Файл: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11лет
Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет.
Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
Стадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость (35 – 60 лет)
Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость, за пределами 60 лет.
Автономное образовательное учреждение
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ»
Дисциплина: Психология и педагогика
КЕЙС
Выполнил: студент 2 курса
Заочного обучения
Прикладная информатика в экономике
Группы: ИС – 118 (2)
Гут Дмитрий Васильевич
Проверил: преподаватель
Омск 2023 г
Содержание
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев 3
С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу? 3
Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)? 4
Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку? 4
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев 4
Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам? 5
Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры. 5
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет. 7
Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…» 7
Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте? 8
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11лет 9
Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста? 9
Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»? 9
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет. 10
Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники? 10
Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку? 11
Стадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет 12
«Люди, не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения (дружбу, любовь, просто эффективное общение) с кем-либо, оказываются в социальной изоляции» - ваше отношение к этим словам? 13
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость (35 – 60 лет) 13
Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость, за пределами 60 лет. 15
КЕЙС 2. 18
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребёнка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может — по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.
Современные психологи утверждают: младенец уже с трёх месяцев отличает своих — маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. Основоположник дошкольной дидактики Ян Амос Каменский в ХVII веке писал, что до 5 лет самая лучшая школа — материнская. И предостерегал матерей от того, чтобы они отдавали своих младенцев кормилицам: якобы те вместе с молоком передают и свои черты. Это, конечно, неправда. С молоком характер не передаётся, но вот с кем малыш рядом — очень важно. О том, что ребёнок перенимает модель поведения того, кто постоянно находится возле него, этот педагог тоже писал. Такое явление называется импринтингом (впечатывание). Нынешний темп жизни ускорен: если раньше личность человека формировалась до пяти лет, то сейчас, как утверждает японский педагог Масару Ибука, уже после трёх поздно что-либо менять. Есть контакт!
С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована. Методист киевского детского сада №743 Марина Белоносова полагает, что с ребёнком надо сидеть до 3 лет, потому что так малышу психологически комфортнее. По её словам, у годовалых или двухлетних детей ещё плохо с координацией, а разница в восемь-девять месяцев в таком возрасте очень заметна, и в случае возможной потасовки может привести к неприятным результатам.
Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Академик И.П. Павлов доказал, что выполнение каждый день определенных последовательностей действий (динамических стереотипов) помогает нашему организму поддерживать себя в норме. Руководствуясь его рекомендациями, но внеся в них свои коррективы, многие педагоги середины-конца XX века утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Хочешь – не хочешь, а будь добр в 10 часов завтракать, в два обедать, в семь ужинать.
Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Родственникам вполне можно доверить эту роль, если она:
1. Достаточно, терпеливы по характеру;
2. Смогут разъяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо;
3. Считают неприемлемыми физические меры воздействия в вопросах воспитания;
4. На личном примере смогут привить ребёнку навыки домашней работы;
5. Не потакают ему всегда и во всём, не делают постоянные поблажки;
6. Не покрывают нехорошие поступки ребенка;
7. Строго в разумных пределах;
Психологи и педагоги признают, что в использовании родственников для замены работающей мамы есть много плюсов по сравнению с нянями.
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.
По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.
Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
Три года - важный рубеж в развитии ребенка. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою автономность, индивидуальность, стремится к самостоятельности, требует от окружающих уважения своей личности. Рождение «Я» часто сопровождается рядом негативных проявлений: упрямством, капризами, строптивостью. Подобные изменения в поведении и личности ребенка называют «кризисом 3 лет». В этом возрасте родителям важно с пониманием и терпением относиться к желаниям ребенка, не подавлять его активность и инициативу, уметь договариваться и демонстрировать ребенку конструктивные способы разрешения конфликтов. Жесткое подавление воли ребенка в дальнейшем может привести к тревожности, пассивности, зависимости от окружающих.
В возрасте около трех лет ребенок начинает воспринимать взрослого не только как члена семьи, но и как члена общества с определенными функциями. Желание ребенка выполнять такую же функцию противоречит его реальным возможностям. Но это противоречие успешно разрешается через игру. Поэтому игры для развития детей 3-4 лет играют важнейшую роль и являются самым важным, ведущим видом деятельности. Содержание игры в этом возрасте связано с игрушками и предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо машинки). Как правило, дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простым сюжетом. Участие взрослого в качестве партнера существенно обогащает игру, и, следовательно, стимулирует психическое развитие малыша.
Развитие речи у детей 3-4 лет — один из наиболее значимых аспектов общего развития ребенка. В этом возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в становлении речевых функций. Речь одного трехлетнего ребенка может быть развернутой, связной, грамматически правильной. Речь другого недостаточно понятной из-за дефектов звукопроизношения, состоящей из простых фраз. К сожалению, в настоящее время немало детей, которые к трем годам практически не владеют активной речью. Родителям важно помнить, что речевые обороты, словарный запас будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в своём окружении, в семье. Больше разговаривайте с ребенком, описывайте все, что видите, читайте вместе с ним книги. Даже если ваш малыш пока не говорит, все это наполняет его пассивный словарь, улучшает понимание обращенной речи, стимулирует развитие мышления.
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.
Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»
Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.
Замечание состоит из трёх этапов:
1) Вы говорите от своего имени. («Мне не нравится», «Я переживаю», «Я расстраиваюсь»).
2) Вы говорите, что именно вам не нравится. («...когда дети шумят», «...когда раскидывают игрушки»).
3) Вы говорите, что именно вы бы хотели. («Я хочу, чтобы ты...»).
Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить - насколько легче стало договариваться с ребёнком.
Во-первых, вы говорите о себе, о своем отношении к тому, что происходит, это помогает ребенку понять, что у родителей тоже есть свои чувства, родители испытывают свои состояния.
Во-вторых, вы четко и конкретно описываете, что ребенок делает неправильно.
В-третьих, вы говорите самый важный информационный кусок, в котором вы можете направить ребенка, помочь ему что-то сделать. («Я хочу, чтобы ты...», «Давай вместе это сделаем», «Давай постараемся». «Давай я тебе помогу»).
Это, конечно, не волшебный способ получить от ребенка то, чего вы хотите. Это просто форма замечания, которую можно использовать, чтобы более эффективно общаться с ребенком. Когда вы делаете замечания таким образом, ребенок тоже учится более вежливым, более уважительным формам поведения.
Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
Ребенок воспринимает окружающую действительность совершенно не так, как мы, взрослые. И для того, чтобы уметь установить с ним контакт, разговаривать на понятном для него языке, способствовать его развитию, очень важно знать, как же он ее видит и понимает. Тогда удастся и прочувствовать его переживания, и изложить информацию доступным для него образом, и эффективно повлиять на его поведение. Или, скажем шире, быть эффективным родителем, воспитателем, учителем. Понимать ребенка – значит научиться смотреть на мир его глазами, уметь проводить своего рода реконструкцию его мировоззрения. Тогда становится понятно, почему он тем или иным образом реагирует на наши слова и действия, ведет себя именно так, а не иначе. Это позволит общаться с ребенком так, чтобы он реагировал на нас адекватно. Но если ограничивать ребенка, он не сможет быть самостоятельным, как все его сверстники, у него будет появляться черты застенчивости и уязвимости. Он будет бояться делать все сам без чьей либо помощи. Поэтому нужно давать детям делать ошибки. И учиться на своих ошибках. Так они поймут что нельзя, а что можно.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.