Файл: Основные направления реформы государственной службы в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы государственной службы
1.2 Зарубежный опыт организации и деятельности государственной службы
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Предпосылки реформ государственной службы
2.2 Проблемы реформирования государственной службы
В данной связи нельзя не отметить, что при проведении административной реформы Россия достаточно полно использует зарубежный опыт, а именно идеологию «нового государственного управления», ориентируясь, прежде всего на опыт США, Великобритании, Нидерландов, Австралии и др. Суть данной идеологии, перенесенной на российскую почву, можно выразить в следующих постулатах:
— в обществе формируются представления о соотнесении целей государства и полномочий высших органов власти;
— непосредственные результаты деятельности отдельных подразделений исполнительной власти соотносятся с конечными результатами деятельности правительства;
— высшие органы исполнительной власти ограничивают сферу своей деятельности исключительно вопросами формирования государственной политики и переуступают часть своих полномочий автономным агентствам;
— агентства получают бюджетные средства в зависимости от результативности исполнения переданных полномочий, переводимых ими в конкретные услуги гражданам и бизнесу;
— результативность деятельности каждого органа исполнительной власти определяется на основе установленных стандартов каждой услуги при условии четкого соотнесения качества предоставляемых услуг и конечных целей правительства;
— материальный достаток госслужащего связывается с результативностью деятельности агентств на контрактной основе.
В данном случае самым важным концептуальным вызовом последнего времени для бюрократической парадигмы является тезис о том, что государственные организации должны быть ведомы клиентом и ориентированы на оказываемые услуги.
В этих условиях важное значение приобретает способность государства создавать и поддерживать сетевые структуры, в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему государственного управления.
В рамках таких сетевых структур эффективность принимаемых решений обеспечивается возрастающей ролью экспертов-профессионалов не только как консультантов, но и как ведущих акторов процесса выработки государственной политики. В свою очередь, согласованность такой политики основывается на доверии вовлеченных в данный процесс.
Появляется формула, согласно которой госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами, которым служит. Однако подобная система способна институционализироваться только при взаимном доверии всех заинтересованных сторон, что является основой социального капитала.
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Предпосылки реформ государственной службы
В целом анализ оснований реформы государственной службы позволяет выделить ряд следующих причин ее проведения. Во-первых, необходимость повышения эффективности государственной службы в интересах борьбы с правовым нигилизмом и падением уровня легитимности власти.
Во-вторых, для создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей России.
В-третьих, в связи с отсутствием эффективного механизма управления государственной службой, дублированием функций и полномочий в органах власти, отсутствием разграничения компетенции между федеральным и региональным уровнями.
В-четвертых, по причине борьбы с коррупцией и слабости контроля над государственной службой.
В-пятых, в связи с недостаточной эффективностью кадровой политики и невысокой результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкостью, непрозрачностью работы, склонностью к административному давлению.
В качестве направлений и приоритетов дальнейшего развития и совершенствования государственной службы в настоящее время наметились следующие: внедрение на государственной службе эффективных информационных технологий (на примере работы проекта «Открытое правительство», системы оказания государственных услуг в электронном виде) и современных методов кадровой работы; внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы; разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих; обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю; реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы; унификация разработки должностных регламентов государственных служащих; создание и внедрение системы показателей результативности; разработка и применение современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне.
В целом смысл реформирования государственной службы состоит в сохранении и укреплении единства государства и институтов его политической системы, общества и личности, в преодолении состояния отчуждения и недоверия между народом и чиновничеством как составной частью государственной власти, повышении уровня легитимности властных структур, их авторитета и влияния в обществе, утверждения сервисных отношений партнерства и сотрудничества между органами государственной власти и институтами гражданского общества.
2.2 Проблемы реформирования государственной службы
Многовековая история государственного строительства доказала, что ни одно цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы. Государственная служба – важнейший инструмент государства. И как хороший инструмент она должна быть законодательно обеспечена, организационно отлажена, укомплектована специалистами высочайшей квалификации, способными анализировать происходящие процессы, видеть перспективу своей работы, принимать решения, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.
Эффективная государственная служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета. Она призвана решать огромный комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Потребность общества в государственных служащих, работающих на пользу людям, имеет глубокие исторические корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государственная служба как таковая сформировалась только в эпоху становления капитализма.
Профессионально подготовленный аппарат необходим каждому органу власти с учетом специфики его функций при обеспечении представительной, исполнительной и судебной власти. Без него не может осуществляться государственное управление. Между тем низкий престиж чиновников, отсутствие достаточно эффективного механизма материального стимулирования их труда, социальной и правовой защиты существенно мешают притоку и закреплению на государственной службе перспективных, профессионально подготовленных сотрудников, особенно молодых, способных поднять государственное управление на качественно новый уровень, избравших служение государству и народу своей профессией.
Проблема кадрового состава является одной из наиболее серьезных проблем государственной службы. Профессиональные служащие необходимы в любой сфере государственной службы.
Развитие современного общества, технический прорыв современной науки и технологий предъявляет к служащим повышенные требования и в первую очередь это касается государственных служащих. Подбор кадров соответствующий современным требованиям имеет первостепенное значение для государственной службы.
Подбор кадров имеет системный характер, и состоит из пяти подсистем: 1) кадровой политики; 2) подбора персонала; 3) оценки персонала; 4) расстановки персонала; 5) обучения персонала.
Кадровая ситуация в государственной службе нашей страны свидетельствует о негативных тенденциях которые говорят об отсутствии интереса к повышению квалификации не только у руководящего состава, но и у гражданских служащих.
В настоящий момент кадры государственной службы формируется по двум направлениям:
Первый принцип – это принцип, для которого характерны отсутствие влияния личных отношений между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе, заслуг, профессионализма, беспристрастности, объективности, открытости, гласности, научности, стабильности, карьеры и др.
Второй принцип – это принцип, в котором в котором ведущую роль играют личные отношения между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе (например, родственные связи, дружеские и различные протекции).
В первом случае кадровый состав формируется из людей высокопрофессиональных, образованных и прошедших соответствующую подготовку. Это выходцы из различных социальных слоев, добивавшиеся всего в жизни своим упорным трудом.
Во втором случае это люди не всегда профессионально подготовленные, люди, которые в силу способа попадания на место службы, будут отстаивать интересы не государства в целом, а конкретного лица, которое способствовало их продвижению по службе.
В настоящий момент, к сожалению, кадровые назначения на государственную службу происходят по второму принципу, а принцип профессионализма, в силу сильной коррумпированности данной структуры, играет весьма опосредованную роль.
Так как люди кандидаты на государственную службу подбираются по принципу «личной преданности» и политическому соответствию, то это негативно сказывается на моральное и профессиональное состояние государственной службы в целом.
Сегодня отсутствует система контроля за принципом подбора государственных служащих на занимаемые ими должности.
Государственные служащие не несут персональной ответственности за ошибки при решении кадровых вопросов, отсутствует принцип открытости.
В регионах формирование кадров государственных служащих является сферой острой борьбы различных политических партий, преследующих только свои политические и экономические интересы. На нужные места ставятся нужные люди, способные лоббировать интересы своих ставленников.
Нынешнее положение кадров государственной службы характеризуется нестабильностью, связанной, прежде всего с постоянными реорганизациями структуры и перманентными сокращениями штатов государственных органов, относительно низкой оплатой труда в них по сравнению с коммерческими организациями.
2.3 Пути реформирования государственной службы
Проблемы государственной службы определенные в предыдущем пункте присущи не только государственной службе, а всей системе государственной власти. Для их кардинального изменения требуются глобальные изменения принципов государственного устройства, влекущие за собой: изменения Конституции, системы государственного устройства, изменения законодательства, изменения мировоззрения и этических норм граждан нашей страны. Поэтому в данной работе будут определены направления и ряд практических мер, с помощью которых можно продолжить развитие государственной службы.
- Необходима государственная программа о системе воспитания государственных служащих, которая позволит выявлять и готовить будущих лидеров потенциальных управленцев, в последующем готовых посветить свою жизнь служению государству и народу. Данная программа должна начинать функционировать еще с дошкольных воспитательных учреждений, выявляя и поддерживая среди подрастающего поколения потенциальных лидеров. Начиная со школ необходимо предпринимать меры к развитию у школьников патриотизма и гордости за свою страну, формировать в них желание работать и трудиться на благо Родины, внедряя в них принципы чести и благородства. Для этого необходимы также и иные программы, направленные на поднятие культурного, этического и социального уровня людей в нашей стране. В таком случае, через несколько поколений мы имеем все шансы вырастить людей новой формации, готовых идти на государственную службу не ради выгоды и «теплого места», а ради служения своему народу и государству.
- Необходимо обеспечить приток на государственную службу лиц из категории научных работников, т.к. имея богатый теоретический опыт они могут быть незаменимы на руководящих постах среднего звена. Для заинтересованности этих людей, в частности, можно обеспечить установление специальных надбавок к должностному окладу государственным служащим за ученые степени доктора и кандидата наук.
- Необходимо привлекать на государственную службу лиц из числа бывших военных, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки и обладающих немалым жизненным опытом и навыками работы с людьми. Имея огромный организационный опыт и учитывая, то, что после вывода нашего военного контингента из сопредельных стран в нашей стране образовался большой пласт военных оставшихся без работы, после определенный переквалификации мы получим специалистов, готовых блюсти интересы государства уже на мирных рубежах.
- Необходима особая политика и специальные социальные механизмы, направленные на омоложение ее кадров. Это связано не только с малой численностью молодых граждан в указанной системе, но и с тем, что при формировании кадров государственной службы на основе принципа равнодоступности способность и компетентность должны цениться выше, чем возраст и практический опыт (не всегда являющиеся позитивными). В современных условиях нужна четкая стратегия работы государственных органов с молодыми специалистами.
- При формировании кадров государственной службы важно предусмотреть возможность принятия специального Этического кодекса государственного служащего как системы нравственных ориентиров его деятельности.
- Необходимо создание карьерной среды: наличие профессионально подготовленных и желающих реализовать карьеру работников; создание атмосферы состязательности среди служащих; развитие системы материального и морального стимулирования; выработка объективных условий для служебного роста способных работников и др.
- Проведение исследований потребностей персонала государственной службы, а также их мотивов, интересов и побуждений к карьерному росту.
- Изменить характер трудовой мотивации в реализации карьеры чиновника, она должна быть нацелена на активную позитивную деятельность социального содержания, а не на приоритет личных карьерных устремлений.
- Заблаговременно выявлять специалистов, потенциально способных быть руководителями организаций и структурных подразделений государственной службы.
- Создать механизм поощрения обучения и самообразования служащих, приобретение ими новых знаний и нового опыта. Создать систему непрерывного профессионального образования. Поощрять получение второго (специального) высшего образования или ученой степени.
- Законодательно закрепить персональную ответственность государственного служащего за действия от имени власти.
- Создать систему региональных учебных заведений для подготовки кадров государственной службы, с размещением вузов на всей территории страны.
- Улучшить социальную защищенность кадров, повысить заработную плату до уровня, обеспечивающего им достойное проживание.
- Обеспечить регулярную сменяемость государственных служащих на должностях, уязвимых для коррупции.
- Ужесточить наказания за злоупотребления, варьирование наказаний в зависимости от тяжести поступка.
- Создать систему общественного контроля за деятельностью государственной службы.
- Разработать законопроект об ответственности персонала государственной службы различного уровня за действия, ведущие к ослаблению ее дееспособности и эффективности управления российским обществом.