Файл: «Организация и разработка бизнес-плана организации» (Сущность и основные понятия бизнес-планирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1. Сущность и основные понятия бизнес-планирования
1.2. Структура и функции бизнес-плана
1.3 Влияние бизнес-планирования на повышение эффективности предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА В ООО «ДЕЛЬФИН»
2.1. Краткая организационная характеристика ООО «Дельфин»
2.2. Разработка и реализация бизнес – плана по созданию Банного комплекса
ВВЕДЕНИЕ
В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. Важность планирования производственной деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений.
Таким образом, бизнес планирование является важным инструментом в любой сфере хозяйственной деятельности, где четко прослеживается линия развития предприятия, указаны его ориентиры на построение выбранной модели. В него должны быть включены все технические и экономические показатели оказываемых услуг. На предприятиях, которые уже учувствуют в процессе оказания услуг бизнес-план можно использовать для разработки новых направлений в деятельности компании.
Актуальность данной работы выражена тем, что бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического управления предприятием, независимо от формы собственности и направления деятельности. Без бизнес-плана не следует браться за предпринимательскую деятельность, иначе возможность получения положительного результата окажется под вопросом.
Цель работы: проанализировать методику разработки бизнес – плана и его реализацию в ООО «Дельфин».
Задачи данной работы:
1. Изучить основы разработки бизнес-плана, его значение, место в системе управления и планирования деятельности предприятия.
2. Исследовать и проанализировать экономическую деятельность ООО
«Дельфин».
3. Проанализировать алгоритм составления и реализации бизнес – плана в ООО «Дельфин»
4. Разработать бизнес-проект по внедрению «Банного комплекса» в ООО «Дельфин».
Объектом исследования является коммерческая деятельность ООО «Дельфин».
Предметом исследования является разработка и реализация бизнес-плана в ООО «Дельфин».
Методическая база исследования основана на идеях, изложенных в работах, посвящённых бизнес – планированию, учёных М.М.Алексеева, М.И.Бухалкова, И.Т. Балабанова, Н.А. Колесникова, В.В. Ковалева, Т.П. Лобанова, Н.П. Любушкина и многие другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1. Сущность и основные понятия бизнес-планирования
В условиях проведения крупных продолжительных взаимосвязанных бизнес-операций, а тем более при осуществлении масштабных хозяйственных бизнес-проектов, предполагающих получение прибыли в значительных объемах, предварительная разработка плана, программы действий становится обязательным условием обоснования замысла и подтверждения уверенности в получении желаемого результата.
Из самого понятия составляющей части этого слова «план» следует, что бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках. Итак, бизнес-план - это обоснование программы проведения бизнес-операции, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата[1].
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года. Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой, программный. А формулирование плана в терминах направленных действий, с одной конкретной целью – получение прибыли, существенно приближает его к целевой программе.
Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, реализуемости, надежности сделки и осуществляющей ее фирмы. И что немаловажно, наличие бизнес-плана свидетельствует о солидности планируемой операции, и ее организаторов и создает благоприятную обстановку для исполнения намеченного дела. Контрагенты, лица, с которыми предпринимателю придется взаимодействовать, будут интересоваться уровнем, степенью проработанности всего дела[2].
Основная цель бизнес-плана — достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать, бизнес-план должен ответить на три ключевых вопроса (рисунок 1):
- где сейчас находимся (текущее положение фирмы)? Этап «познай себя»;
- куда движемся (желаемое состояние)?
- как мы придем туда (наиболее эффективный путь)?
Эти вопросы определяют основные этапы бизнес-планирования:
- бизнес-анализ;
- оценка целей, предпосылок, ресурсов;
Рис. 1 Контуры бизнес-плана[3]
- разработка бизнес-плана.
Таким образом, для успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две основные функции: обеспечивать платежеспособность предприятия за счет эффективной текущей деятельности и повышать потенциал предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции (услуг), т.е. развивать предприятие.
1.2. Структура и функции бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности, и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.
Бизнес-анализ текущего состояния предприятия является необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Текущее (как и желаемое) состояние фирмы должно рассматриваться по основным сферам деятельности, но начинать анализ надо с внешней среды, в которой действует фирма. Цель такого анализа — определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия, выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения или совершенствования, посмотреть, какие задачи ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены. Если нет, то выяснить почему? Анализ текущего состояния предприятия представлен в таблице 1[4].
Таблица 1
Анализ текущего состояния предприятия
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
1. Состояние отрасли и продукта |
1. Маркетинг |
2. Состояние конкуренции |
2. Финансы |
3. Потребители продукции |
3. Производство |
4. Условия сбытовой деятельности |
4. Персонал |
5. Общие тенденции развития рынка (политические, экономические и т. д.) |
5. Управление делами |
Таким образам, бизнес-анализ и стратегические предпосылки помогут установить более реалистичные цели деятельности фирмы: цель должна быть ясной, достижимой, иметь количественное выражение. Предпочтительнее всего при составлении бизнес-плана выражать цели в финансовых показателях, например, увеличить чистую прибыль на 5%.
Таблица 2
Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей
в бизнес-плане[5]
№ п\п |
Наименование фазы |
Основание содержание |
1. |
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. |
Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
2. |
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи |
Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель. |
3. |
Оценка риска |
Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. |
Разработка бизнес-плана проекта |
План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания нового или существенного изменения уже действующего предприятия проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (таблица 3).
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:
1. Этика фирмы
2. Основополагающие принципы
3. Внешний образ фирмы
4. Ценности организации
5. Авторитет предприятия
6. Культура предприятия
7. Нормы поведения фирмы
Таблица 3
Этапы подготовки бизнес-планирования[6]
Показатели |
Миссия |
Цели |
1.Временной критерий |
Устремлена в будущее, но не имеет временных определении и не зависит от текущего состояния |
Всегда предполагают сроки их достижения |
2.Направленность информации |
На внешнюю среду предприятия - на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания. |
Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов. |
3.Формулировки |
Выражается в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. |
Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
4. Измеримость |
Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения |
В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными. |
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия.
На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.
При обосновании положений бизнес-плана целесообразно:
1.Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы - работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям.
2.Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана.
3.Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.
Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:
1. Меморандум конфиденциальности
2. Резюме
Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающего следующие принципиальные данные:
- идеи, цели и суть проекта;
-особенности предполагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
-стратегии и тактика достижения поставленных целей;
-квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
-прогноз спроса, объёмы продаж товара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.);
-планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
-ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
-основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.
3. Описание отрасли
4. Характеристика предприятия
5. Выбор деятельности
Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (таблица 4).
Таблица 4
Основные виды деятельности[7]
Вид бизнеса |
Основные функции |
Организационные формы |
Производственный |
Производство товаров, работ, оказание услуг |
Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании) |
Коммерческий |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торговые организации, товарные биржи |
Финансовый |
Купля-продажа валют, ценных бумаг, инвестирование |
Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации |
Посреднический |
Оказание услуг |
Коммерческие организации |
Страховой |
Страхование и перестрахование |
Страховые компании |