможности операторов сдвига.
Листинг 1.4. Поразрядный сдвиг влево
var i:integer=1;
begin
while true do begin
i:=i SHL 1; //сдвиг влево на 1 разряд WriteLn(i);
if i>=1024 then break; //выход из цикла
end; readln; end.
Если вы запустите программу на выполнение, то получите весьма нетривиальный результат. Оператор сдвига обрабатывает исходное значение, равное 1 (в двоичном представлении 00000001). Каждый шаг цикла сдвигает единичку на одну позицию влево. В итоге на экране компьютера отобразится следующий столбик значений:
2 {что в двоичном представлении соответствует 00000010} 4 {00000100}
8 {00001000}
16 {00010000}
32 {00100000}
64 {01000000}
и т. д.
По сути, мы с вами реализовали программу, позволяющую возводить значение 2 в заданную степень.
Можете провести эксперимент, приводящий к прямо противоположному результату. Для этого проинициализируйте переменную i значением 2 в степени N (например, 210 = 1024), замените оператор SHL на SHR и перепишите условие выхода из цикла: if i<1 then break.
Операторы отношения
Операторы отношения (неравенства) обычно применяются для сравнения двух числовых значений, в результате сравнения возвращаются логические значения true/false (табл. 1.3). Операторы отношения — желанные гости в условных операторах.
Таблица1.3.Операторыотношения
Оператор | Операция | Пример | Результат |
= | Сравнение | 10=5 | false |
<> | Неравенство | 10<>5 | true |
> | Больше чем | 10>5 | true |
< | Меньше чем | 10<5 | false |
>= | Больше или равно | 10>=5 | true |
<= | Меньше или равно | 10<=5 | false |
Примечание
Операторы отношения допустимо использовать не только с числовыми, но и с текстовыми данными.
Операторы множеств
В составе Delphi предусмотрен ряд операторов, позволяющих осуществлять операции над однотипными множествами (табл. 1.4).
Таблица1.4.Операторымножеств
Оператор | Операция | Результат |
+ | Объединение | Новое множество |
- | Разность | |
* | Пересечение | |
<= | Подмножество | Логическое значение |
>= | Надмножество | |
= | Равенство | |
<> | Неравенство | |
in | Членство |
Порядок осуществления операций с множествами демонстрирует листинг 1.5.
Листинг 1.5. Демонстрация операций с множествами
type TWeekDay = set of (Mo, Tu, We, Th, Fr, St, Su);
var WD1,WD2,WD3: TWeekDay;
begin
WD1:=[Mo]; // присваивание, результат WD1=[Mo] WD2:=WD1+[Tu,We]; // объединение, результат WD2=[Mo, Tu, We] WD3:=WD2-WD1-[Tu];// вычитание, результат WD3=[We] WD3:=[]; // пустое множество, результат WD3=[] WD1:=[Mo,Su];
// пересечение
WD3:=WD1*[Mo, Tu, We, Th, Fr, St, Su]; // результат WD3=[Mo, Su]
if WD1<>WD2 then begin//проверка неравенства
//...
end;
if Mo in WD1 then begin//проверка членства
//...
end;
end.
Составной оператор begin..end
Вне зависимости от назначения разрабатываемого приложения программисту не обойтись без составного оператора begin..end. Задача оператора — указание начала и конца программного блока. Характерным примером подобного блока является создаваемый по умолчанию каркас кода консольного приложения, здесь весь исполняемый код заносится вовнутрь begin..end.
Выражения, заключенные в рамки составного оператора, могут рассматриваться компилятором как составной оператор, подлежащий выполнению как единое целое. С одним из примеров использования составного оператора вы столкнетесь буквально на следующей странице (см. листинг 1.7).
Условный оператор if..then..else
Условные операторы позволяют осуществлять выбор операции во время выполнения программы. В простейшем случае синтаксис команды выглядит следующим образом:
if <логическоевыражение= true> then <выражение>;
Операция подлежит выполнению только при условии, что логическое выражение истинно (возвращает true). Предусмотрен еще один, расширенный вариант применения условного оператора:
if <логическоевыражение= true> then <выражение1> else <выражение2>;
В последнем случае мы осуществляем выбор между двумя выражениями. При соблюдении условия выполняется первая операция, в противном случае управление передается второй операции. Оба варианта применения условного оператора if представлены на рис. 1.1 в виде фрагментов блок-схем.
if .. then
if .. then .. else
Рис. 1.1. Фрагмент блок-схемы if..then и if..then..else
Простейший пример работы с условным оператором представлен в листинге 1.6. Если A превышает 15, то в переменную B передается произведение переменной A на 15, в противном случае результатом окажется значение A-3.
Листинг 1.6. Демонстрация оператора if..then..else
If A>15 then B:=A*15
else B:=A-2;
В листинге 1.7 предложен более сложный фрагмент кода, демонстрирующий порядок работы с условным оператором. В нашем примере мы осуществляем расчет площади квадрата или круга.
Листинг 1.7. Совместная работа if..then..else с оператором begin..end
var S:Char;
X,Y:Double;
begin
WriteLn('Calculation area: "S" - square, "C" - circle'); ReadLn(S); //пользователь вводит символ "S" или "C"
if S='S' then begin
WriteLn('The side of square=?'); ReadLn(X);
Y:=X*X;
WriteLn('Area=',Y);
end else if s='C' then
begin
WriteLn('Radius=?'); ReadLn(X); Y:=pi*X*X; WriteLn('Area=',Y);
end else WriteLn('Wrong symbol!'); ReadLn;