Файл: «Основы конституционного строя как институт конституционного права».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
Право частной собственности также дополняется правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной фиксированной законом экономической деятельности (статья 34, пункт 1 Конституции Российской Федерации).
Конституция 1993 г. установила новые правовые нормы в отношении земли. В статье 9 Конституции гласит, что "1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и другой форме собственности". Положения настоящей статьи дополняются положениями статьи 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их союзы могут иметь в личном распоряжении землю. Обладание, использование землёй и другими природными ресурсами реализовывается их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных заинтересованностей других лиц.
В 2001году принят Земельный кодекс Российской Федерации, который определяет правовой режим отдельных категорий земель (земли населённых пунктов, лесных, земельных специального назначения - оборонной, транспорт и т.д.), позволяет их свободного обращения (в покупку и продажу земли населённых пунктов, земли для строительства, дач, садовых участков и т.п.). Исключены из оборота земли лесного фонда, водоохранные земли, охраняемые районы, и т.д.[15].
Формирование частной собственности в России соединено с приватизацией государственных и муниципальных организаций, наделов земли, а также частной собственности[16].
Правительство ежегодно устанавливает дату и список организаций, которые подлежат приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом в то же время с ратификацией бюджета. Конституция Российской Федерации позволяет обратный процесс: экспроприация частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (часть 3, статья 35 Конституции РФ). Это может быть реализовано только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция России 1993 года определяет: "Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (статья 8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным понятием "гарантировано" относится требование для всех государственных органов России и их должностных лиц не нарушать единство экономического пространства, чтобы не создавать никаких препятствий для передвижения внутри страны товаров, услуг, средств, не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений[17].
Гарантировать свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, чтобы установить режим без внутренних таможенных границ, это то же самое равное положение предпринимателей на территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должна быть обеспечены единые стандарты правового регулирования порядка формирования и функционирования предприятий, единых стандартов сертификации товаров и услуг, общих правил лицензирования различных видов деятельности.
Глава 4. Социальные и духовные основы конституционного строя РФ
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Россия объявляется социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основной задачей социального государства является достижение социального прогресса, который основан на реальных принципах социальной справедливости, глобальной солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических выгод на основе принципа справедливости, чтобы гарантировать, достойную жизнь.
Социальность государства направлено на предоставление каждому гражданину достойного прожиточного минимума. Это происходит от того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать для себя и своей семьи.
Люди могут заработать при наличии вакансий. В социальном государстве, как правило, фиксируется право на труд. Конституция содержит право "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
Ответственность каждого человека за собственное благополучие неразрывно связана с семьёй. Семья является наиболее важным компонентом общества, связывая его с государством. Увеличение социального потенциала семьи, её деятельность во всех сферах общественной жизни, укрепления брачно-семейных отношений - всё это имеет прямое отношение к социальному развитию в стране.
Семья одинаково важна для общества и для государства. Таким образом, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства, как правовые и социальные точки зрения.
Одной из главных целей социального государства является сглаживание социального неравенства. Тип социального неравенства является неравенством связанного с потерей дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца безработицы и т.д. инструмент, который использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение
Наиболее характерные черты социального государства нашли отражение в социальной политике в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7) "направление на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека".
Социальная политика является частью общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре, благополучия граждан, улучшение их жизни и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, чтобы улучшить свой образ жизни.
В разделе 2 статьи 7 изложены основные направления государственной социальной политики. "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, гарантированный минимум заработной платы, покрываются государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных услуг, устанавливают государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ".
Статья 14 Конституции устанавливает, что Россия является светским государством.
Светское государство - это то, в котором нет ни одной официальной, государственной религии и ни одного из вероисповеданий не признаётся в качестве обязательной или предпочтительной. В этом состоянии религия, её каноны и догматы, и религиозные объединения, действующие в нём не должны влиять на общественный порядок, о деятельности государственных органов и их должностных лиц в системе просвещение и других областях государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государственного и светского характера государственного образования.
Ни одна религия не может выступать в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации обособлены между собой и подчиняются закону на общей основе[18].
Говоря об отношениях между государством и религиозными объединениями, закон устанавливает, что государство не мешают в определение гражданами взглядов к религии, в воспитании, в соответствии со своими мировоззрениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу религии. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения функций государственной власти, других органов исполнительной власти, государственных учреждений и местных органов власти; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат закону; даёт возможность светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Официальные лица органов государственной власти, органы местной власти, а также военнослужащие не должны использовать свое должностное положение для образования конкретного взгляда на религию.
В свою очередь, религиозные ассоциации в соответствии с конституционными позициями образовываются и функционируют независимо от государства в соответствии с их собственным иерархическим организационным строением, избирают, определяют свой состав в соответствии со своими уставами, условиями труда и вознаграждениями устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором.
Заключение
Каждое государство характеризуется определёнными особенностями, которые выражают свою специфику. Государство может быть тоталитарным или демократическим, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких признаков позволяет говорить об определённом виде, определённым образом организует государство или государственную систему. Эта система, закреплённая в Конституции государства, становится её конституционной структурой. Таким образом, конституционный порядок - это определённая форма, определённый способ организации государства, воплощённой в Конституции, предусматривающий представления его права и характеризующие его как правового государства. Под конституционным порядком может быть понято текущее состояние системы отношений между гражданами, органами власти, государственных и общественных организаций, в которых их права и обязанности закреплены в Конституции государства.
Основы конституционного строя есть особенность конституционной структуры, в которой определяется своего рода государственная и общественная система, основанная на принципах демократии, разделения властей, признание человека, его прав и свобод, значение верховенства общества, подчинение государственным приоритетам и интересам гражданского общества.
Список литературы
- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях"
- Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества"
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации"
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2015. 250с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. 302 с.
- Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 416 c.
- Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c.
-
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. 139 с. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2015. 145с. ↑
-
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. 202 с. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2015. 135с. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2015. 140с. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" ↑
-
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. 212 с. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" ↑
-
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" ↑
-
Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 352 c. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" ↑
-
Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 216 c. ↑
-
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // СЗ РФ 17.10.2003 http://www.consultant.ru - справочно-правовая система Консультант Плюс. ↑
-
Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 392 c. ↑
-
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ↑
-
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества" ↑
-
Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 401 c. ↑
-
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ↑