Файл: Основные направления реформы государственной службы в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данной связи нельзя не отметить, что при проведении административной реформы Россия достаточно полно использует зарубежный опыт, а именно идеологию «нового государственного управления», ориентируясь, прежде всего на опыт США, Великобритании, Нидерландов, Австралии и др. Суть данной идеологии, перенесенной на российскую почву, можно выразить в следующих постулатах:

— в обществе формируются представления о соотнесении целей государства и полномочий высших органов власти;

— непосредственные результаты деятельности отдельных подразделений исполнительной власти соотносятся с конечными результатами деятельности правительства;

— высшие органы исполнительной власти ограничивают сферу своей деятельности исключительно вопросами формирования государственной политики и переуступают часть своих полномочий автономным агентствам;

— агентства получают бюджетные средства в зависимости от результативности исполнения переданных полномочий, переводимых ими в конкретные услуги гражданам и бизнесу;

— результативность деятельности каждого органа исполнительной власти определяется на основе установленных стандартов каждой услуги при условии четкого соотнесения качества предоставляемых услуг и конечных целей правительства;

— материальный достаток госслужащего связывается с результативностью деятельности агентств на контрактной основе.

В данном случае самым важным концептуальным вызовом последнего времени для бюрократической парадигмы является тезис о том, что государственные организации должны быть ведомы клиентом и ориентированы на оказываемые услуги.

В этих условиях важное значение приобретает способность государства создавать и поддерживать сетевые структуры, в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему государственного управления.

В рамках таких сетевых структур эффективность принимаемых решений обеспечивается возрастающей ролью экспертов-профессионалов не только как консультантов, но и как ведущих акторов процесса выработки государственной политики. В свою очередь, согласованность такой политики основывается на доверии вовлеченных в данный процесс.

Появляется формула, согласно которой госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами, которым служит. Однако подобная система способна институционализироваться только при взаимном доверии всех заинтересованных сторон, что является основой социального капитала.


2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Предпосылки реформ государственной службы

В целом анализ оснований реформы государственной службы позволяет выделить ряд следующих причин ее проведения. Во-первых, необходимость повышения эффективности государственной службы в интересах борьбы с правовым нигилизмом и падением уровня легитимности власти.

Во-вторых, для создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей России.

В-третьих, в связи с отсутствием эффективного механизма управления государственной службой, дублированием функций и полномочий в органах власти, отсутствием разграничения компетенции между федеральным и региональным уровнями.

В-четвертых, по причине борьбы с коррупцией и слабости контроля над государственной службой.

В-пятых, в связи с недостаточной эффективностью кадровой политики и невысокой результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкостью, непрозрачностью работы, склонностью к административному давлению.

В качестве направлений и приоритетов дальнейшего развития и совершенствования государственной службы в настоящее время наметились следующие: внедрение на государственной службе эффективных информационных технологий (на примере работы проекта «Открытое правительство», системы оказания государственных услуг в электронном виде) и современных методов кадровой работы; внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы; разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих; обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю; реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы; унификация разработки должностных регламентов государственных служащих; создание и внедрение системы показателей результативности; разработка и применение современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне.


В целом смысл реформирования государственной службы состоит в сохранении и укреплении единства государства и институтов его политической системы, общества и личности, в преодолении состояния отчуждения и недоверия между народом и чиновничеством как составной частью государственной власти, повышении уровня легитимности властных структур, их авторитета и влияния в обществе, утверждения сервисных отношений партнерства и сотрудничества между органами государственной власти и институтами гражданского общества.

2.2 Проблемы реформирования государственной службы

     Многовековая история государственного строительства доказала, что ни одно цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы. Государственная служба – важнейший инструмент государства. И как хороший инструмент она должна быть законодательно обеспечена, организационно отлажена, укомплектована специалистами высочайшей квалификации, способными анализировать происходящие процессы, видеть перспективу своей работы, принимать решения, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

     Эффективная государственная служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета. Она призвана решать огромный комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.

     Потребность общества в государственных служащих, работающих на пользу людям, имеет глубокие исторические корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государственная служба как таковая сформировалась только в эпоху становления капитализма.

     Профессионально подготовленный аппарат необходим каждому органу власти с учетом специфики его функций при обеспечении представительной, исполнительной и судебной власти. Без него не может осуществляться государственное управление. Между тем низкий престиж чиновников, отсутствие достаточно эффективного механизма материального стимулирования их труда, социальной и правовой защиты существенно мешают притоку и закреплению на государственной службе перспективных, профессионально подготовленных сотрудников, особенно молодых, способных поднять государственное управление на качественно новый уровень, избравших служение государству и народу своей профессией.


     Проблема кадрового состава является одной из наиболее серьезных проблем государственной службы. Профессиональные служащие необходимы в любой сфере государственной службы.

     Развитие современного общества, технический прорыв современной науки и технологий предъявляет к служащим повышенные требования и в первую очередь это касается государственных служащих. Подбор кадров соответствующий современным требованиям имеет первостепенное значение для государственной службы.

     Подбор кадров имеет системный характер, и состоит из пяти подсистем: 1) кадровой политики; 2) подбора персонала; 3) оценки персонала; 4) расстановки персонала; 5) обучения персонала.

     Кадровая ситуация в государственной службе нашей страны свидетельствует о негативных тенденциях которые говорят об отсутствии интереса к повышению квалификации не только у руководящего состава, но и у гражданских служащих.

     В настоящий момент кадры государственной службы формируется по двум направлениям:

     Первый принцип – это принцип, для которого характерны отсутствие влияния личных отношений между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе, заслуг, профессионализма, беспристрастности, объективности, открытости, гласности, научности, стабильности, карьеры и др.

     Второй принцип – это принцип, в котором в котором ведущую роль играют личные отношения между руководителем и подчиненными при приеме и продвижении по службе (например, родственные связи, дружеские и различные протекции).         

     В первом случае кадровый состав формируется из людей высокопрофессиональных, образованных и прошедших соответствующую подготовку. Это выходцы из различных социальных слоев, добивавшиеся всего в жизни своим упорным трудом.

     Во втором случае это люди не всегда профессионально подготовленные, люди, которые в силу способа попадания на место службы, будут отстаивать интересы не государства в целом, а конкретного лица, которое способствовало их продвижению по службе.

     В настоящий момент, к сожалению, кадровые назначения на государственную службу происходят по второму принципу, а принцип профессионализма, в силу сильной коррумпированности данной структуры, играет весьма опосредованную роль.

     Так как люди кандидаты на государственную службу подбираются по принципу «личной преданности» и политическому соответствию, то это негативно сказывается на моральное и профессиональное состояние государственной службы в целом.


     Сегодня отсутствует система контроля за принципом подбора государственных служащих на занимаемые ими должности.

     Государственные служащие не несут персональной ответственности за ошибки при решении кадровых вопросов, отсутствует принцип открытости.

     В регионах формирование кадров государственных служащих является сферой острой борьбы различных политических партий, преследующих только свои политические и экономические интересы. На нужные места ставятся нужные люди, способные лоббировать интересы своих ставленников.

         Нынешнее положение кадров государственной службы характеризуется нестабильностью, связанной, прежде всего с постоянными реорганизациями структуры и перманентными сокращениями штатов государственных органов, относительно низкой оплатой труда в них по сравнению с коммерческими организациями.

2.3 Пути реформирования государственной службы

 Проблемы государственной службы определенные в предыдущем пункте присущи не только государственной службе, а всей системе государственной власти. Для их кардинального изменения требуются глобальные изменения принципов государственного устройства, влекущие за собой: изменения Конституции, системы государственного устройства, изменения законодательства, изменения мировоззрения и этических норм граждан нашей страны. Поэтому в данной работе будут определены направления и ряд практических мер, с помощью которых можно продолжить развитие государственной службы.

  1. Необходима государственная программа о системе воспитания государственных служащих, которая позволит выявлять и готовить будущих лидеров потенциальных управленцев, в последующем готовых посветить свою жизнь служению государству и народу. Данная программа должна начинать функционировать еще с дошкольных воспитательных учреждений, выявляя и поддерживая среди подрастающего поколения потенциальных лидеров. Начиная со школ необходимо предпринимать меры к развитию у школьников патриотизма и гордости за свою страну, формировать в них желание работать и трудиться на благо Родины, внедряя в них принципы чести и благородства. Для этого необходимы также и иные программы, направленные на поднятие культурного, этического и социального уровня людей в нашей стране. В таком случае, через несколько поколений мы имеем все шансы вырастить людей новой формации, готовых идти на государственную службу не ради выгоды и «теплого места», а ради служения своему народу и государству.
  2. Необходимо обеспечить приток на государственную службу лиц из категории научных работников, т.к. имея богатый теоретический опыт они могут быть незаменимы на руководящих постах среднего звена. Для заинтересованности этих людей, в частности, можно обеспечить установление специальных надбавок к должностному окладу государственным служащим за ученые степени доктора и кандидата наук.
  3. Необходимо привлекать на государственную службу лиц из числа бывших военных, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки и обладающих немалым жизненным опытом и навыками работы с людьми. Имея огромный организационный опыт и учитывая, то, что после вывода нашего военного контингента из сопредельных стран в нашей стране образовался большой пласт военных оставшихся без работы, после определенный переквалификации мы получим специалистов, готовых блюсти интересы государства уже на мирных рубежах.
  4. Необходима особая политика и специальные социальные механизмы, направленные на омоложение ее кадров. Это связано не только с малой численностью молодых граждан в указанной системе, но и с тем, что при формировании кадров государственной службы на основе принципа равнодоступности способность и компетентность должны цениться выше, чем возраст и практический опыт (не всегда являющиеся позитивными). В современных условиях нужна четкая стратегия работы государственных органов с молодыми специалистами.
  5. При формировании кадров государственной службы важно предусмотреть возможность принятия специального Этического кодекса государственного служащего как системы нравственных ориентиров его деятельности.
  6. Необходимо создание карьерной среды: наличие профессионально подготовленных и желающих реализовать карьеру работников; создание атмосферы состязательности среди служащих; развитие системы материального и морального стимулирования; выработка объективных условий для служебного роста способных работников и др.
  7. Проведение исследований потребностей персонала государственной службы, а также их мотивов, интересов и побуждений к карьерному росту.
  8. Изменить характер трудовой мотивации в реализации карьеры чиновника, она должна быть нацелена на активную позитивную деятельность социального содержания, а не на приоритет личных карьерных устремлений.
  9. Заблаговременно выявлять специалистов, потенциально способных быть руководителями организаций и структурных подразделений государственной службы.
  10. Создать механизм поощрения обучения и самообразования служащих, приобретение ими новых знаний и нового опыта. Создать систему непрерывного профессионального образования. Поощрять получение второго (специального) высшего образования или ученой степени.
  11. Законодательно закрепить персональную ответственность государственного служащего за действия от имени власти.
  12. Создать систему региональных учебных заведений для подготовки кадров государственной службы, с размещением вузов на всей территории страны.
  13. Улучшить социальную защищенность кадров, повысить заработную плату до уровня, обеспечивающего им достойное проживание.
  14. Обеспечить регулярную сменяемость государственных служащих на должностях, уязвимых для коррупции.
  15. Ужесточить наказания за злоупотребления, варьирование наказаний в зависимости от тяжести поступка.
  16. Создать систему общественного контроля за деятельностью государственной службы.
  17. Разработать законопроект об ответственности персонала государственной службы различного уровня за действия, ведущие к ослаблению ее дееспособности и эффективности управления российским обществом.