Файл: Лекции 1 Логика это наука о формах, структурах, принципах и законах правильного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Предмет и значение логики


Тест по лекции 1

  1. Логика – это наука о формах, структурах, принципах и законах правильного мышления.

  2. К формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие, представление.

  3. К формам мышления относятся: понятие, суждение, умозаключение.

  4. Логическая форма мысли – это способ связи отдельных элементов мысли внутри целого.

  5. Логический закон – это необходимая устойчивая связь между отдельными мыслями.

  6. Логическая ошибка – это нарушение каких-либо правил и/или законов мышления.

  7. Логическая ошибка, допущенная неумышленно, называется паралогизмом.

  8. Логическая ошибка, совершаемая целенаправленно, умышленно, называется софизмом.

  9. К основным формально-логическим законам относится: закон тождества.

  10. К характерным чертам мышления относят: его связь с языком.



Задания ПЗ 1

  1. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.

  2. Синтаксис – это правила оперирования со знаками, знаковыми системами.

  3. Семантика – это теория о смыслах и значениях знаков.

  4. Прагматика – это теория использования знаков с той или иной целью.

  5. К семантическим категориям относятся: имена, высказывания, функторы.

Задания (возможны НЕСКОЛЬКО вариантов правильных ответов)

1. Что из нижеперечисленного является именами:

  • Иванов Иван Иванович

  • горшочек меда

  • университет

  • Пятачок



  1. Что из нижеперечисленного является высказываниям:

  • Иванов Иван Иванович – известный любитель классической музыки

  • Пятачок пошел в гости к Винни Пуху

  • если у Винни будет горшочек меда, то он не сдвинется с места

  • бытие есть, небытия нет



    1. Что из нижеперечисленного относится к функторам: (средство объединения фраз для образования других фраз).  Некоторые

  • если..., то...

  • не суть

  • либо…, либо…



    1. Какие из суждений построены по структуре «Некоторые S не суть Р»:  Некоторые люди не могут преодолеть языковой барьер.

  • Часть из предложенных гипотез не соответствует критериям научности.

    5.Какой структуре соответствует суждение «Все люди обладают сознанием»:

    • «Все S суть Р»

    Р


     ∀xP(x)



    6. Какой структуре соответствует суждение «Жил был на свете кадет. В красную шапочку кадет был одет… Услышит кадет – революция где-то, шапочка сейчас же на голове кадета». (В. Маяковский, Сказка о красной шапочке): p˄q˄(r→q)

    Задание для СР 1

    1. Что такое язык? система знаков, находящихся в синтаксических, семантических и прагматических отношениях.

    2. Что собой представляет знак? материальный объект, выступающий представителем другого объекта.

    3. Какие типы знаков выдели Ч.С. Пирс? знаки-образы, знаки-индексы, знакисимволы.

    4. Чем объясняется логика языкового мышления? внутренней необходимостью, которая обеспечивается структурой мышления.


    Тема 2. Понятие как форма мышления


    Тест по лекции 2

    1. Найдите единичное понятие Поэт Пушкин

    2. В объем понятия безалкогольный напиток не входят Сахар

    3. К существенным признакам понятия "студент" не относится Отличник

    4. Пустым понятием не является Улыбка

    5. К универсальным понятиям не относится Учащийся

    6. К конкретным понятиям не относится Красота

    7. К собирательным понятиям не относятся Фрукты

    8. Найдите пересекающиеся понятия Учащиеся и спортсмены

    9. Найдите понятия, находящиеся в отношениях подчинения Млекопитающие и хищные

    10. Найдите противоположные понятия Белое и черное



    Задания ПЗ 2

    1. Каким не является понятие Квадрат? Пустым

    2. Найдите понятие, которое является безотносительным треугольник

    3. Для каких понятий нет общего универсума? мужчина и машина

    4. Какие из понятий находятся в отношении пересечения? хобби и работа

    5. В каких отношениях находятся понятия Студент и Преподаватель? Соподчинение


    Тема 3. Логические операции с понятиями


    Тест по лекции 3

    1. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Кошки - животные с характером" Нечеткость формулировки

    2. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Квадрат - это прямоугольник" Слишком широкое определение

    3. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Лодка - это корабль с парусами, а корабль - это лодка без парусов" Круг в определении

    4. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Лабиринт - это какаялибо структура, состоящая из запутанных путей к выходу" Нет ошибки

    5. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Сладкий деликатес - это пирожное" Слишком узкое определение

    6. Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Брат - это не сестра" Отрицательное определение

    7. Определите правило, которое нарушено при делении: "Животные делятся на домашних, беспозвоночных и птиц" Деление по одному основанию

    8. Определите правило, которое нарушено при делении: "Смартфоны делятся на "айфоны", смартфоны других производителей и китайские подделки" Члены деления должны исключать друг друга

    9. Определите правило, которое нарушено при делении: "Все кошки делятся на рыжих, черных, белых и серых" Соразмерность деления

    10. Определите правило, которое нарушено при делении: "Науки делятся на естественные, гуманитарные, общественные, математические и технические"


    Деление должно быть непрерывным

    Задания ПЗ 3

      1. Охарактеризуйте следующее определение: Кроссовки - вид обуви, предназначенной для бега по пересеченной местности: слишком узкое

      2. Какова ошибка в делении понятия: Рыбы бывают речными, морскими, большими и маленькими: деление не по одному основанию.

      3. Какова ошибка в определении: Письменная принадлежность - разновидность канцелярских товаров, служащих для письма: заключает в себе круг

      4. Найдите ошибку в ограничении понятия игры: вид деятельности

      5. Найдите ошибку в обобщении понятия морской звезды: рыбы


    Тема 4. Суждение как форма мышления


    Тест по лекции 4

    1. Найдите предикат суждения "Все женщины являются чьими-то дочерьми": Быть чьими-то дочерьми

    2. Найдите квантор суждения "Все женщины являются чьими-то дочерьми": Все

    3. Как распределены субъект и предикат в суждении: "Ни один пингвин не летает":

    субъект и предикат распределены.

    1. Найдите частноутвердительное суждение: Студенты изучают логику.

    2. Найдите общеутвердительное суждение: Собака - живое существо.

    3. Найдите частноотрицательное суждение: Студенты не изучают логику.

    4. Найдите общеотрицательное суждение: Деревня - не город.

    5. Найдите суждение с отношениями: А больше В.

    6. Найдите единичное суждение: Гатчина - пригород Петербурга.

    7. Найдите определенное частное суждение: Не все люди имеют диплом о высшем образовании.



    Задания ПЗ 4

    1. Найдите простое ложное суждение: Каждый кулик хвалит свое болото.

    2. Найдите суждение с отношениями: 7-5 = 1+1

    3. Найдите экзистенциальное суждение (суждения о существовании чего-либо): Чебоксары расположены на Волге

    4. Найдите общеутвердительное суждение: Каждый кулик хвалит свое болото.

    5. В каком суждении и субъект, и предикат распределены: Ни один младенец не умеет говорить.


    Тема 5. Логический анализ вопросов


    Тест по лекции 5

    1. Определите тип вопроса: "Был ли закючен мирный договор между СССР и

    Германией после Второй мировой войны?": Информационный уточняющий.

    1. Определите тип вопроса: "Когда и где был произведен первый атомный реактор?": Сложный.

    2. Определите тип вопроса: "Чем отличаются математические науки от естественных?": Информационный восполняющий

    3. Определите тип вопроса: "Что такое счастье?": Исследовательский восполняющий.

    4. Определите тип вопроса: "Сколько планет вращаются вокруг Луны?": Семантически некорректный.

    5. Определите тип вопроса: "Обитаемы ли планеты других галактик?": Исследовательский уточняющий.

    6. Определите тип вопроса: "Где родился человек?": Синтаксически некорректный.

    7. Определите тип ответа на вопрос: "Когда распался СССР?" - Ответ: "В то же год, когда был путч": Косвенный.

    8. Определите тип ответа на вопрос: "Где родился Антон Чехов?" - Ответ: "На юге России": Слабый.

    9. Определите тип ответа на вопрос: "Где родился человек?" - Ответ: "В доисторическую эпоху": Нерелевантный (не соответствующий запросам).




    Задания ПЗ 5

    1. Найдите информационно-восполняющий вопрос: какова средняя продолжительность жизни домашних кошек?

    2. Определите тип вопроса: Сколько икринок в 100 граммах черной икры?:

    семантически некорректныйю

    1. Определите тип вопроса: Верно ли, что продолжительность светового дня на Марсе больше, чем на Земле?: информационный уточняющий.

    2. Найдите сложный открытый сильный вопрос: когда и где проходили ХХ Олимпийские игры?

    3. Найдите ложный релевантный сильный ответ на вопрос: Кто и когда вывел закон всемирного тяготения?: тот же человек, который создал теорию относительности, в XVII веке.

    Тема 6. Сложное суждение


    Тест по лекции 6

    1. Определите тип сложного суждения: "Игорь учится в 10 или в 11 классе": сильная дизъюнкция (одно исключает другое).

    2. Определите тип сложного суждения: "Кристина любит молочный или горький шоколад": слабая дизъюнкция (предполагает допущение истинности и одного, и другого суждения одновременно).

    3. Определите тип сложного суждения: "Кристина любит молочный и горький шоколад": конъюнкция.

    4. Определите тип сложного суждения: "Если Игорь любит Кристину, то Кристина любима Игорем": эквиваленция.

    5. Определите тип сложного суждения: "Если Кристина полюбит Игоря, свершится чудо": импликация.

    6. Если в суждении "p ˄ q" p истинно, а q ложно, то само суждение: ложно.

    7. Если в суждении "p → q" p ложно и q ложно, то само суждение: истинно.

    8. Если в суждении "p ˅ q" p ложно и q истинно, то само суждение: истинно.

    9. Если в суждении "p ↔ q" p ложно и q истинно, то само суждение: ложно.

    10. Если в суждении "˥p ˅ q" p ложно и q истинно, то само суждение: истинно.



    Задания ПЗ 6

    1. Какое из приведенных ниже суждений соответствует формульной записи p ˄ ˥q: Сегодня хорошая погода, и нет дождя.

    2. Определите ложное суждение: Некоторые совы не являются млекопитающими, и некоторые овцы тоже.

    3. Допустим, что p истинно, а q ложно. Найдите ложное суждение: p → q

    4. При каких значениях p и q суждение p ˄ ˥q истинно?: p истинно, q ложно.

    5. Допустим, что суждение ˥p ˅ q истинно, причем p ложно. Каким может быть q? Выберите наиболее подходящие ответ: ложным или истинным.




    Задание для СР 6

    1. Какой тип логической связки использован в следующем суждении?

    "Когда ты в хороших отношениях со Временем, то оно делает для тебя все, что пожелаешь": импликация.

    1. "Если ты решил превратиться в поросенка, мой милый, то я не стану с тобой возиться (1). Малыш снова то ли захрюкал, то ли захныкал (2) - трудно было понять, что за звуки он издает (3), - и Алиса решила не обращать на него внимания (4)":

    импликация, сильная дизъюнкция, слабая дизъюнкция, конъюнкция.

    1. Допустим, что в суждении

    "Малыш снова то ли захрюкал, то ли захныкал", - второе высказывание - ложь. Каким будет все суждение?": то ли истинным, то ли ложным.


    Тема 7. Операции над сложными суждениями


    Тест по лекции 7

    1. Найдите суждение с самой сильной связкой: a ˄ b.

    2. В каком суждении можно опустить все скобки?: ((a ˄ b) ˅ c) → d.

    3. Подберите формулу, соотвутствующую суждению: Если 2 умножить на 3, получится шесть, а если 3 умножить на 4, получится 12: (a ↔ b) ˄ (с ↔ d).

    4. В каком суждении нельзя опустить ни одни скобки?: (a ˅ b) ˄ (c ˅ d).

    5. Подберите формулу, соотвутствующую суждению: Завтра пойдет снег, а не дождь, поэтому я не возьму зонтик: a ˄ ˥b → ˥c.

    6. Какое суждение будет эквивалентно формуле: ˥a ˅ b: Неверно, что Гоша умеет летать, но не умеет говорить.

    7. Найдите формулу, эквивалентную суждению: Неверно, что сейчас осень и птицы улетают на юг: ˥a ˅ ˥b.

    8. Если подвергнуть отрицанию суждение: Игру выиграет либо шахматист, играющий белыми фигурами, либо тот, кто играет черными, либо будет ничья, - то получится: ˥a ˄ ˥b ˄ ˥c ˅ a ˄ b ˄ c.

    9. Если подвергнуть отрицанию суждение: Если Петр заболеет, то он возьмет больничный и не пойдет в институт, - получится: a ˄ (˥b ˅ c).

    10. Если привести в нормальный вид следующее суждение: Если Гоша попугай, то он умеет летать и говорить, - получится: ˥a ˅ b ˄ c.


    Тема 8. Логический квадрат


    Тест по лекции 8

    1. Суждение: "На вкус и цвет все фломастеры разные" является: общеутвердительным («Все S есть Р»).

    2. Суждение: "Только один человек является первым космонавтом":

    частноутвердительное («Некоторые S есть Р»).

    1. Найдите определенное частное суждение: Только некоторые люди композиторы.

    2. Подберите букву для обозначения суждения: "Некоторые деревья не являются хвойными": О (частноотрицательное суждение).

    3. Подберите частноотрицательный вариант для суждения: "Горы красивы": Некоторые горы не красивы.

    4. Подберите суждение, находящееся в отношении противоречия к исходному суждению: "Дети капризны": Некоторые дети не капризны.

    5. Допустим, что суждение: "Все дети капризны" истинно. Какое из перечисленных ниже суждений тоже будет истинным: Некоторые дети капризны.

    6. Подберите суждение, находящееся в отношении подчинения к исходному суждению: "Ни один пингвин не летает": Некоторые пингвины не летают.

    7. Подберите суждение, находящееся в отношении противоположности к исходному суждению: "Ни один пингвин не летает": Все пингвины летают.

    8. Допустим, что суждение: "Только некоторые пингвины летают" истинно. Какое из перечисленных ниже суждений будет истинным: Только некторые пингвины не летают.