Файл: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития (Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России
1.1 Исторический аспект становления и развития пенсионной системы в России
1.2 Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ
2 Современное состояние пенсионной системы России и проблемы ее дельнейшего развития
2.1 Структура, функции и задачи пенсионной системы в Российской Федерации
2.2 Проблемы дальнейшего совершенствования и развития пенсионного фонда в РФ
1 Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России
1.1 Исторический аспект становления и развития пенсионной системы в России
В современных условиях отсутствует четкое понимание дефиниции «пенсионная система», что связано с тем, что в научной среде нет единого подхода к содержанию данного понятия.
Рассмотрим подходы авторов к определению «пенсионная система».
А.В. Вотинцева под пенсионной системой понимает комплексное образование, которое регулирует отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения[1].
Т.А. Брянцева определяет пенсионную систему как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванное обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества[2].
По мнению А.А. Шафеевой, пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или материальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей[3].
Как отмечает Э.А. Ярных пенсионная система выступает в качестве составной части государственного социального страхования[4].
Е.В. Майорова под пенсионной системой государства понимает экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность[5]. В данном определении можно отметить, что благодаря пенсионной системе, гражданину, достигшего пенсионного возраста и лиц, которые потеряли трудоспособность гарантирована достойная жизнь в будущем.
Пенсионное обеспечение нашей страны имеет длительную историю своего развития. Толчком для развития благотворительности на Руси в X веке стало принятие христианства.
Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении в России возникли еще в древние времена. Вплоть до 19 века пенсионное обеспечение было избирательно и представляло собой милость правящей персоны к своим подчиненным. Пенсионной выплатой довольствовались исключительно знатные для власти особы – воины, стоящие на страже владений у князей, а затем царей[6].
С периодом правления Петра I связано важное событие в истории развития пенсионной системы. Был принят закон о пенсионном обеспечении, который утвердил основания и порядок выплаты пенсии - «Устав Морского Русского Флота» от 13 января 1720 года. Это первый принятый закон об установлении пенсии.
Вторая половина 19 века знаменательна для истории развития пенсионного обеспечения тем, что в это время выплатами пенсий, помимо военных и гражданских государственных служащих, стали пользоваться и работники частных предприятий.
Во время изменения политического режима в 1917 году и прихода к власти социалистической партии в сфере пенсионного обеспечения пенсионные выплаты должны были стать массовыми и лишиться всякой привилегированности. И только спустя много лет идеи были реализованы. Хотя советская власть не ущемляла права граждан на выплату пособий по случаю потери кормильца и по инвалидности с самого начала.
Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию было принято в 1930 году. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая действовала по установленной схеме: налогами обременялись все существующие организации, благодаря которым формировался бюджет всего государства.
Бюджет страны являлся источником покрытия государственных расходов, включая выплату пенсии.
Общеустановленным возрастом в 1932 году для назначения трудовой пенсии стал: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. И до сих пор пенсионный возраст в России остается неизменным и на сегодняшний день является одним из самых низких во всем мире. Данное условие достижения пенсионного возраста предоставляет право российским гражданам раньше жителей других стран выйти на пенсию[7].
Примечательным событием в 1956 году для истории пенсионного обеспечения было принятие закона «О государственных пенсиях». Акт являлся гарантией получения государственных пенсий, включающий в себе единые для всех правила и требования для установления пенсий, в том числе к возрасту и стажу, а также содержал общий порядок исчисления размера пенсий независимо от категории граждан
Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Расчет пенсии происходил иначе (только в нынешнее время он исходит из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую деятельность), а в то время расчет производился, исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.
Также учитывались особые условия труда при назначении пенсии: тяжелые условия труда на вредном производстве, педагогическая и врачебная деятельность, а также работа в неблагоприятных климатических условиях. Данные условия предоставляли право на досрочный выход на пенсию и требовали меньшего трудового стажа[8].
990-е года показали возрастающую динамику показателей старения населения. Предприятия переставали отчитываться и платить взносы в Пенсионный фонд в условиях переходной экономики. Различные по поступлениям доходы людей никак не дифференцировались, что указывало на существование устаревшей системы распределения пенсий. Назначение досрочных льготных пенсий не сбавляло свои обороты в практике, тем самым увеличивая разрыв между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.
Проблемы пенсионной системы, зародившиеся в советское время, требовали от правительства разработки концепции ее преобразования.
В формирование пенсионной реформы нашей страны можно выделить ряд этапов.
Первый этап пенсионной реформы начинается в 2002 году.
Цель реформы на данном этапе заключалась в преодолении уравнительности всех видов пенсий, повышения реального размера пенсий, а также переход на страховые принципы. В данный период наблюдается изменение структуры пенсий. Для повышения уровня жизни будущих пенсионеров Пенсионным фондом был введен обязательный накопительный элемент, который предусматривает инвестирование пенсионных накоплений[9].
2 этап пенсионной реформы (с 2004 года), в данный период происходит формирование клиентских служб Пенсионного фонда. Пенсионный фонд в данный период переходит на использование современных технологий, таких как электронные очереди, информационные автоматы, прием населения по принципу «одного окна» и т.д.
3 этап пенсионной реформы (2005 год) связан с социальными выплатами пенсионным фондом.
В 2005 году на Пенсионный фонд были возложены новые функции по вопросам начисления и выплат гражданам, а также реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Спустя время к данным функциям Пенсионного фонда прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, и их вдовам.
На следующем 4 этапе пенсионной реформы (2007 год) был предложен материнский капитал.
На Пенсионный фонд была возложена задача выдачи государственных сертификатов на материнский капитал и выплата средств материнского капитала. В короткие сроки Пенсионным фондом проведена вся необходимая подготовительная работа, и процесс выплаты материнского капитала был запущен уже в январе 2009 года.
На 5 этапе пенсионной реформы (2010 год) происходит администрирование страховых взносов Пенсионным фондом.
На 6 этапе пенсионной реформы подведены итоги деятельности Пенсионного фонда за 2010 год.
В данный период наблюдается начало для Пенсионного фонда с валоризации пенсионных прав граждан, которые имеют трудовой стаж до 2002 года.
7 этап пенсионной реформы.
В течение 2010 года пенсии увеличивались несколько раз. Кроме валоризации, с 1 апреля была проведена индексация трудовых пенсий на 6,3% и социальных пенсий на 8,8 %. 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41 %[10].
8 этап пенсионной реформы (2013-2017 года).
В 2013-2015 годах пенсионная система претерпевает значительные изменения. Так, для расчета страховой пенсии разработан новая пенсионная формула, введен новый порядок формирования пенсионных прав с учетом стажа, размера страховых отчислений и возраста выхода на пенсию[11].
В 2014-2015 годах у россиян имеется возможность выбора тарифа на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. При этом в 2014-2017 годах все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.
Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.
В 2018 году пенсионная реформа представляла собой комплекс действий, которые будут ориентированы на разработку добровольной программы образования пенсионных накоплений для граждан России, то есть граждане получили бы право самостоятельно решать, сколько процентов от заработной платы они хотят отчислять в пенсионный фонд.
Все эти изменения, происходящие, в законодательстве относятся по большей части только к трудоспособным гражданам нашей страны.
Но новая пенсионная реформа не подразумевает «разморозку» накопительной части пенсии, такой мораторий останется еще на неопределенный срок.
1.2 Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ
На рисунке 1 представлена пенсионная система РФ.
Пенсионная система России
Система обязательного государственного пенсионного обеспечения
Система добровольного пенсионного страхования
1 уровень – социальная защита
Корпоративное добровольное пенсионное накопительное страхование
2 уровень – государственное обязательное пенсионное обеспечение
Индивидуальное добровольное пенсионное накопительное страхование
3 уровень – обязательное профессиональное пенсионное страхование
Рисунок 1. Пенсионная система РФ[12]
Статистики подсчитали, что на сегодняшний день средний возраст трудоустроенного россиянина составляет около 40 лет. По данным переписи населения России сокращается 215 два последних десятилетия. За последние 10 лет, по оценке Федеральной службы государственной статистики, численность населения РФ уменьшилась на 1,5 %. Росстат прогнозирует, что в 2030 году численность населения нашей страны сократится еще на 2,6 % и составит 142572 тыс. чел. [13].
Из-за сокращения и старения населения России, а также ростом числа работающих пенсионеров и неблагоприятным экономическим условиям РФ стоит перед необходимостью реформирования системы пенсионного страхования граждан. Для устранения дефицитного бюджета пенсионной системы наиболее значимыми антикризисными рычагами являются: регулирование пенсионного возраста; изменение системы досрочных пенсий;-повышение доходности с помощью индексации пенсий[14].
Реформирование системы пенсионного страхования в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем финансового сектора России. Необходимость пенсионной реформы в РФ связана с неустойчивой экономической ситуацией и с объективными макроэкономическими факторами и тенденциями.
Немаловажное значение имеет стратегический и оперативный анализ текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России (ПФР) в частности.
В рамках работы был проведен анализ основных показателей пенсионной системы РФ за период 2012–2018 гг. традиционным способом. Из таблицы 1 следует, что с каждым годом в России численность пенсионеров растет темпом, превышающим рост численности населения. В связи с этим демографическая нагрузка на население также растет: удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения вырос с 0,29 до 0,31, что связано с увеличением пенсионного бремени для бюджетных показателей и ростом пенсионных выплат, следовательно, ростом расходов бюджета ПФР.