Файл: «Теория происхождения государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство это основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает как внутренние так и внешние интересы своего общества. В настоящее время государство определяется характерными признаками и чертами, наличием определенной территории, суверенитет, социальной базы, монополии на легитимное насилие, право сбора налогов, имеет публичный характер власти, наличие государственной символики, которое отличает от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т.д.).

На протяжении многих веков люди живут в условиях государственно - правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Ученые поясняют, что в глубокой древности люди (общество) стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий образования государств и общества, по разным критериям отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, периода времени в которых жили авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с обществом. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Тема курсовой работы - теория происхождения государства. Основываясь на вышеприведенной информации и исходя из выбранной темы работы, можно сформулировать цель - изучение теорий происхождения государства, выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий.

Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд определенных задач:

В первой главе изучается марксистко-ленинская теория происхождения государства, в частности рассматриваются труды немецкого политического деятеля, одного из основоположника марксизма Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В.И. Ленина 1919 г. «О государстве».


Во второй главе приводятся и анализируются особенности и недостатки теорий происхождения государства, внимание заостряется на теологической, патриархальной, органической, договорной, теории насилия, как одной из теорий происхождения государства, ирригационная теория Карла Августа Виттфогеля, психологической теории, теории общественного договора.

1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства.

Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать (объединять) с вопросом о причинах возникновения государств. Существует множество теорий, такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

  1. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. На данное время уровень знаний об обществе неизмеримо вырос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие идеи ученых не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени.
  2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы по различным территориям земли, отличающиеся разнообразием.
  3. Зачастую мыслители, восхищенные достижением других, пытались эти результаты применить к наукам общественным и образовывавшему государству, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.
  4. Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастья и убеждения. И в этом нет ничего зазорного, ведь мы все дети своего времени.

Постараемся рассмотреть все известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь виду, что ее создатели - это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. Поэтому думается, будет справедливо указать сначала на достоинства в той или иной теории происхождения государства, а потом подумать и о недостатках теории происхождения государства.


2. Основные теории происхождения государства

2.1. Теологическая теория

Теологическая теория - это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства. Представителями телеологической теории были многие религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (например, Фома Ливийский — XIII века.), идеологи Ислама и современной Католической и Православной церквей. Особенно широкое распространение божественная теория происхождения государства и общества получила в средние века.

Суть теологической теории и смысл теологической теории заключается в следующем и можно указать одно из определений: государство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми (народом) и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (Католических, Православных, Мусульманских и других вероисповеданий).

В своем писании Католический богослов, философ и теолог Фома Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле человека. Управляющий государством, воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось и перестало бы существовать.

Православный богослов архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей «все это дело Божьей премудрости» и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»'. Он особо настаивает на необ­ходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Архиепископа не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагал, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по мнению архиепископа, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся архиепископ в своем учении и роли начальников (руководителей), которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, одним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а властитель — для того, чтоб мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей ис­чезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать. Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, вла­столюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей. 


Оценивая данную теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в то время, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях развития общества. Справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с моно религией. Она имела большое положительное значение и позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, данная теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

Однако данная теория ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

2.2. Патриархальная теория

Данную теорию основали древнегреческий филсов Платон и его ученик Аристотель, развил Роберт Фильмер Английский политический философ.

Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличивалось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное — море давало возможность вступать в отноше­ния с Египтом, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело строить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как нам известно из писаний, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот поэтому в данном регионе процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа.

Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Основную часть территории составляют горы, покрытые лесами. Климат более сырой и прохладный. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке море слишком бурное, берега неприступны, на западе удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным.


Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличивалась, затем делится. Но в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

Оценивать эту теорию надо спокойно, несмотря на то, что она у некоторых может вызвать улыбку.

Прежде надо отметить, что данной теории надо правильно обращать внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзыв того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь — Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.

Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не конфликтуют, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в крупных городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. В заключении следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.