Файл: «Основы конституционного строя как институт конституционного права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демократия в буквальном переводе с греческого, как мы знаем, означает власть народа. Демократический характер российского государства проявляется в том, что в соответствии со статьёй 3 Конституции РФ "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Наиболее важной характеристикой демократического государства является обеспечение его прав и свобод человека и гражданина. Только в демократических странах это обеспечение может быть реальным. Никакие другие знаки и признаки не в состоянии дать государственный демократический характер, если не предусмотрено реальных прав и свобод. Эта функция находит свое отражение в статье 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшим приоритетом, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства[9].

Конституция закрепляет основные формы применения народа своего суверенитета. "Народ, подчёркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции РФ, осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Реализация формы прямой демократии являются референдум и свободные выборы (статья 3 пункт 3 Конституции РФ).

В содержании конституционного строя, закреплённого в Конституции РФ 1993 года, включает в себя нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Вместе они регулируют политическую основу социального порядка и политической системы Российской Федерации.

Народ - это единственная правомерная и законная сила государства, осуществляющий её самостоятельно. Как подчёркивается в статье 3 пункт 1 Конституции РФ "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ". Власть народа в любом состоянии не может быть исключена из организационных форм, через которые народ осуществляет свой суверенитет. Люди контролирует состояние, свободно выражает свою волю, и делают его обязательный характер путём включения в законодательство.

Осуществление демократии осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественных организаций и партий, через институты прямой демократии. Единством, взаимосвязью и функционированием этих форм является политическая система общественного порядка. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ осуществляет принадлежащей ему в соответствии с Конституцией власти, контролирует состояние, определяет и реализует внутреннюю и внешнюю политику.


В статье 13 Конституции РФ отражается отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что Российская Федерация признаёт идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной[10].

Деидеологизации общественного и государственного порядка, Конституцией России 1993 г. устранены, а также и монополия одной партии. В статье 13 Конституции предусмотрено, что РФ признаёт политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержании конституционного строя, законодатель включил определённые ограничения для формирования и деятельности политических партий и общественных организаций. Статья 13 пункт 5 гласит: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни ".

Среди конституционных основ РФ также включён в классическом виде для большинства стран принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых не зависимы (статья 10 Конституции РФ). Государственная власть в Российской Федерации, как это предусмотрено в статье 11 § 1 Конституции РФ во главе с Президентом РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Для механизма реализации народовластия важную роль играет местное самоуправление. В соответствии со статьёй 12 Конституции России, «в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти"[11].

Впервые в конституционном законодательстве России в тексте Конституции предусматривает особую защиту системы государственной власти. Как подчёркивается в пункте 4 статьи 3 Конституции "никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власти преследуются по федеральному закону".

Российская Федерация определена в Конституции как правовое государство. Для юридического состояния характеризуется законность во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, связанного законом, не только для граждан, но и для государства; строгое исполнение требований закона, верховенство принципа законности; осуществление государством эффективного контроля над исполнением законодательства.


Характерные черты правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающей основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В статье 15 Конституции РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

В этой статье, непосредственно указан и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчёркивается в пункте 2 статьёй 45 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Ибо закон должен быть известен гражданам. В связи с этим, Конституция России 1993 впервые в нашем конституционном законе предусматривается: "Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут быть применены, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения "(пункт 3 статьи 15 Конституции).

Желание сделать правовую природу российского государства привело к конституционной новизне. Российская Конституция 1993 года устанавливает, что «Общие признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы[12]. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора "(пункт 4 статьи 15 Конституции). В этом положении определён общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, пункт 1, статья 17 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Российская юрисдикция на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом и нормами международного права (пункт 2, статья 67 Конституции РФ).

Структурной частью российской правовой системы не могут быть все принципы и нормы международного права, а только те, которые хорошо известны и договорные, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее, признаются всеми государствами и выступают в качестве связующего звена. В совокупности, эти стандарты региональные, местные или частные стандарты, которые являются обязательными для любой группы или даже для государства или международных организаций. Такие нормы в международном праве подавляющее большинство. Тем не менее, в современном международном праве существует большое количество стандартов, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя, в статусе обязательных. Эти стандарты называются общепринятым[13].


С основами конституционного строя РФ связаны и некоторые правила, устанавливающие характер отношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти стандарты включают не только демократию нашего государства, но и определяют его конституционный порядок в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 устанавливает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье закреплён принцип гуманных отношений между государством и личностью. А не человек для государства, а государство для человека, чтобы обеспечить свои права и свободы.

Для правового статуса человека в государстве важен институт гражданства. Наиболее принципиальные положения института, законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, в статье 6 Конституции гласит, что "гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения". В статье последовательно проводится принцип равенства. Каждый гражданин Российской Федерации, подчёркивается в статье 8 пункт 2 Конституции Российской Федерации, обладает на своей территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Защиту прав человека, Конституция также предусматривает, что "гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его» (пункт3 статьи 6 Конституции Российской Федерации)[14].

Это положение дополняется установленными нормами в статье 61, 62 Конституции РФ, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти стандарты не включены в содержание основ конституционного строя, но имеют значение для характера отношений между гражданином и государством.

Многонациональный характер национального государственного устройства России привели к включению в главу 1 Конституции РФ «основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимосвязи с субъектом РФ. Прежде всего, это норма закрепляет единство Федерации и верховенство своих законов во всех областях. В статье 4 Конституции Российской Федерации, установлено: "1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории ".


Россия в соответствии со статьёй 5 Конституции РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равенства всех субъектов Федерации как одной из основ конституционного строя имеет принципиально важный характер.

Следует отметить, что равенство субъектов Федерации не означает их равный статус, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различны и условия субъектов Федерации. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Конституции РФ, республика может иметь свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Глава 3. Экономические основы конституционного строя РФ

Экономическая основа конституционного строя России находится в стадии формирования социальной рыночной экономики, в течение которого производство и распределение товаров и услуг, прежде всего, происходит за счёт рыночных отношений. В роли участников выступают стороны частных структур, конкурирующих друг с другом. Российская Федерация поддержала этот конкурс и принимает меры по предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

Конституция закрепляет многообразие форм собственности и их равную защиту. "В Российской Федерации, определено в пункте 2 статьи 8 Конституции РФ, признаются и защищаются аналогичным способом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности". Это положение дополняется положениями статьи 35 Конституции, которая устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый имеет право на собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по постановлению суда. Принудительное отчуждение собственности для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Состояние делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность является собственностью города, района или другого муниципалитета, на территории которого местное самоуправление осуществляется. Другие формы собственности включают свойство общественных объединений, некоммерческих организаций.