Файл: Standard Oil, развитие и крах компании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова, Факультет ракетно-космической техники

Институт приборостроения, автоматизации и информационных технологий

Кафедра И8 «Системы приводов, мехатроника и робототехника»


ДОКЛАД

на тему: «Standard Oil, развитие и крах компании»
Выполнил: __________________

Дата: __________________
Проверил:__________________

Дата:__________________

Санкт-Петербург 2022

ПОЯВЛЕНИЕ КЕРОСИНА


В 1849 году в Канаде из нефти впервые был получен керосин. В 1857 году на смену светильникам, в которых жгли китовый жир, пришла керосиновая лампа, в последующие несколько лет вытеснившая индустрию мирового китобойного промысла. Керосин, пришедший на смену китовому жиру в качестве топлива для бытовых осветительных приборов, был в разы дешевле и намного удобнее в использовании. Это дало первый скачок спроса на нефть.[4]

Керосин получался из нефти методом перегонки, так же, как и бензин, разница в том, что бензин получался при более низких температурах нагревания, а керосин при более высоких.

К 1861 году она уже стоила 40 центов за баррель, однако цена на керосин была на порядок дороже. Следовательно, нефтеперерабатывающая отрасль стала новой, перспективной нишей для предпринимателей.

ПОЯВЛЕНИЕ РОКФЕЙЛЕРА НА РЫНОКЕ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ


До этого момента у Джона Рокфейлера уже был совместный бизнес с Моррисом Кларком. Они занимались продажей зерна мяса и других товаров. Их компания развивалась довольно быстро, однако Джон понимал, что существуют отрасли намного прибыльнее.

На нефтяную промышленность предприниматель обратил внимание еще в 1859 году. Погрузившись в тему, он заметил большую разницу в цене на сырую нефть и на готовые нефтяные продукты. Он познакомился с Сэмюэлом Эндрюсом — талантливым химиком, который первым в Кливленде стал производить керосин и думал о создании собственного бизнеса. В 1862 году общими усилиями Рокфеллера, Кларка и Эндрюса, который должен был создать новые методы переработки, открылось предприятие Andrews, Clark & Company. Вскоре был открыт завод компании, названный The Flats. Компания была прибыльной, а талант Рокфеллера открывал перед ней большие перспективы.[3]


ОПТИМИЗИЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА


Первое чем занялась компания Andrews, Clark & Company – это оптимизацией всех процессов, которые существовали в нефтеперерабатывающей отросли.

Во-первых, весь керосин на рынке был очень низкого качества, методы изготовления были довольно примитивными и конечный продукт получался с кучей примесей, плохо горел и очень отличался по качеству от бочки к бочке. Проблема была в том, что вместе с парами керосина улетают и частицы нефти, и в итоговом продукте было очень много гудрона. Гудрон – это отходы от перегонки нефти, в то время их никак не использовали, а просто утилизировали.

Сэмюэл Эндрюс был первым кто изобрёл метод очистки керосина. Данный метод заключался в добавлении серной кислоты в грязный керосин, в последствии чего примеси отслаиваются и выпадают в осадок. Таким образом они стали первыми кто предложил рынку чистый керосин, который хорошо горит, не коптит и не воняет.

Во-вторых, в то время примерно 40% нефти просто выкидывалось за ненадобностью, так как керосин оттуда уже не достать, а по-другому нефть никак не использовали.

Чтобы просто так не выкидывать нефть Рокфеллер с остальными научились добывать бензин и парафиновый воск. Бензин они смогли примерить у себя на электростанциях, уменьшая при этом потребление угля, а из парафинового воска наладили производство свечей.

То есть с каждого барреля нефти они получали больше товаров чем все остальные.

В-третьих, главной проблемой всех нефтеперерабатывающих компаний была транспортировка товара, и именно отсюда и кроится высокая цена на конечный продукт.

В то время железные дороги только начали появляться и тарифы на перевозки были очень высокими. Также в то время не существовало железных цистерн, а нефть и керосин перевозили в деревянных бочках, и так как бочки не всегда были хорошего качества значительная часть товара просто вытекала по пути.[2]

Данную проблему Рокфеллер решил, наладив собственное производство бочек. Тем самым Джон решил сразу 2 проблемы – он повысил качество бочек, а следовательно, меньше сырья терялась при транспортировке и снизил стоимость 1 бочки с 2,5 долларов до 1 доллара, а вскоре после этого наладил производство цистерн и первым перешёл на цистерны. А как только появился объём он смог продавить скидки на транспортировку как оптовому покупателю.



И из-за этих трёх простых вещей компания получила огромное преимущество перед всеми участниками рынка.

УХОД МОРРИСА КЛАРКА ИЗ КОМПАНИИ


Была одна проблема: братья Кларка Мориса и Рокфеллер терпеть не могли друг друга. Рокфеллер стремился к росту и постоянно выбивал кредиты на развитие — Кларки же довольствовались тем, что есть, и были недовольны «лишними» тратами. Вскоре они настроили Мориса против его компаньона. В 1865 году Рокфеллер поспорил с Кларком по поводу очередного займа в $100 тысяч. Морис не смог опротестовать аргументы партнера и сделал последнюю попытку его урезонить, пригрозив выходом из компании. Рокфеллер не терпел шантажа, и такой ход вывел его из себя. Джон обсудил ситуацию с Эндрюсом, которой был на его стороне, и составил план по устранению братьев из бизнеса.

Вскоре Кларки снова пригрозили вышвырнуть его из компании, но ответный ход Рокфеллера их поразил: тот сообщил в газетах, что компания самораспускается. Кларки решили договориться с Джоном о продаже Andrews, Clark & Company. Рокфеллер обставил бывших партнеров: он провел аукцион и сам же приобрел предприятие за $72 тысячи, а заодно продал свою долю в Clark and Rockefeller. Позже предприниматель назвал день, когда он отвязался от Кларков, настоящим началом своей карьеры.[1]

Джон наконец принялся развивать собственный бизнес, и уже через год предприятие в несколько раз обгоняло местных конкурентов. Рокфеллер на этом не остановился: он взял в партнеры своего брата Уильяма, и вместе они открыли еще одно перерабатывающее предприятие и компанию по экспорту нефти.


«STANDARD OIL» И ЭКОНОМИКА УЩЕМЛЕНИЯ


В 1870 году на рынок пришло множество инвесторов. Рокфеллер был не прочь увеличить капитал, но не мог доверять новым партнерам. Прежняя форма организации бизнеса ему не подходила, и вскоре он основал и возглавил акционерное общество Standard Oil с капитализацией в $1 млн.

Компания контролировала десятую часть нефтяного рынка США и уже была самой крупной нефтеперерабатывающей компанией, имела современное производство, налаженную систему поставок, но страдала от обострившейся конкуренции перевозчиков. Рокфеллер отправился к своим союзникам с заманчивым предложением. Взамен на снижение пошлин Standard Oil откажется от водных перевозок и полностью перейдет на услуги железнодорожных компаний, гарантируя им 60 цистерн в день.


Перевозчикам сделка была чрезвычайно выгодна, ведь при таких объемах их затраты уменьшились бы втрое — от $900 тысяч до $300 тысяч в месяц. Разумеется, предложение было принято. Другие предприниматели, желавшие заключить подобную сделку, получили отказ.[2]

В 1871 году появилось объединение South Improvement Company (южная компания по благоустройству). Рокфеллер утверждал, что он не имел отношения к его созданию и вступил в него уже после основания, но многие считают, что все было не так. Вошедшие в объединение железнодорожные компании должны были в несколько раз повысить тарифы на перевозку для всех нефтяных промышленников. Однако можно было вступить в South Improvement Company и стать премиум-клиентом, получив скидку в 50% за фиксированное количество перевозок в день.

Этот подход должен был регламентировать перевозки и уменьшить перепроизводство. Войти в South Improvement Company могла любая компания, причем увеличение тарифов должно было вынудить к этому всех руководителей нефтеперерабатывающих предприятий — иначе они рисковали потерять бизнес.

Часть объединения принадлежала Standard Oil. Также в него вошли еще несколько переработчиков нефти (некоторые источники это отрицают). Рокфеллер получал в этом альянсе дополнительные бонусы в виде скидки 40 центов с перевозки барреля нефти. Столько же он получал с каждого барреля конкурентов. Таким образом, Standard Oil зарабатывала даже на перевозках своих конкурентов. Это образование должно было стабилизовать индустрию, скрепив железнодорожные и нефтеперерабатывающие компании, — но оно не выполнило своей функции. South Improvement Company вошла в историю как картельное образование, давшее жизнь новому термину «экономика ущемления».[3]

В 1878 году Standard Oil контролировала, по разным источникам, от 85% до 90% предприятий, занимающихся переработкой нефти. Большинство конкурентов вынужденно вступили в Standard Oil либо были уничтожены.

ОТНОШЕНИЯ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И РАСПАД КОМПАНИИ


Чтобы понять, что происходило в жизни предпринимателя дальше, нужно разобраться в отношениях Рокфеллера с правительством.

Многие специалисты считают, что подобный результат был бы невозможен, если бы не умение Рокфеллера выстраивать отношения с правительством. Standard Oil была постоянным спонсором как демократической, так и республиканской партии.

Практиковались и подкупы сенаторов, которые маскировались под финансирование. Комиссии, которые расследовали деятельность Standard Oil, были наполнены агентами Рокфеллера. Так же он добивался отмены невыгодных законопроектов.


Ситуация стала хуже, когда президентом стал Теодор Рузвельт с антимонопольной и антитрестовой политикой. Рузвельт также взял у Рокфеллера деньги на предвыборную кампанию, но содействовать ему не спешил. На письмо Рокфеллера Рузвельт ответил через газеты, зная, что предприниматель избегает публичности, а американская общественность относится к нему крайне негативно. Рузвельт начал против Standard Oil несколько резонансных дел, и, даже когда он уступил пост президента лояльному к компании Рокфеллера Тафту, антимонопольное расследование не прекратилось.[1]

В 1911 году Верховный суд постановил разделить Standard Oil на 34 компании, но особого вреда Рокфеллеру это не нанесло. Так как у Рокфеллера остались контрольные пакеты акций всех этих компаниях, и хоть теперь они и конкурировали между собой, конечный выгодоприобретатель оставался тем же. С распада Standard Oil начали работу большинство американских нефтяных компаний, среди которых известная сейчас Exxon Mobil, Esso, BP Super и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Рон Черноу Титан. Жизнь Джона Д. Рокфеллера – старшего / . Ron Chernow. – Издательство АСТ Москва: 2020. – 736с. (страницы: 191, 534)

2. Фурсенко, А. А. Династия Рокфеллеров. Нефтяные войны / А. А. Фурсенко. – Санкт-Петербург: Дело, 2015. – 704с. (страницы: 82, 176)

3. Интернет-форум vc.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vc.ru/story/13981-rockefeller-story. Дата обращения: 02.11.2022

4. Интернет-форум Invest Profit [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://investprofit.info/neft/. Дата обращения: 02.11.2022