Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общее понимание методики управление
1.2.Социально-психологические ре методы
1.3. Административные ре методы ре управления.
2.1. Экономические методы управления, применяемые в ОАО «РЖД»
2.2. Социально психологические методы применяемы в ОАО «РЖД»
2.3. Административные методы управления, применяемые в ОАО «РЖД»
Введение
Главной задачей в области управления персоналом является способность менеджера создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач. Именно для этого и служат методы управления персоналом.
В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
В системе управления велика роль руководящий кадров, так как от них зависит выбор и применение тех или иных методов управления, хотя как система, так и кадры не свободны в их выборе. Вместе с тем в управлении ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Особенно важно названное обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные предпосылки.
Практика свидетельствует о том, что многим руководителям не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций.
Целью моей курсовой работы является раскрытие сущности каждой группы методов управления персоналом, изучение их значимости и влияние на работников.
Глава 1 Общее понимание методики управление
Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.
Методы управления, связаны с управленческой деятельностью, с их помощью достигаются практические цели управления. Методы же теории управления являются инструментарием науки, с помощью которой добиваются новые теоретические знания. Нельзя сказать, что эти две группы методов абсолютно не пересекаются. Вполне возможно, что какие-то методы, например, социологические, могут оказаться общими и для той и другой группы, но целевая их направленность и содержание различны.
Принципы управления имеют основополагающий, фундаментальный характер и представляют собой базу и методов и всего содержания управления. Принципы управления ближе к социальным, экономическим и иным закономерностям управления, так как формулируются субъектом управления, прежде всего исходя из их сути. Но проявляются, реализуются принципы в методах управления. Причем выбор методов управления предполагает альтернативность, т.е. возможность применения того или иного метода в зависимости от воли субъекта управления.
Однако совокупность используемых методов управления должна соответствовать принципам управления. В противном случае провозглашенные принципы останутся лишь декларацией, что неминуемо скажется на эффективности управления.
1.1. Экономические методы управления
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
Путём совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики разработалась новая схема классификации экономических методов управления:
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая ре должностные ре оклады ре для ре служащих ре и ре тарифные ре ставки ре для ре рабочих, ре руководство ре предприятия ре определяет ре нормативную ре стоимость ре рабочей ре силы ре с ре учётом ре средних ре затрат ре труда ре при ре его ре нормальной ре продолжительности.
Дополнительная ре заработная ре плата ре позволяет ре учесть ре сложность ре и ре квалификацию ре труда, ре совмещение ре профессий, ре сверхнормативную ре работу, ре социальные ре гарантии ре предприятия ре в ре случае ре беременности ре или ре обучения ре сотрудников ре и ре др. ре Вознаграждение ре определяет ре индивидуальный ре вклад ре работников ре в ре конечные ре результаты ре производства ре в ре конкретные ре периоды ре времени. ре Премия ре напрямую ре связывает ре результаты ре труда ре каждого ре подразделения ре и ре работника ре с ре главным ре экономическим ре критерием ре предприятия ре – ре прибылью.
Руководитель ре предприятия ре может ре с ре помощью ре перечисленных ре выше ре пяти ре компонентов ре оплаты ре труда ре регулировать ре материальную ре заинтересованность ре работников ре с ре экономически ре возможными ре расходами ре на ре производство ре по ре статье ре «заработная ре плата», ре применять ре различные ре системы ре оплаты ре труда ре – ре сдельную ре или ре повременную, ре формировать ре материальные ре и ре духовные ре потребности ре работников ре и ре обеспечивать ре рост ре их ре жизненного ре уровня. ре Если ре руководитель ре чрезмерно ре жаден ре или ре расточительно ре щедр ре в ре оплате ре труда, ре то ре его ре перспективы ре не ре безоблачны, ре т.к. ре в ре первом ре случае ре работники ре «разбегутся», ре а ре во ре втором ре доживут ре до ре разорения ре предприятия.
Рабочая ре сила ре является ре главным ре элементом ре любого ре трудового ре процесса, ре обеспечивающим ре переработку ре предметов ре труда ре с ре помощью ре средств ре труда ре в ре конечный ре продукт. ре Это ре всегда ре главная ре ценность ре любого ре предприятия ре или ре организации.
Рынок ре труда ре является ре неотъемлемой ре частью ре рыночной ре экономики ре и ре представляет ре собой ре совокупность ре экономических ре отношений, ре складывающихся ре в ре сфере ре обмена. ре Он ре является ре составной ре частью ре механизма ре формирования ре и ре изменения ре пропорций ре общественного ре воспроизводства, ре предопределят ре распределение ре рабочей ре силы ре пропорционально ре структуре ре общественных ре потребностей ре и ре уровню ре материального ре производства, ре обеспечивает ре поддержание ре равновесия ре между ре спросом ре на ре труд ре и ре предложением ре рабочей ре силы, ре формирует ре резервы ре в ре сфере ре обращения ре и ре позволяет ре увязать ре экономические ре интересы ре субъектов ре трудовых ре отношений. ре
Одной ре из ре составляющих ре на ре рынке ре труда, ре наряду ре со ре спросом ре и ре предложением, ре является ре цена ре на ре рабочую ре силу. ре Оплачивая ре рабочую ре силу ре как ре дорогой ре товар, ре собственник ре стремиться ре наиболее ре эффективно ре её ре использовать. ре И ре здесь ре на ре первый ре план ре выступают ре экономические ре факторы, ре которые ре заставляют ре руководителей ре и ре организаторов ре производства ре уделять ре первостепенное ре внимание ре устранению ре простоев, ре потерь ре рабочего ре времени, ре обеспечению ре соответствующего ре уровня ре производства, ре труда ре и ре управления. ре Эффективное ре использование ре рабочей ре силы ре требует, ре чтобы ре этот ре дорогой ре товар ре находился ре в ре работоспособном ре состоянии. ре Следовательно, ре необходимо ре заниматься ре условиями ре труда ре и ре быта ре работников, ре постоянно ре развивать ре их ре способность ре к ре труду ре путём ре непрерывной ре системы ре подготовки ре и ре переподготовки ре кадров, ре повышения ре их ре квалификации. ре Всё ре это ре увеличивает ре цену ре на ре рабочую ре силу.
В ре настоящее ре время ре из-за ре низкой ре цены ре на ре рабочую ре силу ре нельзя ре говорить ре об ре оздоровлении ре условий ре труда, ре социальном ре прогрессе ре и ре ускорении ре научно-технического ре прогресса. ре Поэтому ре влияние ре рынка ре труда ре на ре повышение ре эффективности ре производства ре имеет ре первостепенное ре значение. ре Важное ре значение ре имеют ре стоимость ре рабочей ре силы ре и ре уровень ре жизни. ре Стоимость ре рабочей ре силы ре является ре денежным ре мерилом ре оплаты ре труда ре и ре в ре рыночных ре условиях ре определяется ре путём ре спроса ре и ре предложения. ре Однако ре стоимость ре рабочей ре силы ре не ре может ре быть ре ниже ре прожиточного ре минимума, ре умноженного ре на ре число ре членов ре семьи ре работника; ре в ре противном ре случае ре происходит ре деградация ре трудящихся. ре Поэтому ре руководитель ре предприятия ре должен ре заботиться ре о ре неуклонном ре росте ре уровня ре жизни ре своих ре работников ре – ре главном ре факторе ре роста ре материальных ре и ре духовных ре потребностей.
Итак, ре экономический ре метод ре можно ре считать ре самым ре эффективным, ре т.к ре привлечь ре внимание ре сотрудников ре к ре работе ре проще ре всего ре денежными ре средствами. ре Я ре думаю, ре что ре при ре правильной ре подаче ре прибыльности ре можно ре привлечь ре любого ре работника, ре но ре важно ре знать ре его ре позицию.
1.2.Социально-психологические ре методы
Социально-психологические ре методы ре управления ре персоналом ре – ре это ре совокупность ре специфических ре способов ре воздействия ре на ре личностные ре отношения ре и ре связи, ре возникающие ре в ре трудовых ре коллективах. ре Эти ре методы ре специфичны, ре а ре именно ре их ре особенность ре заключается ре в ре том, ре что ре используются ре в ре значительной ре доле ре неформальные ре факторы, ре интересы ре группы, ре коллектива, ре в ре процессе ре управления ре персоналом. ре
Создание ре в ре производственном ре коллективе ре такой ре ситуации, ре которая ре ориентирует ре каждого ре работника ре на ре раскрытие ре всех ре своих ре потенциальных ре возможностей ре и ре тем ре самым ре способствует ре повышению ре эффективности ре производства ре – ре это ре и ре есть ре цель ре этих ре методов ре управления. ре Социально-психологические ре методы ре управления ре предполагают ре изучение ре социальных ре и ре психологических ре условий ре труда ре в ре производственных ре коллективах, ре их ре влияния ре на ре состояние ре личности, ре а ре через ре нее ре – ре на ре результаты ре производственной ре деятельности. ре В ре основе ре этих ре методов ре лежат ре законы ре социологии ре и ре психологии. ре
Таким ре образом ре эти ре виды ре методов ре делятся ре на ре социологические ре и ре психологические. ре
Социологические ре методы ре управления ре служат ре для ре оценки ре места ре и ре назначения ре сотрудников ре в ре коллективе, ре для ре выявления ре неформальных ре лидеров ре и ре обеспечения ре им ре поддержки, ре использования ре мотивации ре персонала ре для ре достижения ре конечного ре результата ре труда, ре предупреждения ре межличностных ре конфликтов ре в ре коллективе ре и ре также ре для ре обеспечения ре эффективных ре коммуникаций. ре К ре числу ре социологических ре методов ре управления ре персоналом ре относят ре моральное ре стимулирование ре (а ре точнее ре использование ре мотиваций ре сотрудников), ре социальное ре планирование, ре социологические ре исследования, ре оценку ре личностных ре качеств, ре партнерство, ре соревнование, ре управление ре конфликтными ре ситуациями.