Файл: Права граждан на обжалование в суд незаконных решений должностных лиц и органов (Незаконные действия должностных лиц и особенности их обжалования гражданами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важной составляющей демократической организации государства и общества является право гражданина обжаловать действия власти.

К Конституции Российской Федерации закреплены права и свободы личности, которые являются наивысшими ценностями и отдельно фиксируют право граждан защищать себя от неправомерных действий властных органов и должностных лиц: статьи 52 и 53 разъясняют: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данный ценностный принцип лег в основу ряда нормативно-правовых актов, которые будут рассмотрены в рамках настоящей курсовой работы.

C жалобой в суд имеет право обратится каждый гражданин в случае, когда он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих.

Цель курсовой работы – рассмотреть права граждан на обжалование в суд незаконных решений должностных лиц и органов.

Задачи:

- рассмотреть неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц;

- рассмотреть особенности обжалования действий должностных лиц;

- охарактеризовать право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц;

- рассмотреть субъекты конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц в субъектах РФ.

Объектом исследования являются правоотношения, которые связаны с реализацией прав российских граждан на обжалование действий, решений органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц.

Предметом - нормативно-правовые акты, регулирующее порядок обжалования действий (решений) органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно-структурный, конкретно-социологический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы. При написании работы использовались нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания.


Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Незаконные действия должностных лиц и особенности их обжалования гражданами

1.1 Неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц

Неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц, равно, как и выносимые ими документы (постановления, решения) могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном порядке[1].

По общему правилу, действия, бездействие и решения должностных лиц могут быть обжалованы, если они нарушают права и законные интересы граждан, либо создают препятствия для их реализации. Кроме того, обжалованию подлежит незаконно возложенная на гражданина какая-либо обязанность, либо если его привлекли к ответственности без реальных оснований.

Если имеется реальное основание, позволяющее обжаловать преступные действия или бездействие чиновника, то нужно знать в какой орган стоит обратиться с жалобой.

Закон предоставляет три варианта действий:

  1. Обращение с жалобой вышестоящему начальнику чиновника или в вышестоящий орган;
  2. Обращение с жалобой в надзорный или в лицензирующий орган;
  3. Обращение с соответствующим заявлением в суд[2].

При этом, можно воспользоваться каждым из этих способов поочередно или одновременно.

Например, при оспаривании бездействия судебного пристава, можно обратиться как к его  руководителю отдела ССП, так и в городской департамент судебных приставов. Одновременно с этим, а также когда обращение к руководству не даст результатов, можно пожаловаться на действия пристава в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями по отношению к судебным приставам и в суд. Однако самые лучшие результаты дает направление жалоб и заявлений сразу во все вышестоящие организации.


Обращаясь в любую из перечисленных выше инстанций или одновременно во все организации, стоит помнить про необходимость обоснования собственной позиции. Поэтому необходимо сформировать доказательственную базу, подкрепить ее нормативным обоснованием и в идеале примерами из практики судов.

Пожалуй, самым сложным остается обжалование судебных актов, а также действий судьи.

Решения, постановления и определения суда обжалуются в вышестоящих инстанциях, при условии соблюдения установленных законом требований. Что же касается действий судьи, то они должны быть выражены процессуально, т.е. в форме актов. В противном случае, обжаловать их можно попытаться через председателя суда, но форма и порядок не установлены.

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство. Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд. Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Позиционируя нашу страну как демократическое и развитое государство, законодатель предоставляет рядовым гражданам право на обжалование актов государственной власти субъектов РФ. Здесь предусмотрен также административный и судебный порядки.

Поскольку самым эффективным способом остается судебное рассмотрение, то необходимо оговорить его особенности в отношении данной категории дел. Конституция РФ, изначально закрепив возможность обжалования через суд действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц (и их решения), не детализирует данный процесс. Поэтому все тонкости судебного производства можно найти в других документах (ГК РФ (ст. 1069, 1070), ГПК РФ (гл. 25)). Соответственно, положения кодексов необходимо изучать до обращения в суд, разобраться с субъектами (ст. 254 ГПК) и предметами оспаривания[3].


В порядке гражданского судопроизводства можно попробовать обжаловать решения органов государственной (исполнительные, законодательные и судебные) власти и управления, как на местном, региональном, так и на федеральном уровне, а также их должностных лиц, которые постоянно или временно занимают свои должности.

1.2 Обжалование действий должностных лиц

Для обжалования незаконных действий или бездействия чиновника необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, который выбирается по правилам подсудности, прописанным в статьях 24 - 27 ГПК РФ. Это либо суд по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа государственной власти, где работает чиновник, чьи действия обжалуются.

Форма заявления (письменная) для обжалования неправомерных действий должностных лиц должна отвечать требованиям закона, в статьях кодекса (ст. 131 -136 ГПК РФ). В указанных статьях содержатся основания для отказа в принятии заявления.

Для того чтобы оспорить действия чиновника через суд, мало найти основания и подготовить заявление, отвечающее процессуальным требованиям. Крайне важно соблюсти установленные законодателем сроки.

Так, статья 256 ГПК РФ устанавливает единый трехмесячный срок, который начинает течь со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать исходя из обстоятельств дела, что его права и интересы нарушены действиями должностного лица или бездействием чиновника.

Срок можно определить по дате получения письменного документа, который нарушает его права или содержит, к примеру, отказ в приеме жалобы, поданной вышестоящему руководству чиновника.

Принятое судом заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с участием заинтересованных сторон. При этом неявка заявителя и других участников, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не служит поводом для отложения рассмотрения дела, за исключением случаев, когда в суд подано соответствующее ходатайство.

Если суд принимает положительное решение, то нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме. Нередки случаи, когда исполнение решения подлежит немедленному исполнению. В общем порядке копия судебного акта направляется должностному лицу в трехдневный срок с момента вступления его в законную силу.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы [4].


Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[5], статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6].
(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 4-ФЗ)

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. (части 2 - 3 введены Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ).

Должностное лицо – представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

- незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;

- влекут за собой издание незаконного решения;

- связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы – один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) – основание для применения других мер защиты и возмещения вреда[7].

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем – согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.