Файл: На тему конкретно-экономический, перспективный, текущий, оперативный, макроанализ, анализ отраслевой структуры народного хозяйства, анализ уровней управления предприятия, анализ сторон хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы экономического анализа
1.1. Содержание и предмет экономического анализа
1.2. Цели и задачи экономического анализа
1.3. Классификация видов экономического анализа
2. Виды экономического анализа и их практическое применение
2.1. Анализ отраслевой структуры народного хозяйства
2.2. Анализ уровней управления предприятия
По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
По признаку времени различают предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совершения хозяйственных операций) (см. главу 1, п. 1.3.).
По аспектам исследования выделяют управленческий, финансовый, экономико-статистический, социально-экономический, маркетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, логистический и др. виды анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес (вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.) (Приложение 3).
Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.
Д.В. Лысенко выделяет типовую методику АХД деятельности предприятия, охватывающую различные разделы хозяйственной деятельности и включающую такие направления анализа, как [6, 23-27]:
-
- организационно-технический уровень и условия хозяйственной деятельности;
- управление деятельностью и системой маркетинга;
- объем производства и продажи продукции;
- использование труда и его оплаты;
- оценка эффективности использования основных фондов;
- использование материальных ресурсов;
- себестоимость продукции и взаимосвязь себестоимости, объема продаж и прибыли;
- прибыль и рентабельность продукции;
- финансовое состояние и платежеспособность организации;
- комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.
Проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предполагает использование специальных приемов анализа для исчисления комплексных оценок результатов хозяйственной деятельности kj исходя из коэффициентов исходных базовых . Наиболее известные методы расчета комплексных оценок рассчитываются по формулам:
где kj — комплексная оценка результатов деятельности каждого подразделения организации по совокупности показателей;
ɷij— коэффициент роста (снижения) каждого из избранных (например четырех показателей) для расчета комплексных оценок результатов деятельности соответствующего подразделения;
ɷjmax — максимальное значение любого i—го показателя у соответствующего подразделения;
i — показатель, избранный экспертом для расчета комплексных оценок деятельности подразделения;
КЗ — коэффициент значимости каждого их четырех избранных показателей для расчета комплексных оценок, ед.;
Прɷ — произведение коэффициентов роста показателей, коэффициент;
n — число избранных показателей для расчета kj.
В качестве примера приведем расчет комплексной оценки результатов деятельности по данным трех филиалов, показатели для которого приведены в таблице 1.
Порядок расчета kj (методом расстояния).
Филиал1
kj1=√2*(1,05-1,05)2+1,5*(1,03-1,06)2+2,5*(1,04-1,04)2+3*(1,02-1,08)2=0,0406.
Филиал2
kj2=√2*(1,03-1,05)2+1,5*(1,06-1,06)2+2,5*(1,02-1,04)2+3*(1,08-1,03)2=0,106.
Филиал3
kj3=√2*(1,04-1,05)2+1,5*(1,05-1,06)2+2,5*(1,01-1,04)2+3*(1,06-1,08)2 =0,264.
Таблица 1
Исходные данные для расчета комплексных оценок (kj) результатов деятельности филиалов с использованием метода средней геометрической и метода расстояния
Показатель |
Филиал |
Xmax |
Коэффициент значимости показателей |
||
№1 |
№2 |
№3 |
|||
1.Коэффициент роста производительности труда |
1,05 |
1,03 |
1,04 |
1,05 |
2 |
2. Коэффициент роста фондоотдачи |
1,03 |
1,06 |
1,05 |
1,06 |
1,5 |
3. Коэффициент роста материалоотдачи |
1,04 |
1,02 |
1,01 |
1,04 |
2,5 |
4. Коэффициент роста рентабельности продаж |
1,02 |
1,08 |
1,06 |
1,08 |
3 |
5. Комплексная оценка методом средней геометрической |
1,035 |
1,097 |
1,0406 |
X |
X |
6. Место (рейтинг) |
3 |
1 |
2 |
X |
X |
7. Комплексная оценка результатов деятельности филиалов методом расстояния |
0,0406 |
0,106 |
0,264 |
X |
X |
8. Место (рейтинг) |
1 |
2 |
3 |
X |
X |
Результаты комплексных оценок деятельности филиалов (таблица 1) показывают, что данные расчетов по их ранжированию с использованием двух методов не совпадают, а, следовательно, и ранжирование мест структурных подразделений не идентично. Это обусловлено тем, что экономическое содержание и назначение метода средней геометрической и метода расстояния различные.
Так, если для ранжирования мест филиалов используется метод средней геометрической (см. п. 5 таблица 1), то лучшее экономическое положение имеет тот из трех филиалов, у которого комплексная оценка результатов деятельности наибольшая (филиал 2, kj2 = 1,097). Если для ранжирования мест филиалов избран метод расстояния, то лучшим из трех филиалов является тот, результаты работы которого в наименьшей степени отдалены от максимального значения комплексных оценок деятельности структурных подразделений (филиал 1, kj1 = 0,0406).
Комплексная оценка результатов деятельности филиалов, рассчитанная с использованием метода расстояния, позволяет не только ранжировать филиалы согласно количественному значению обобщающего показателя kj в разрезе названных трех филиалов, но и распределять пропорционально сложившимся результатам инвестиции; премиальные фонды и собственные капитальные вложения; размещать по филиалам заказы покупателей в соответствии с уровнем успешности их работы и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические основы экономического, принципы классификации его видов и их практическое применение, cделаем следующие выводы по результатам проведенного исследования:
- Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, которые применяются на микроуровне для оценки и прогнозирования эффективности хозяйственной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта (фирма, индивидуальный предприниматель) либо на макроуровне для анализа и оценки определенных хозяйственных процессов государства в целом или отдельных отраслей. Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия, фирмы, которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства и экономической политикой государства.
- Экономический анализ хозяйственной деятельности тесно взаимодействует с такими смежными дисциплинами как теория анализа, бухгалтерский учет, статистика, математика, планирование, маркетинг и управление и др. Доля экономической информации для аналитиков из бухгалтерского учета составляет более 70%.
- Для правильного и эффективного проведения экономического анализа хозяйственной деятельности, понимания его задач необходимо четко представлять основные принципы классификации его видов, знать условия и методику их применения. При этом следует учитывать, что в экономической литературе нет единого мнения ученых по классификации видов экономического анализа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2005, — 536 с: ил.
- Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. Пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М,2008. – 222 c. – (Высшее образование).
- Бирюков В.А. Теория экономического анализа: учебник / В.А. Бирюков, П.Н. Шаронин. — Моск. Гос. У-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 568 с.
- Гинзбург А. И. Экономический анализ: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.: ил.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 672с.
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 320 с. — (Высшее образование).
- Погорелова М.Я. Экономический анализ: теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 290 с.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. —2-е изд., испр. И доп. — Минск: РИГТО, 2012. — 367 с.
- Смекалов П.В. Экономический анализ в АПК: учебник / П.В. Смекалов, С.В. Смолянинов, Л.Н. Косякова. – СПб.: Проспект Науки, 2011. – 488с.
- Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2030 г. (проект) URL: http://www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/hHrGCMXUIH.pdf (дата обращения 02.06.2018 г.)
Приложение 1
Классификация видов экономического анализа
Источник: Бирюков В.А. Теория экономического анализа: учебник / В.А. Бирюков, П.Н. Шаронин. — Моск. Гос. У-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — C.51
Приложение 2
Оценка эффективности управления организацией
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Темп роста, % |
Изменение (+;-) |
1. Объем реализации продукции, тыс. руб. |
38 549 |
41 547 |
1,08 |
2998 |
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
4270 |
4362 |
1,02 |
92 |
3. Среднесписочная численность рабочих, чел. |
70 |
73 |
1,04 |
3 |
4. Среднесписочная численность ИТР и служащих, чел. |
20 |
17 |
0,85 |
-3 |
5. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
36 567 |
39 231 |
1,07 |
2664 |
5.1. в том числе затраты на управление |
9 375 |
10 054 |
1,06 |
679 |
6. Приходится на одного работника управления |
||||
6.1.реализованной продукции, тыс. руб. |
1927 |
2444 |
1,27 |
517 |
6.2. прибыли от продаж, тыс. руб. |
99,1 |
136,2 |
1.37 |
37,1 |
6.3. стоимости ОПФ, тыс. руб. |
213,5 |
256,6 |
1,2 |
43,1 |
6.4. численности рабочих, чел. |
3,5 |
4,3 |
1,2 |
0,8 |
7. Коэффициент эффективности управления (п. 1/п. 5.1) |
4,11 |
4,13 |
1,005 |
0,02 |
8. Производительность труда, тыс. руб. (п. 1/п. 3+п.4) |
428,3 |
461,6 |
1,08 |
33,3 |
9. Фондоотдача основных производственных фондов, тыс. руб. (п. 1/п. 2) |
9,03 |
9,52 |
1,05 |
+0,49 |
10. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1982 |
2316 |
1,17 |
+334 |