Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общее понимание методики управление
1.2.Социально-психологические ре методы
1.3. Административные ре методы ре управления.
2.1. Экономические методы управления, применяемые в ОАО «РЖД»
2.2. Социально психологические методы применяемы в ОАО «РЖД»
2.3. Административные методы управления, применяемые в ОАО «РЖД»
Стоит ре начать ре с ре морального ре стимулирования. ре Оно ре направлено ре на ре удовлетворение ре как ре духовных ре и ре нравственных, ре так ре и ре физических ре потребностей. ре Для ре стимулирования ре и ре мотивации ре работников ре на ре современных ре предприятиях ре используются ре различные ре методы, ре побуждающие ре людей ре ответственно ре относиться ре к ре своей ре работе, ре быть ре верными ре предприятию, ре поддерживать ре его ре имидж ре и ре другое. ре При ре выборе ре методов ре стимулирования ре учитывается ре не ре только ре материальная ре заинтересованность, ре но ре и ре психологические ре факторы. ре
Разнообразные ре теории ре мотивации ре помогают ре создать ре обоснованную ре базу ре для ре реализации ре этого ре этапа ре управления ре человеческими ре ресурсами. ре Однако ре учет ре культурных, ре личностных, ре организационных ре и ре других ре аспектов ре деятельности ре работников ре остается ре зоной ре ответственности ре руководства ре предприятия.
Мотивами ре называют ре побуждения ре человеческого ре поведения, ре базирующиеся ре на ре субъективных ре ощущениях ре недостатков ре или ре личных ре стимулов. ре Как ре уже ре говорилось, ре существуют ре различные ре теории ре мотиваций, ре которые ре успешный ре менеджер ре обязан ре знать ре и ре правильно ре использовать ре эти ре классификации ре потребностей. ре
Например, ре мотивы ре человеческого ре поведения ре можно ре упорядочить ре с ре помощью ре пирамиды ре Маслоу:
Что ре же ре касается ре психологических ре методов ре воздействия, ре то ре они ре направлены ре на ре регулирование ре отношений ре между ре людьми ре и, ре как ре правило, ре индивидуальны ре и ре направлены ре на ре конкретную ре личность. ре Особенность ре этих ре методов ре – ре они ре направлены ре на ре внутренний ре мир ре человека, ре его ре личность, ре интеллект, ре чувства, ре образы, ре поведение ре и ре позволяют ре сосредоточить ре внутренний ре потенциал ре сотрудника ре на ре решении ре конкретных ре производственных ре задач. ре
Способы ре психологического ре воздействия ре относят ре к ре числу ре важнейших ре элементов ре психологических ре методов ре управления. ре Они ре концентрируют ре все ре необходимые ре и ре разрешенные ре законом ре приемы ре воздействия ре на ре людей ре для ре координации ре в ре процессе ре совместной ре трудовой ре деятельности. ре
Внушение ре представляет ре психологическое ре целенаправленное ре воздействие ре на ре личность ре подчиненного ре со ре стороны ре руководителя ре при ре помощи ре его ре апелляции ре к ре групповым ре ожиданиям ре и ре мотивам ре побуждения ре к ре труду. ре Внушение ре может ре вызвать ре у ре человека, ре иногда ре помимо ре его ре воли ре и ре сознания, ре определенное ре состояние ре чувств ре и ре привести ре к ре совершению ре человеком ре определенного ре поступка. ре
Убеждение ре базируется ре на ре аргументированном ре и ре логическом ре воздействии ре на ре психику ре человека ре для ре достижения ре поставленных ре целей, ре снятия ре психологических ре барьеров, ре устранения ре конфликтов ре в ре коллективе.
Подражание ре является ре способом ре воздействия ре на ре отдельного ре работника ре или ре социальную ре группу ре путем ре личного ре примера ре руководителя ре или ре новатора ре производства, ре образцы ре поведения ре которого ре являются ре примером ре для ре других.
Вовлечение ре является ре психологическим ре приемом, ре при ре помощи ре которого ре работники ре становятся ре соучастниками ре трудового ре или ре общественного ре процесса, ре например ре выборов ре руководителя, ре принятия ре согласованных ре решений, ре соревнования ре в ре коллективе ре и ре др. ре ре ре ре ре ре ре ре ре
Побуждение ре — ре позитивная ре форма ре морального ре воздействия ре на ре человека, ре когда ре подчеркиваются ре положительные ре качества ре работника, ре его ре квалификация ре и ре опыт, ре уверенность ре в ре успешном ре выполнении ре порученной ре работы, ре что ре позволяет ре повысить ре моральную ре значимость ре сотрудника ре на ре предприятии. ре В ре советский ре период ре для ре побуждения ре к ре труду ре широко ре использовались ре такие ре формы, ре как ре занесение ре на ре Доску ре почета, ре вручение ре Почетной ре грамоты, ре присвоение ре звания ре "Победитель ре соревнования", ре "Ударник ре труда" ре и ре др.
Принуждение ре - ре крайняя ре форма ре морального ре воздействия, ре когда ре другие ре приемы ре воздействия ре на ре личность ре не ре дали ре результатов ре и ре работника ре заставляют, ре возможно, ре даже ре против ре его ре воли ре и ре желания, ре выполнять ре определенную ре работу. ре Желательно ре применять ре принуждение ре только ре в ре чрезвычайных ре (форс-мажорных) ре обстоятельствах, ре когда ре бездействие ре может ре привести ре к ре жертвам, ре ущербу, ре гибели ре имущества, ре людей, ре несчастным ре случаям.
Осуждение ре - ре прием ре психологического ре воздействия ре на ре человека, ре который ре допускает ре большие ре отклонения ре от ре моральных ре норм ре в ре коллективе ре или ре результаты ре труда ре и ре качество ре работы ре которого ре крайне ре неудовлетворительны. ре Такой ре прием ре не ре может ре применяться ре для ре воздействия ре на ре людей ре со ре слабой ре психикой ре и ре практически ре бесполезен ре для ре воздействия ре на ре отсталую ре часть ре коллектива.
ре Требование ре имеет ре силу ре распоряжения. ре В ре связи ре с ре этим ре оно ре может ре быть ре эффективным ре только ре в ре том ре случае, ре когда ре руководитель ре обладает ре большой ре властью ре или ре пользуется ре непререкаемым ре авторитетом. ре В ре других ре случаях ре этот ре прием ре может ре оказаться ре бесполезным ре или ре даже ре вредным. ре Во ре многих ре отношениях ре категорическое ре требование ре идентично ре с ре запрещением, ре выступающим ре в ре виде ре легкой ре формы ре принуждения.
Запрещение ре предполагает ре тормозящее ре воздействие ре на ре личность. ре К ре нему ре мы ре относим ре запрещение ре импульсивных ре действий ре неустойчивого ре характера, ре что, ре в ре сущности, ре является ре вариантом ре внушения, ре а ре также ре запрещение ре недозволенного ре поведения ре (выпивка, ре бездеятельность, ре попытка ре хищения ре или ре брака).
Этот ре метод ре стоит ре на ре грани ре двух ре главных ре методов ре воздействия ре - ре принуждения ре и ре убеждения.
Порицание ре обладает ре убеждающей ре силой ре только ре в ре условиях, ре когда ре собеседник ре идентифицирует ре себя ре с ре руководителем: ре "он ре один ре из ре нас". ре В ре других ре случаях ре порицание ре воспринимается ре как ре менторское ре назидание, ре которое ре можно ре выслушать, ре но ре которому ре не ре нужно ре следовать. ре В ре силу ре того, ре что ре человек ре довольно ре активно ре защищает ре свое ре "Я", ре он ре часто ре рассматривает ре этот ре прием ре как ре покушение ре на ре свою ре самостоятельность.
Командование ре применяется ре тогда, ре когда ре требуется ре быстрое ре и ре точное ре исполнение ре без ре каких ре бы ре то ре ни ре было ре критических ре реакций. ре При ре выполнении ре команд ре не ре рассуждают. ре В ре жизни ре встречаются ре запретительные ре и ре побудительные ре разновидности ре команд. ре Первые: ре "Прекратите!", ре "Перестаньте ре нервничать!", ре "Замолчите!" ре и ре т.д. ре - ре направлены ре на ре немедленное ре торможение ре нежелательных ре актов ре поведения. ре Они ре подаются ре твердым ре спокойным ре голосом ре или ре голосом ре с ре эмоционально ре окрашенным ре оттенком. ре Вторые: ре "Идите!", ре "Принесите!", ре "Выполняйте!" ре и ре т.д. ре - ре нацелены ре на ре включение ре поведенческих ре механизмов ре людей.
Обманутое ре ожидание ре эффективно ре в ре ситуации ре напряженного ре ожидания. ре Предшествующие ре события ре должны ре сформировать ре у ре собеседника ре строго ре направленный ре ход ре мыслей. ре Если ре вдруг ре обнаруживается ре несостоятельность ре этой ре направленности, ре то ре собеседник ре оказывается ре в ре растерянности ре и ре без ре возражений ре воспринимает ре предлагаемую ре ему ре идею. ре Такое ре положение ре дел ре характерно ре для ре многих ре ситуаций ре в ре жизни.
"Взрыв" ре - ре прием, ре известный ре как ре мгновенная ре перестройка ре личности ре под ре влиянием ре сильных ре эмоциональных ре переживаний. ре Применение ре "взрыва" ре требует ре создания ре специальной ре обстановки, ре в ре которой ре возникли ре бы ре чувства, ре способные ре поразить ре человека ре своей ре неожиданностью ре и ре необычностью. ре В ре такой ре обстановке ре у ре человека ре происходит ре сбой ре нервных ре процессов. ре Неожиданный ре раздражитель ре вызывает ре у ре него ре сильный ре стресс. ре Это ре приводит ре к ре коренному ре изменению ре взглядов ре на ре вещи, ре события, ре отдельных ре людей ре и ре даже ре мир ре в ре целом.
Намек ре - ре прием ре косвенного ре убеждения ре посредством ре шутки, ре иронии ре и ре аналогии. ре В ре некотором ре смысле ре формой ре намека ре может ре быть ре совет. ре Сущность ре намека ре состоит ре в ре том, ре что ре он ре апеллирует ре не ре к ре сознанию, ре не ре к ре логическому ре рассуждению, ре а ре к ре эмоциям. ре Поскольку ре намек ре таит ре в ре себе ре потенциальную ре возможность ре оскорбления ре личности ре собеседника, ре то ре пользоваться ре им ре лучше ре всего ре в ре ситуации ре конкретного ре настроения.
Комплимент ре нередко ре смешивают ре с ре лестью. ре Если ре сказать ре человеку: ре "Как ре складно ре вы ре говорите!", ре то ре это ре польстит ре ему. ре Лесть ре приятна ре далеко ре не ре каждому, ре хотя ре часто ре люди ре не ре отмахиваются ре от ре нее. ре Французская ре пословица ре гласит" ре "Лесть ре - ре это ре умение ре сказать ре человеку ре то, ре что ре он ре сам ре о ре себе ре думает". ре Комплимент ре никого ре не ре обижает, ре он ре всех ре возвышает. ре
Похвала ре является ре позитивным ре психологическим ре приемом ре воздействия ре на ре человека ре и ре оказывает ре более ре сильное ре действие, ре чем ре осуждение. ре Иногда ре достаточно ре сказать ре молодому ре сотруднику: ре "Сегодня ре Вы ре работаете ре значительно ре лучше ре и ре если ре еще ре чуть-чуть ре улучшите ре качество, ре то ре Вы ре достигнете ре превосходных ре результатов". ре Однако ре такая ре похвала ре опытному ре работнику ре может ре быть ре воспринята ре как ре обида, ре и ре его ре успехи ре лучше ре отметить ре в ре торжественной ре обстановке ре перед ре всем ре коллективом.
Просьба ре является ре весьма ре распространенной ре формой ре общения ре между ре коллегами, ре молодыми ре и ре опытными ре работниками ре и ре реже ре применяется ре во ре взаимоотношениях ре руководителя ре с ре подчиненными. ре Просящий, ре обращается ре за ре советом, ре помощью, ре инструкцией ре к ре другому ре сотруднику, ре когда ре сомневается ре в ре формах ре и ре методах ре выполнения ре работы ре или ре не ре в ре силах ре ее ре сделать ре самостоятельно. ре Просьба ре руководителя ре является ре эффективным ре методом ре руководства, ре т.к. ре воспринимается ре подчиненным ре как ре доброжелательное ре распоряжение ре и ре демонстрирует ре уважение ре к ре его ре личности.
Совет ре - ре психологический ре метод, ре основанный ре на ре сочетании ре просьбы ре и ре убеждения, ре часто ре применяемый ре во ре взаимоотношениях ре коллег, ре наставников ре молодых ре рабочих ре и ре опытных ре руководителей. ре Можно ре сказать ре рабочему: ре "Иванов, ре замени ре инструмент" ре — ре это ре форма ре распоряжения. ре Можно ре сказать ре по-другому: ре "Я ре Вам ре советую ре заменить ре инструмент". ре Однако ре в ре оперативной ре работе, ре требующей ре принятия ре быстрых ре решений, ре использование ре советов ре и ре просьб ре руководителем ре должно ре быть ре минимизировано ре и ре исключено ре в ре тех ре случаях, ре когда ре рабочий ре допускает ре брак ре и ре срыв ре заданий.
ре ре Итак, ре социально-психологические ре методы ре представляют ре собой ре наиболее ре тонкий ре инструмент ре воздействия ре на ре социальные ре группы ре людей ре и ре личность ре человека. ре Чтобы ре сохранить ре хороших ре работников, ре следует ре следить, ре чтобы ре они ре были ре счастливы ре и ре довольны, ре стараться ре их ре стимулировать ре для ре лучшего ре выполнения ре ими ре работы, ре что, ре в ре свою ре очередь, ре принесёт ре пользу ре компании.
1.3. Административные ре методы ре управления.
Административные ре методы ре являются ре способом ре осуществления ре управленческих ре воздействий ре на ре персонал ре и ре базируются ре на ре власти, ре дисциплине ре и ре взысканиях.
Административные ре методы ре ориентированы ре на ре такие ре мотивы ре поведения, ре как ре осознанная ре необходимость ре дисциплины ре труда, ре чувство ре долга, ре стремление ре человека ре трудиться ре в ре определённой ре организации ре и ре т.п. ре Эти ре методы ре воздействия ре отличает ре прямой ре характер ре воздействия: ре любой ре регламентирующий ре или ре административный ре акт ре подлежит ре обязательному ре исполнению.
Для ре административных ре методов ре характерно ре их ре соответствие ре правовым ре нормам, ре действующим ре на ре определённом ре уровне ре управления, ре а ре также ре актам ре и ре распоряжениям ре вышестоящих ре органов ре управления.
Административные ре методы ре управления ре являются ре мощным ре рычагом ре достижения ре поставленных ре целей ре в ре случаях, ре когда ре нужно ре подчинить ре коллектив ре и ре направить ре его ре на ре решение ре конкретных ре задач ре управления. ре Идеальным ре условием ре их ре эффективности ре является ре высокий ре уровень ре регламентации ре управления ре и ре трудовой ре дисциплины, ре когда ре управленческие ре воздействия ре без ре значительных ре искажений ре реализуются ре нижестоящими ре звеньями ре управления. ре Это ре особенно ре актуально ре в ре больших ре многоуровневых ре системах ре управления, ре к ре которым ре относятся ре крупные ре предприятия. ре Демократизация ре управления ре и ре развитие ре рыночных ре отношений ре в ре стране, ре развал ре централизованной ре административной ре системы ре и ре деформация ре Морального ре кодекса ре строителя ре коммунизма ре понизили ре роль ре административных ре методов ре управления ре на ре предприятиях. ре Ряд ре противоречивых ре процессов ре в ре обществе ре также ре препятствует ре использованию ре административных ре методов. ре К ре ним ре относятся ре рост ре безработицы ре и ре частичная ре занятость ре на ре предприятиях, ре значительная ре инфляция ре в ре течение ре последних ре лет, ре превышение ре темпов ре роста ре цен ре на ре потребительные ре товары ре над ре темпами ре роста ре заработной ре платы, ре нарушение ре привычного ре уклада ре жизни ре в ре семье.