Файл: Определение длины световой волны при помощи бипризмы френеля (Лабораторная работа 64).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ ПРИ ПОМОЩИ БИПРИЗМЫ ФРЕНЕЛЯ (Лабораторная работа 64)
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИФРАКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРА (Лабораторная работа 78)
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПОЛУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА (Лабораторная работа 69)
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ (Лабораторная работа 80)
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ФОТОЭФФЕКТА (Лабораторная работа 81)
по обе стороны нулевого максимума возникают максимумы первого порядка, – второго порядка и так далее. При освещении дифракционной решетки белым светом на экране вместо светлых полос будут видны спектры, разделенные темными промежутками. Каждый спектр обращен к нулевому максимуму фиолетовым краем (см. рис. 19.1). Интенсивность максимумов постепенно убывает. Число дифракционных спектров ограничивается условием:
.
Чем больше период решетки (d), тем большее число спектров можно наблюдать, но тем менее яркими и более узкими становятся отдельные спектральные линии.
Все детали установки располагаются на оптической скамье. Заключенный в металлическую трубку лазер устанавливается строго горизонтально на неподвижной опоре, закрепленной на оптической скамье.
Внимание! Запрещается включать и выключать лазер в отсутствие лаборанта или преподавателя.
Помните! Попадание в глаза прямого лазерного излучения опасно для зрения. Всякое самостоятельное перемещение лазера как при включенном, так при выключенном состояниях категорически воспрещается.
Лазер 1 (рис. 19.3) служит источником света. Источник света 1, дифракционная решетка 2 и экран 3 находятся на одной прямой. Расстояние между ними измеряется при помощи линейки, расположенной на оптической скамье. Дифракционная картина наблюдается на экране 3. Она состоит из ряда красных и тёмных полосок – дифракционных спектров положительных и отрицательных порядков (условное изображение интенсивности дифракционных спектров 4 ).
Для вычисления длины волны излучения необходимо знать расстояние ( ) от решетки до экрана и расстояние ( ) между максимумами симметричных порядков.
Каждое боковое дифракционное изображение смещено от центра на величину .
На рис. 19.3 показаны лучи, образующие изображение щели. Очевидно, что
,
где – расстояние от щели до решетки, м.
Так как угол мал, то , откуда
.
Из условия (19.1) имеем , откуда:
. (19.2)
Постоянная решетки ( ) есть величина, обратная числу штрихов, нанесенных на единицу длины дифракционной решетки.
Задание: определить длину световой волны при помощи дифракционной решетки.
Все величины, полученные в результате измерений и вычислений, внесите в протокол измерений в соответствии с порядком выполнения работы и формой протокола.
нём получилось четкое изображение дифракционной картины.
Период дифракционной решетки: d = 0,01 мм.
Номинальная длина волны лазерного излучения: = 0,63 мкм.
Длина волны:
__________________ __________________ __________________
Среднее значение длины волны: ___________________________________
Абсолютная погрешность: ________________________________________
Относительная погрешность: ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
1) Какое явление называется дифракцией света? Какие виды дифракции Вам известны?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
2) В чём заключается принцип Гюйгенса-Френеля?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
3) Что называется дифракционной решеткой? Изобразите ход лучей в дифракционной решетке?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
4) Какой вид имеет график распределения интенсивности света после прохождения его через дифракционную решетку? Нарисуйте его.
5) Каковы условия главных максимумов и минимумов интенсивности света при прохождении его через дифракционную решетку?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Примечание: При затруднениях с ответами на вопросы используйте /2, гл.1. § 1.9 – 1.16/.
.
Чем больше период решетки (d), тем большее число спектров можно наблюдать, но тем менее яркими и более узкими становятся отдельные спектральные линии.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Все детали установки располагаются на оптической скамье. Заключенный в металлическую трубку лазер устанавливается строго горизонтально на неподвижной опоре, закрепленной на оптической скамье.
Внимание! Запрещается включать и выключать лазер в отсутствие лаборанта или преподавателя.
Помните! Попадание в глаза прямого лазерного излучения опасно для зрения. Всякое самостоятельное перемещение лазера как при включенном, так при выключенном состояниях категорически воспрещается.
Лазер 1 (рис. 19.3) служит источником света. Источник света 1, дифракционная решетка 2 и экран 3 находятся на одной прямой. Расстояние между ними измеряется при помощи линейки, расположенной на оптической скамье. Дифракционная картина наблюдается на экране 3. Она состоит из ряда красных и тёмных полосок – дифракционных спектров положительных и отрицательных порядков (условное изображение интенсивности дифракционных спектров 4 ).
Для вычисления длины волны излучения необходимо знать расстояние ( ) от решетки до экрана и расстояние ( ) между максимумами симметричных порядков.
Каждое боковое дифракционное изображение смещено от центра на величину .
На рис. 19.3 показаны лучи, образующие изображение щели. Очевидно, что
,
где – расстояние от щели до решетки, м.
Так как угол мал, то , откуда
.
Из условия (19.1) имеем , откуда:
. (19.2)
Постоянная решетки ( ) есть величина, обратная числу штрихов, нанесенных на единицу длины дифракционной решетки.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание: определить длину световой волны при помощи дифракционной решетки.
Все величины, полученные в результате измерений и вычислений, внесите в протокол измерений в соответствии с порядком выполнения работы и формой протокола.
-
Включите лазер при помощи сетевого тумблера. -
Установите экран на таком расстоянии от дифракционной решетки, чтобы на
нём получилось четкое изображение дифракционной картины.
-
Измерьте расстояние ( ) от экрана до дифракционной решетки. -
Измерьте на экране расстояние между серединами симметричных светлых полос -го порядка (по заданию преподавателя). -
Подставьте измеренные значения (из п. 3, 4) в формулу (19.2) и вычислите длину световой волны. -
Повторите измерения (по пунктам 3 – 5) для двух других расстояний . -
Определите среднее значение длины волны по формуле: . -
Сравните результаты измерения длины волны с номинальным значением длины волны лазерного излучения . -
Определите абсолютную и относительную погрешности измерения по формулам: , . -
Сделайте выводы.
ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ
Период дифракционной решетки: d = 0,01 мм.
Номинальная длина волны лазерного излучения: = 0,63 мкм.
Результаты измерений
Номер измерения | , м | , м | | , м | , м |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | |
Расчеты
Длина волны:
__________________ __________________ __________________
Среднее значение длины волны: ___________________________________
Абсолютная погрешность: ________________________________________
Относительная погрешность: ______________________________________
Выводы
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА
1) Какое явление называется дифракцией света? Какие виды дифракции Вам известны?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
2) В чём заключается принцип Гюйгенса-Френеля?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
3) Что называется дифракционной решеткой? Изобразите ход лучей в дифракционной решетке?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
4) Какой вид имеет график распределения интенсивности света после прохождения его через дифракционную решетку? Нарисуйте его.
5) Каковы условия главных максимумов и минимумов интенсивности света при прохождении его через дифракционную решетку?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Примечание: При затруднениях с ответами на вопросы используйте /2, гл.1. § 1.9 – 1.16/.