Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика и классификация форм государственного устройства
1.1. Понятие «форма государственного устройства» и ее характеристики
1.2. Сравнительно-правовой анализ классификации форм государственного устройства
2.1. Нетипичные формы государственного устройства
2.2. Причины разнообразия форм государственного устройства
В-пятых, более благоприятным для развития государства выступает продолжение федерализации страны, но в данном случае требуется проявление усиленной политической воли и умение идти на компромисс как со стороны федерального центра, так и субъектов Федерации, а также иных факторов политического процесса.[74]
Таким образом, как представляется, необходима конституционная реформа субъектного состава Российской Федерации в сторону укрупнения субъектов, руководствуясь принципиально новыми критериями оптимальности и эффективности управления, поскольку традиционные методы управления таким количеством субъектов явно не оправдывают себя. Это, в свою очередь, предполагает перестройку всей структуры федеративного устройства, что можно решить только в рамках конституционной реформы, которая должна проводиться поэтапно, путем внесения изменений и дополнений в гл. 3-8 Конституции РФ. Решение поставленного вопроса должно последовать за оптимизацией субъектного состава федеративного государства, а не предварять его.
Заключение
По результатам проведенного исследования возможно прийти к выводу о том, что форма государственного устройства как категория наделена самостоятельным характером, в большинстве своем определяемая существующими традициями, историческими спецификами возникновения и развития государства. При аналогичных формах правления возможно существование разнообразных форм государственного устройства.
Кроме того, при анализе данной категории в ходе проведения исследования было выявлено, что форма государственного устройства выступает достаточно самостоятельным элементом в единой системе понятия формы государства. Последняя, в большинстве своем статична, поскольку определена традициями и историческими спецификами развития конкретного государства. Следовательно, форму государства возможно оценить в единстве двух ее составляющих - формы государственного правления и формы государственного устройства, которые по отношению к форме государства выступают субинститутами, которым свойственны государственные начала в области структурной и политико-территориальной организации государственной власти.
Первая и непосредственная задача государства - благоустроить жизнедеятельность, организовать социальный процесс на собственном территориальном пространстве. Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства - это распределение полномочий, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего. Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства.
Чтобы заявлять о себе как о многонациональном, государству недостаточно, чтобы на его территории проживали граждане из числа лиц различной национальности. В данном случае показателем будут исторически сформировавшиеся национальные группы населения, проживающие на частях территории страны. Основным является определение правовых гарантий сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев национальных групп. Каждая нация наделена суверенитетом, который предполагает и решение проблемы национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет желание последних существовать в многонациональном сообществе, а других - создавать собственное национальное государство.
Иная функция государственного устройства представлена в формировании достаточных политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития составных территорий государства.
Таким образом, возможно сделать вывод о том, что проблема формы государственного устройства имеет особое значение с точки зрения как теории, так и практики, особенно данное касается современного этапа развития, когда традиционные формы государственного устройства трансформируются, возникают «гибридные» и «переходные».
С точки зрения практического применения необходимо определиться с формами вновь возникших государственных объединений по причине того, что данное оказывает влияние не только на внутренне устроительство, но и международное положение государств и государственных союзов. Данное обстоятельство, как представляется, требует пристального внимания к вопросам утверждения в нашей стране эффективных форм государственного устройства, которые, с одной стороны, отражали бы современные тенденции, а с другой – развивались на надежной основе, проверенной историческим опытом.
Развитие отношений, базирующихся на федеративной основе в России наглядно доказывает, что со временем требуется вносить уточнения в систему и содержание принципов федерализма. Сформированная на сегодняшний день российская модель разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами наделена централистским характером, поскольку перечень полномочий в компетенции субъектов РФ некоторым образом ограничен сводом, который закреплен в ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ. Наиболее демократичным в федеративном государстве представляется распределение объема прав Федерации и ее субъектов в соответствии с вертикалью на основе принципа субсидиарности, который, в свою очередь, еще не получил надлежащего правового закрепления и только в части раскрывается в некоторых федеральных законах.
Очень своевременным для России выступает и конституционно-правовое закрепление принципа верности Федерации, являющегося основным в некоторых зарубежных государствах.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ».-04.08.2014.- №31.- Ст. 4398.
- Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».- 1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу)
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976)// «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».- №283.-06.12.1936 (документ утратил силу).
- Авдеев Д.А. Государственное устройство и государственный строй: от старого формата к новому образцу// Современное право. 2017. -№10.- С. 24-27.
- Авдеев Д.А. Тенденция конституционного развития современной формы государства// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016.-Т. 2. -№1.- С. 140-149.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 476 с.
- Айсанова М.Р. Теоретические основы централизации и децентрализации в условиях федерализма// В сборнике: Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2017.- С.6-13.
- Александрова В.П., Сороченко В.В. Российский федерализм: теория и практика // Право. 2017.- №1.- С. 22.
- Арзамаскин Н.Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): дис. … канд. юрид. наук. - М., 1996.- 24 с.
- Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицин-форм, 2015.- 304 с.
- Биография и основные научные труды профессора Эугениюса Прановича Григониса// В сборнике: Юридическая наука и юридическое образование Сборник научных трудов, посвященный 55-летию профессора Э.П. Григониса. 2017. -С. 3-18.
- Бондарчук И.В., Буткевич О.В., Руденко А.В., Рышкова Л.В., Стрельникова И.Ю., Трофимов С.А. Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя / Ответственные редакторы: Трофимов Сергей Анатольевич, Бондарчук Илья Вла-димирович. Симферополь, 2018.- 256 с.
- Василенко В.А. На пути к протекторату// Отношения правительства имперской России с Китаем и Монголией по вопросам установления политического влияния в Туве во второй половине XIX в. - 1914 г / Иркутск, 2014.- 223 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть 1: теория государства.- 520 с.
- Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Понятие формы государственного устройства в отечественной юридической науке// Мир юридической науки. 2015. -№5. -С. 14-26.
- Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Империя как форма государственного устройства// Мир юридической науки. 2016.- №11. -С.10-18.
- Герасимова Е.Е. Конфедерация как основа согласования глобализационных и национальных интересов и ценностей// В сборнике: Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Ответственный редактор: А.В. Малько. 2013.- С. 49-50.
- Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2005.- 824 с.
- Грачев Н.И. Империя как форма государственного устройства и тенденции развития суверенной государственности в современном мире// Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. -№5 (51).- С. 8-15.
- Григонис Э.П. Уния как форма государственного устройства: история и современность// Мир юридической науки. 2015. -№6. -С.12-15.
- Гукепшоков М.Х., Дышеков М.В., Цолоев Т.С. Исторические формы национально-государственного устройства// Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2012.-Т. 2.- №2. -С. 53-55.
- Гукепшоков М.Х. Проблемы классификации форм государства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов- 2000. -185 с.
- Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства государств: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему/Сборных научных трудов молодых ученых Кабардино-Балкарского государственного университета.- Нальчик 1998. -С.124-132.
- Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды// В книге: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. -С. 204-209.
- Иванов В.В. Территориальное устройство и федеративная система России // Правоведение. - 2002. - №3. - С. 64.
- К ревизии форм государственного устройства// В книге: Идеологическое противостояние в России Папаяни Ф.А. Москва, 2018.- С. 201-203.
- Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980.- 712 с.
- Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. -№1.- С. 206-212.
- Касаткина Е.М. Три ветви власти Швейцарской конфедерации// В сборнике: Современные тенденции раз-вития юриспруденции, экономики и управления Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. - С. 139-142.
- Каск Л.И. О признаках государства // Правоведение. - 1963. - № 1. - С.27-37.
- Керимов Д.А. Сущность общенародного государства // Вестник ЛГУ. - 1971. № 23. - Вып. 4. - С. 123-129.
- Клемин А.В. «Еврофедерализм», «федерализм», «наднациональность»// Юридическая наука в Китае и России. 2017. -№1.- С. 334-348.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права.-СПб., 2000.- 448 с.
- Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №3-6. - С. 74-80.
- Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. -№2 (18). -С.5-12.
- Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в условиях унитарного государства: опыт европейских стран// Правовое поле современной экономики. 2016.- №3. - С. 66-70.
- Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государства). М.,- 2007. -752 с.
- Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства// Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017.- №1-2 (6-7). -С. 5-15.
- Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной кон-ференции. 2018.- С. 75-78.
- Миронюк М.Г. Современный федерализм. М., 2008.-279 с.
- Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.- 799 с.
- Нижник Н.С., Меньшикова Н.С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014.- №2(36).- С. 62–63.
- Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. -М.,1994.- 520 с.
- Палиенко Н.И. Формы государственного устройства. Харьков. - 1917. – 15 с.
- Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия// Эпомен. 2018. -№17. -С. 93-101.
- Пронищев И. Федерация как форма государственного устройства// В сборнике: Основные тенденции развития государственного управления и местного самоуправления в РФ Сборник статей четвертой студенческой научной конференции. 2017.-С. 110-116.
- Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015.- № 2 (60). -С. 4-10.
- Саакян М.В. К вопросу о федерализме// В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и при-кладных исследований Материалы VI международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». 2015.- С. 231-233.
- Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства// Проблемы науки. 2019.- №2 (38).- С. 83-84.
- Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства// Евразийский научный журнал. 2017.- №8.- С. 65-66.
- Сараева Д.Е. Коллизии, проблемы и перспективы российского федерализма // Молодой ученый. 2017. -№9. -С. 121.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. -СПб., 1995.- 304 с.
- Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015.- №7.- С. 20 - 24.
- Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ: дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005.- 354 с.
- Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания// Основы экономики, управления и права. 2012. -№ 3(3). - С. 17-20.
- Федощева Н.Н. Понятие формы государства и государственного устройства: некоторые теоретические аспекты// В сборнике: Современные проблемы права и управления сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА.- 2016.-С. 300-305.
- Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. М., 2000.-210 с.
- Хабенская Е.О. Отношения Сенегала с Республикой Гамбия// Геополитический журнал. 2015. №2 (9). -С. 42-49.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., 1995. - 450 с.
- Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 704 с.
- Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица// Журнал российского права. 2011.- № 1 (169). -С. 76-81.
- Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. - № 9.-С. 11 - 14.
- Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922): учебное пособие. - М., 2003. - C. 14.
- Чиркин В. Е. Государствоведение. – М., 1999. -352 с.
- Чугаев В.В. Конфедерация как союз независимых государств// В сборнике: Форма государства: современные тенденции развития.- Cборник материалов региональной научной конференции. Ответственный редактор В.В. Пономарева. 2007-С. 90-94.
- Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. -4-е изд., изм. и доп. -М.: Статут, 2017. - 624 с.
- Шахрай С.М. 25 лет Конституции Российской Федерации: реализация и развитие конституционных моделей // Lex russica. 2018. -№11. -С. 9 - 15.
- Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 231–236.
- Юм Д. Идея современного государства // О свободе. - М., 1995.- С. 106.
-
Палиенко Н.И. Формы государственного устройства. Харьков. - 1917. - С.1. ↑
-
Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922): учебное пособие. - М., 2003. - C. 14. ↑
-
Авдеев Д.А. Государственное устройство и государственный строй: от старого формата к новому образцу
Современное право. 2017. -№10.- С. 24-27. ↑
-
Нижник Н.С., Меньшикова Н.С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014.- №2(36).- С. 62–63. ↑
-
Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды// В книге: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. -С. 204-209. ↑
-
Чиркин В. Е. Государствоведение. – М., 1999. - С. 161 - 162. ↑
-
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976)// «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».- №283.-06.12.1936 (документ утратил силу) ↑
-
Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».- 1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу) ↑
-
Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922): учебное пособие. - М., 2003. - C. 14. ↑
-
Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. -М.,1994.- С. 262. ↑
-
Комаров С. А. Общая теория государства и права.-СПб., 2000.- С. 137. ↑
-
Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015.- № 2 (60). -С. 4-10. ↑
-
Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой
мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ : дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005.- С. 8. ↑
-
Арзамаскин Н.Н. Эволюция формы государства (на современном опыте Российской Федерации): дис. … канд. юрид. наук. - М., 1996.- С. 9 . ↑
-
Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.- С. 149. ↑
-
Керимов Д.А. Сущность общенародного государства // Вестник ЛГУ. - 1971. № 23. - Вып. 4. - С. 123-129. ↑
-
Каск Л.И. О признаках государства // Правоведение. - 1963. - № 1. - С.27-32. ↑
-
Федощева Н.Н. Понятие формы государства и государственного устройства: некоторые теоретические аспекты// В сборнике: Современные проблемы права и управления сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА.- 2016.-С. 300-305. ↑
-
К ревизии форм государственного устройства// В книге: Идеологическое противостояние в России Папаяни Ф.А. Москва, 2018.- С. 201-203. ↑
-
Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства// Проблемы науки. 2019.- №2 (38).- С. 83-84. ↑
-
Гукепшоков М.Х., Дышеков М.В., Цолоев Т.С. Исторические формы национально-государственного устройства// Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2012.-Т. 2.- №2. -С. 53-55. ↑
-
Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Понятие формы государственного устройства в отечественной юридической науке// Мир юридической науки. 2015. -№5. -С. 14-26. ↑
-
Иванов В.В. Территориальное устройство и федеративная система России // Правоведение. - 2002. - №3. - С. 64. ↑
-
Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим// Академический юридический журнал. 2015. -№2 (60). -С. 4-10. ↑
-
Авдеев Д.А. Тенденция конституционного развития современной формы государства// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016.-Т. 2. -№1.- С. 140-149. ↑
-
Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-6. С. 74-80. ↑
-
Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 231–236 ↑
-
Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государства). М.,- 2007. -С. 17. ↑
-
Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 231-236 ↑
-
Миронюк М.Г. Современный федерализм. М., 2008.-С. 23. ↑
-
Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013.-С.58. ↑
-
Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2005.- С.11. ↑
-
Ляпин И.Ф. Децентрализация государственной власти в условиях унитарного государства: опыт европейских стран// Правовое поле современной экономики. 2016. №3. -С. 66. ↑
-
Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства// Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017.- №1-2 (6-7). -С. 5-15. ↑
-
Федощева Н.Н. Форма государственного устройства: теоретические и исторические аспекты. М., 2000.-С.14. ↑
-
Биография и основные научные труды профессора Эугениюса Прановича Григониса// В сборнике: Юридическая наука и юридическое образование Сборник научных трудов, посвященный 55-летию профессора Э.П. Григониса. 2017. -С. 3-18. ↑
-
Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 206-212. ↑
-
Пронищев И. Федерация как форма государственного устройства// В сборнике: Основные тенденции развития государственного управления и местного самоуправления в РФ Сборник статей четвертой студенческой научной конференции. 2017.-С. 110-116; Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства// Евразийский научный журнал. 2017.- №8.- С. 65-66. ↑
-
Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания// Основы экономики, управления и права. 2012. -№ 3(3). – С. 19. ↑
-
Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица// Журнал российского права. 2011.- № 1 (169). -С. 76-81. ↑
-
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. -СПб., 1995.- С. 49. ↑
-
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., 1995. -С. 62. ↑
-
Герасимова Е.Е. Конфедерация как основа согласования глобализационных и национальных интересов и ценностей// В сборнике: Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Ответственный редактор: А.В. Малько. 2013.- С. 49-50. ↑
-
Хабенская Е.О. Отношения Сенегала с Республикой Гамбия// Геополитический журнал. 2015. №2 (9). -С. 42-49. ↑
-
Касаткина Е.М. Три ветви власти Швейцарской конфедерации// В сборнике: Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. - С. 140. ↑
-
Чугаев В.В. Конфедерация как союз независимых государств// В сборнике: Форма государства: современные тенденции развития.- Cборник материалов региональной научной конференции. Ответственный редактор В.В. Пономарева. 2007.- С. 90. ↑
-
Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018.- С. 75. ↑
-
Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия// Эпомен. 2018. -№17. -С. 93-101. ↑
-
Гукепшоков М.Х. Проблемы классификации форм государства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов- 2000. -С. 124. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть 1: теория государства.- С. 128. ↑
-
Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства государств: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему/Сборных научных трудов молодых ученых Кабардино-Балкарского государственного университета.- Нальчик 1998. С.124-132. ↑
-
Василенко В.А. На пути к протекторату// Отношения правительства имперской России с Китаем и Монголией по вопросам установления политического влияния в Туве во второй половине XIX в. - 1914 г / Иркутск, 2014.- С.10. ↑
-
Григонис Э.П. Уния как форма государственного устройства: история и современность// Мир юридической науки. 2015. -№6. -С.12-15. ↑
-
Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Империя как форма государственного устройства// Мир юридической науки. 2016.- №11. -С.10-18. ↑
-
Грачев Н.И. Империя как форма государственного устройства и тенденции развития суверенной государственности в современном мире// Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. -№5 (51).- С. 8-15. ↑
-
Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. -№2 (18). -С. 5-12. ↑
-
Там же. -С. 8. ↑
-
Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980.- С. 195. ↑
-
Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955.- С. 265-266. ↑
-
Юм Д. Идея современного государства // О свободе. - М., 1995.- С. 106. ↑
-
Саакян М.В. К вопросу о федерализме// В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы VI международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». 2015.- С. 231-233. ↑
-
Айсанова М.Р. Теоретические основы централизации и децентрализации в условиях федерализма// В сборнике: Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2017.- С. 6-13. ↑
-
Клемин А.В. «Еврофедерализм», «федерализм», «наднациональность»// Юридическая наука в Китае и России. 2017. -№1.- С. 334-348. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ».-04.08.2014.- №31.- Ст. 4398. ↑
-
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – С. 58. ↑
-
Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»(вместе с Конституцией)// «СУ РСФСР».-1937.- №2.- Ст. 11 (документ утратил силу). ↑
-
Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 11 - 14. ↑
-
Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015.- №7.- С. 20 - 24. ↑
-
Баланов Е.К. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2017. -№2. -С. 69. ↑
-
Бондарчук И.В., Буткевич О.В., Руденко А.В., Рышкова Л.В., Стрельникова И.Ю., Трофимов С.А. Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя / Ответственные редакторы: Трофимов Сергей Анатольевич, Бондарчук Илья Владимирович. Симферополь, 2018.- С. 89. ↑
-
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.- С. 115. ↑
-
Александрова В.П., Сороченко В.В. Российский федерализм: теория и практика // Право. 2017.- №1.- С. 22. ↑
-
Шахрай С.М. 25 лет Конституции Российской Федерации: реализация и развитие конституционных моделей // Lex russica. 2018. -№11. -С. 9 - 15. ↑
-
Сараева Д.Е. Коллизии, проблемы и перспективы российского федерализма // Молодой ученый. 2017. -№9. -С. 121. ↑