Файл: Основные направления реформы государственной службы в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы государственной службы
1.2 Зарубежный опыт организации и деятельности государственной службы
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Предпосылки реформ государственной службы
2.2 Проблемы реформирования государственной службы
В основу кадровой политики могут быть положены и другие требования: подбор кадров не только по деловым, профессионально-квалификационным критериям, но и по нравственным качествам на основе всесторонней и непредвзятой оценки; открытость и гласность в решении всех кадровых вопросов с учетом общественного мнения; сбалансированное сочетание необходимости обновления кадров с сохранением их преемственности.
В современных условиях необходимо разработать социально высокоэффективный алгоритм формирования кадров государственной службы субъекта РФ, положив в его основу реализацию следующей триады: "резерв - конкурс - карьера".
Таким образом, внедрение данных рекомендаций позволит создать в России публичную государственную службу, кадры которой формировались бы на основе принципов законности и равнодоступности, гуманизма и справедливости, объективности и беспристрастности, профессионализма и заслуг, внепартийности и светского характера, демократизма и разделения властей, стабильности и социального партнерства, ответственности и социального контроля, открытости и гласности, научности и реалистичности, а главное, соответствия потребностям становления правового государства и институтов гражданского общества.
Характер правозащитных процессов, происходящих в обществе, требует дальнейшего углубления содержания правового регулирования деятельности граждан, изъявивших желание работать в государственном аппарате. Нельзя допускать стихийность этого процесса, необходим поиск оптимального уровня связанности правом статуса и защиты этих лиц. Нужно сделать так, чтобы здесь не было ни пустот, ни избытка регулирования (зарегулированности), ни внутренних противоречий (коллизий). Также необходимо поднять престиж государственной службы.
В период нового государственного строительства в России необходимо принять федеральные законы, которые регулировали бы не только отдельные аспекты, но и весь процесс правового обеспечения профессиональной деятельности по реализации полномочий государственных органов.
Авторитет государственных решений и организаторская работа органов государства по реализации этих решений обеспечиваются главным образом посредством сознательного применения субъектами управленческих отношений мер правореализационного и правоприменительного характера. Большинство субъектов этих отношений правильно понимает свое назначение и ведет активную работу по применению конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.
По моему мнению, одним из средств решения многих проблемы могут стать разработка и принятие единого кодификационного акта о государственной службе. Кодекс государственной службы принесёт с собой во-первых, систематизацию многочисленных действующих нормативно-правовых актов о государственной службе и создаст на этой основе непротиворечивую нормативно-правовую базу.
Принятие такого кодекса позволит исчерпывающим образом регулировать государственную службу, служить юридической базой для комплексной реформы и дальнейшего развития государственной службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были выявлены проблемы на современном этапе развития нашего государства, а главное,–пути их решения.
Также, реализованы следующие задачи:
- Охарактеризованы понятие и общие принципы организации государственной службы. Таким образом, государственная служба – этопрофессиональная деятельность в аппарате государственного управления. Государственная служба основана на следующих принципах организации:
- федерализм;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
- Анализ зарубежного опыта реформирования государственной службы показал, чтопри проведении административной реформы Россия достаточно полно использует зарубежный опыт, а именно идеологию «нового государственного управления», ориентируясь, прежде всего на опыт США, Великобритании, Нидерландов, Австралии и др. Суть данной идеологии, перенесенной на российскую почву, можно выразить в следующих постулатах:
— в обществе формируются представления о соотнесении целей государства и полномочий высших органов власти;
— непосредственные результаты деятельности отдельных подразделений исполнительной власти соотносятся с конечными результатами деятельности правительства;
— высшие органы исполнительной власти ограничивают сферу своей деятельности исключительно вопросами формирования государственной политики и переуступают часть своих полномочий автономным агентствам;
— агентства получают бюджетные средства в зависимости от результативности исполнения переданных полномочий, переводимых ими в конкретные услуги гражданам и бизнесу;
— результативность деятельности каждого органа исполнительной власти определяется на основе установленных стандартов каждой услуги при условии четкого соотнесения качества предоставляемых услуг и конечных целей правительства;
— материальный достаток госслужащего связывается с результативностью деятельности агентств на контрактной основе.
В этих условиях важное значение приобретает способность государства создавать и поддерживать сетевые структуры, в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему государственного управления.
- Выявлена следующая серьезная проблема, возникающие в связи с организацией и деятельностью госслужбы: проблема кадрового состава является одной из наиболее серьезных проблем государственной службы. Профессиональные служащие необходимы в любой сфере государственной службы.
- Исследованы предпосылки реформирования госслужбы в России. В целом анализ оснований реформы государственной службы позволяет выделить ряд следующих причин ее проведения. Во-первых, необходимость повышения эффективности государственной службы в интересах борьбы с правовым нигилизмом и падением уровня легитимности власти. Во-вторых, для создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей России. В-третьих, в связи с отсутствием эффективного механизма управления государственной службой, дублированием функций и полномочий в органах власти, отсутствием разграничения компетенции между федеральным и региональным уровнями. В-четвертых, по причине борьбы с коррупцией и слабости контроля над государственной службой. В-пятых, в связи с недостаточной эффективностью кадровой политики и невысокой результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкостью, непрозрачностью работы, склонностью к административному давлению.
- Предложены следующие пути реформирования государственной службы в Росии:
- Необходима государственная программа о системе воспитания государственных служащих, которая позволит выявлять и готовить будущих лидеров потенциальных управленцев, в последующем готовых посветить свою жизнь служению государству и народу.
- Необходимо обеспечить приток на государственную службу лиц из категории научных работников, т.к. имея богатый теоретический опыт они могут быть незаменимы на руководящих постах среднего звена.
- Необходимо привлекать на государственную службу лиц из числа бывших военных, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки и обладающих немалым жизненным опытом и навыками работы с людьми.
- Необходима особая политика и специальные социальные механизмы, направленные на омоложение ее кадров.
- При формировании кадров государственной службы важно предусмотреть возможность принятия специального Этического кодекса государственного служащего как системы нравственных ориентиров его деятельности
- Необходимо создание карьерной среды: наличие профессионально подготовленных и желающих реализовать карьеру работников; создание атмосферы состязательности среди служащих; развитие системы материального и морального стимулирования; выработка объективных условий для служебного роста способных работников и др
- Проведение исследований потребностей персонала государственной службы, а также их мотивов, интересов и побуждений к карьерному росту.
- Изменить характер трудовой мотивации в реализации карьеры чиновника, она должна быть нацелена на активную позитивную деятельность социального содержания, а не на приоритет личных карьерных устремлений.
- Заблаговременно выявлять специалистов, потенциально способных быть руководителями организаций и структурных подразделений государственной службы.
- Создать механизм поощрения обучения и самообразования служащих, приобретение ими новых знаний и нового опыта. Создать систему непрерывного профессионального образования. Поощрять получение второго (специального) высшего образования или ученой степени
- Законодательно закрепить персональную ответственность государственного служащего за действия от имени власти.
- Ужесточить наказания за злоупотребления, варьирование наказаний в зависимости от тяжести поступка.
- Создать систему общественного контроля за деятельностью государственной службы.
- Разработать законопроект об ответственности персонала государственной службы различного уровня за действия, ведущие к ослаблению ее дееспособности и эффективности управления российским обществом.