Файл: Методы сжатия цифровой информации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы понятия «информация»

1.1. Понятие информации и ее свойства

1.2. Виды информации и ее кодирование

Методы сжатия информации 2.1. Методы сжатия информации без потерь Все известные алгоритмы сжатия сводятся к шифрованию входной информации, а принимающая сторона выполняет дешифровку принятых данных.Существуют методы, которые предполагают некоторые потери исходных данных, другие алгоритмы позволяют преобразовать информацию без потерь. Сжатие с потерями используется при передаче звуковой или графической информации, при этом учитывается несовершенство органов слуха и зрения, которые не замечают некоторого ухудшения качества, связанного с этими потерями.Все известные алгоритмы сжатия сводятся к шифрованию входной информации, а принимающая сторона выполняет дешифровку принятых данных.Сжатие без потерь — метод сжатия информации представленной в цифровом виде, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния. Этот тип сжатия принципиально отличается от сжатия данных с потерями. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои оптимальные алгоритмы сжатия без потерь.Сжатие данных без потерь используется во многих приложениях. Например, оно используется во всех файловых архиваторах. Оно также используется как компонент в сжатии с потерями [20].Сжатие без потерь используется, когда важна идентичность сжатых данных оригиналу. Обычный пример — исполняемые файлы и исходный код. Некоторые графические файловые форматы, такие как PNG , используют только сжатие без потерь; тогда как другие (TIFF, MNG) или GIF могут использовать сжатие как с потерями, так и без.Сжатие информации без потерь осуществляется статистическим кодированием или на основе предварительно созданного словаря. Статистические алгоритмы (например схема кодирования Хафмана) присваивают каждому входному символу определенный код. При этом, наиболее часто используемому символу присваивается наиболее короткий код, а наиболее редкому - более длинный. Таблицы кодирования создаются заранее и имеют ограниченный размер. Этот алгоритм обеспечивает наибольшее быстродействие и наименьшие задержки. Для получения высоких коэффициентов сжатия статистический метод требует больших объемов памяти. Альтернативой статистическому алгоритму является схема сжатия, основанная на динамически изменяемом словаре. Данный метод предполагает замену потока символов кодами, записанными в памяти в виде словаря (таблица перекодировки). Соотношение между символами и кодами меняется вместе с изменением данных. Таблицы кодирования периодически меняются, что делает метод более гибким. Размер небольших словарей лежит в пределах 2-32 килобайт, но более высоких коэффициентов сжатия можно достичь при заметно больших словарях до 400 килобайт [19]. 2.1.1. Кодирование длин сессий Кодирование длин серий (англ. Run-length encoding, RLE) или Кодирование повторов — простой алгоритм сжатия данных, который оперирует сериями данных, то есть последовательностями, в которых один и тот же символ встречается несколько раз подряд. При кодировании строка одинаковых символов, составляющих серию, заменяется строкой, которая содержит сам повторяющийся символ и количество его повторов.Рассмотрим изображение, содержащее простой чёрный текст на сплошном белом фоне. Здесь будет много серий белых пикселей в пустых местах, и много коротких серий чёрных пикселей в тексте. В качестве примера приведена некая произвольная строка изображения в черно-белом варианте. Здесь B представляет чёрный пиксель, а W обозначает белый:WWWWWWWWWWWWBWWWWWWWWWWWWBBBWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWBWWWWWWWWWWWWWWЕсли мы применим простое кодирование длин серий к этой строке, то получим следующее:12W1B12W3B24W1B14WПоследняя запись интерпретируется как «двенадцать W», «одна B», «двенадцать W», «три B» и т. д. Таким образом, код представляет исходные 67 символов в виде всего лишь 18.Однако, в случае, если строка состоит из большого количества неповторяющихся символов, её объем может вырасти.ABCABCABCABCDDEFFFFFFFF1A1B1C1A1B1C1A1B1C1A1B1C2D1E8FПроблема решается достаточно просто. Алфавит, в котором записаны длины серий, разделяется на две (обычно равные) части. Алфавит целых чисел можно, например, разделить на две части: положительные и отрицательные. Положительные используют для записи количества повторяющихся одинаковых символов, а отрицательные — для записи количества неодинаковых.-12ABCABCABCABC2D1E8FТак как численные типы данных на компьютере всегда имеют некоторый предел, возникает еще одна проблема. Предположим, мы используем signed char для записи длин серий. Тогда мы не можем записать серию длиннее 127 символов одной парой "длина-символ". Если подряд записано 256 символов A, их разделяют на минимальное количество групп:127A127A2AЗапись на некотором языке программирования алгоритма RLE с учетом этих ограничений нетривиальна.Конечно, кодирование, которое используется для хранения изображений, оперирует с двоичными данными, а не с символами ASCII, как в рассмотренном примере, однако принцип остаётся тот же.Очевидно, что такое кодирование эффективно для данных, содержащих большое количество серий, например, для простых графических изображений, таких как иконки и графические рисунки. Однако это кодирование плохо подходит для изображений с плавным переходом тонов, таких как фотографии.Распространённые форматы для упаковки данных с помощью RLE включают в себя PackBits, PCX и ILBM.Методом кодирования длин серий могут быть сжаты произвольные файлы с двоичными данными, поскольку спецификации на форматы файлов часто включают в себя повторяющиеся байты в области выравнивания данных. Тем не менее, современные системы сжатия (например, DEFLATE) чаще используют алгоритмы на основе LZ77, которые являются обобщением метода кодирования длин серий и оперируют с последовательностями символов вида «BWWBWWBWWBWW» [1]. 2.1.2. Алгоритм LZ78-LZW84 Алгоритм LZ78, предложенный в 1978 г. Лемпелом и Зивом, нашел свое практическое применение только после реализации LZW84, предложенной Велчем в 1984 г. Словарь является расширяющимся (expanding). Первоначально в нем содержится только 256 строк длиной в одну букву-все коды ASCII. В процессе работы словарь разрастается до своего максимального объема |Vmax| строк (слов). Обычно, объем словаря достигает нескольких десятков тысяч слов. Каждая строка в словаре имеет свою известную длину и этим похожа на привычные нам книжные словари и отличается от строк LZ77, которые допускали использование подстрок. Таким образом, количество слов в словаре точно равно его текущему объему. В процессе работы словарь пополняется по следующему закону:1. В словаре ищется слово str, максимально совпадающее с текущим кодируемым словом в позиции pos исходного текста. Так как словарь первоначально не пустой, такое слово всегда найдется;2. В выходной файл помещается номер найденного слова в словаре position и следующий символ из входного текста В (на котором обнаружилось различие) - . Длина кода равна |position|+|B||=[logVmax]+8 (бит);3. Если словарь еще не полон, новая строка strВ добавляется в словарь по адресу last_position, размер словаря возрастает на одну позицию;4. Указатель в исходном тексте pos смещается на |strB|=|str|+l байт дальше к символу, следующему за В.В таком варианте алгоритм почти не нашел практического применения и был значительно модернизирован. Изменения коснулись принципов управления словарем (его расширения и обновления) и способа формирования выходного кода:так как словарь увеличивается постепенно и одинаково для кодировщика и декодировщика, для кодирования позиции нет необходимости использовать [logVmax] бит, а можно брать лишь [logV] бит, где V-текущий объем словаря.Самая серьезная проблема LZ78-переполнение словаря: если словарь полностью заполнен, прекращается его обновление и процесс сжатия может быть заметно ухудшен (метод FREEZE). Отсюда следует вывод-словарь нужно иногда обновлять. Самый простой способ как только словарь заполнился его полностью обновляют. Недостаток очевиден кодирование начинается на пустом месте, как бы с начала, и пока словарь не накопится сжатие будет незначительным, а дальше-замкнутый цикл опять очистка словаря!.. Поэтому предлагается словарь обновлять не сразу после его заполнения, а только после того, как степень сжатия начала падать (метод FLUSH). Более сложные алгоритмы используют два словаря, которые заполняются синхронно, но с задержкой на |V|/2 слов один относительно другого. После заполнения одного словаря, он очищается, а работа переключается на другой (метод SWAP). Еще более сложными являются эвристические методы обновления словарей в зависимости от частоты использования тех или иных слов (LRU, TAG).Выходной код также формируется несколько иначе (сравните с предыдущим описанием):1. В словаре ищется слово str, максимально совпадающее с текущим кодируемым словом в позицииpos исходного текста;2. В выходной файл помещается номер найденного слова в словаре . Длина кода равна |position|=[logV] (бит);3. Если словарь еще не полон, новая строка strВ добавляется в словарь по адресу last_position, размер словаря возрастает на одну позицию;4. Указатель в исходном тексте pos смещается на |str| байт дальше к символу В [6]. 2.1.3. Алгоритм LZW Алгоритм Лемпеля — Зива — Велча (LZW) — это универсальный алгоритм сжатия данных без потерь, созданный Абрахамом Лемпелем, Якобом Зивом и Терри Велчем. Он был опубликован Велчем в 1984 году, в качестве улучшенной реализации алгоритма LZ78, опубликованного Лемпелем и Зивом в 1978 году. Алгоритм разработан так, чтобы его можно было быстро реализовать, но он не обязательно оптимален, поскольку он не проводит никакого анализа входных данных.Данный алгоритм при сжатии (кодировании) динамически создаёт таблицу преобразования строк: определённым последовательностям символов (словам) ставятся в соответствие группы бит фиксированной длины (обычно 12-битные). Таблица инициализируется всеми 1-символьными строками (в случае 8-битных символов — это 256 записей). По мере кодирования, алгоритм просматривает текст символ за символом, и сохраняет каждую новую, уникальную 2-символьную строку в таблицу в виде пары код/символ, где код ссылается на соответствующий первый символ. После того как новая 2-символьная строка сохранена в таблице, на выход передаётся код первого символа. Когда на входе читается очередной символ, для него по таблице находится уже встречавшаяся строка максимальной длины, после чего в таблице сохраняется код этой строки со следующим символом на входе; на выход выдаётся код этой строки, а следующий символ используется в качестве начала следующей строки.Алгоритму декодирования на входе требуется только закодированный текст, поскольку он может воссоздать соответствующую таблицу преобразования непосредственно по закодированному тексту.Алгоритм: Инициализация словаря всеми возможными односимвольными фразами. Инициализация входной фразы w первым символом сообщения. Считать очередной символ K из кодируемого сообщения. Если КОНЕЦ_СООБЩЕНИЯ, то выдать код для w, иначе Если фраза wK уже есть в словаре, присвоить входной фразе значение wK и перейти к Шагу 2, иначе выдать код w, добавить wK в словарь, присвоить входной фразе значение K и перейти к Шагу 2. На момент своего появления алгоритм LZW давал лучший коэффициент сжатия, для большинства приложений, чем любой другой хорошо известный метод того времени. Он стал первым широко используемым на компьютерах методом сжатия данных.Алгоритм был реализован в программе compress, которая стала более или менее стандартной утилитой Unix-систем приблизительно в 1986 году. Несколько других популярных утилит-архиваторов также используют этот метод или близкие к нему [11].В 1987 году алгоритм стал частью стандарта на формат изображений GIF. Он также может (опционально) использоваться в формате TIFF. В настоящее время, алгоритм содержится в стандарте PDF. 2.1.4. Алгоритм FLAC FLAC — популярный свободный кодек, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. В отличие от аудио-кодеков, обеспечивающих сжатие с потерями (MP3, AAC, WMA, Ogg Vorbis) FLAC не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции.На сегодня формат FLAC поддерживается множеством аудиоприложений, а также имеет большое количество аппаратных реализаций.Основными частями потока являются: Строка из четырёх байтов «fLaC» Блок метаданных STREAMINFO Другие необязательные блоки метаданных Аудио фреймы Первые четыре байта идентифицируют поток FLAC. Следующие за ними метаданные содержат информацию о потоке, затем идут сжатые аудиоданные.По состоянию на 10.03.2010 в libflac-1.2.1 определены следующие типы блоков: StreamInfo, Padding, Application, SeekTable, VorbisComment, CueSheet, Picture, Unknown. Блоки метаданных могут быть любого размера, новые блоки могут быть легко добавлены. Декодер имеет возможность пропускать неизвестные ему блоки метаданных. Блок STREAMINFO является обязательным. В нём содержатся данные, позволяющие декодеру настроить буферы, частота дискретизации, количество каналов, количество бит на семпл и количество семплов. Также в блок записывается подпись MD5 несжатых аудиоданных. Это полезно для проверки всего потока после его передачи [17].Другие блоки предназначены для резервирования места, хранения таблиц точек поиска, тегов, список разметки аудиодисков, а также данных для конкретных приложений. Опции для добавления блоков PADDING или точек поиска приведены ниже. FLAC не нуждается в точках поиска, однако они позволяют значительно увеличить скорость доступа, а также могут быть использованы для расстановки меток в аудио редакторах. Точное описание структур стандартных блоков можно найти в файле format.h библиотеки libflac, доступной с сайта формата.За метаданными следуют сжатые аудиоданные. Метаданные и аудиоданные не чередуются. Как и большинство кодеков, FLAC делит входной поток на блоки и кодирует их независимо друг от друга. Блок упаковывается во фрейм и добавляется к потоку. Базовый кодер использует блоки постоянного размера для всего потока, однако формат предусматривает наличие блоков разной длины в потоке.Размер блока — очень важный параметр для кодирования. Если он очень мал, то в потоке будет слишком много заголовков фреймов, что уменьшит уровень сжатия. Если размер большой, то кодер не сможет подобрать эффективную модель сжатия. Понимание процесса моделирования поможет Вам увеличить уровень сжатия для некоторых типов входных данных. Обычно при использовании линейного прогнозирования на аудиоданных с частотой дискретизации 44.1 кГц оптимальный размер блока лежит в диапазоне 2-6 тысяч семплов.Если на вход поступают стерео аудиоданные, они могут пройти через стадию межканальной декорреляции. Правый и левый канал преобразуются к среднему и разностному по формулам: средний = (левый + правый)/2, разностный = левый — правый. В отличие от joint stereo, используемом в lossy кодерах, в lossless кодировании этот процесс не приводит к потерям. Для данных с аудио компакт-дисков это обычно приводит к значительному увеличению уровня сжатия.На следующем этапе кодер пытается аппроксимировать сигнал такой функцией, чтобы полученный после её вычитания из оригинала результат (называемый разностью, остатком, ошибкой) можно было закодировать минимальным количеством битов. Параметры функций тоже должны записываться, поэтому они не должны занимать много места. FLAC использует два метода формирования аппроксимаций [9]: подгонка простого полинома к сигналу общее кодирование с линейными предикторами (LPC). Во-первых, постоянное полиномиальное предсказание (-l 0) работает значительно быстрее, но менее точно, чем LPC. Чем выше порядок LPC, тем медленнее, но лучше будет модель. Однако с увеличением порядка выигрыш будет все менее значительным. В некоторой точке (обычно около 9) процедура кодера, определяющая наилучший порядок, начинает ошибаться и размер получаемых фреймов возрастает. Чтобы преодолеть это, можно использовать полный перебор, что приведёт к значительному увеличению времени кодирования.Во-вторых, параметры для постоянных предикторов могут быть описаны тремя битами, а параметры для модели LPC зависят от количества бит на семпл и порядка LPC. Это значит, что размер заголовка фрейма зависит от выбранного метода и порядка и может повлиять на оптимальный размер блока.Когда модель подобрана, кодер вычитает приближение из оригинала, чтобы получить остаточный (ошибочный) сигнал, который затем кодируется без потерь. Для этого используется то обстоятельство, что разностный сигнал обычно имеет распределение Лапласа и есть набор энтропийных кодов, называемый кодами Райса, позволяющий эффективно и быстро кодировать эти сигналы без использования словаря.Кодирование Райса состоит из нахождения одного параметра, отвечающего распределению сигнала, а затем использования его для составления кодов. При изменении распределения меняется и оптимальный параметр, поэтому имеется метод позволяющий пересчитывать его по необходимости. Остаток может быть разбит на контексты или разделы, у каждого из которых будет свой параметр Райса. FLAC позволяет указать, как нужно производить разбиение. Остаток может быть разбит на 2n разделов.Аудиофрейму предшествует заголовок, который начинается с кода синхронизации и содержит минимум информации, необходимой декодеру для воспроизведения потока. Сюда также записывается номер блока или семпла и восьмибитная контрольная сумма самого заголовка. Код синхронизации, CRC заголовка фрейма и номер блока/семпла позволяют осуществлять пересинхронизацию и поиск даже в отсутствие точек поиска. В конце фрейма записывается его шестнадцатибитная контрольная сумма. Если базовый декодер обнаружит ошибку, будет сгенерирован блок тишины [3]. 2.1.5. Код Хаффмана Алгоритм Хаффмана — адаптивный жадный алгоритм оптимального префиксного кодирования алфавита с минимальной избыточностью. Был разработан в 1952 годуаспирантом Массачусетского технологического института Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы. В настоящее время используется во многих программах сжатия данных.В отличие от алгоритма Шеннона — Фано, алгоритм Хаффмана остаётся всегда оптимальным и для вторичных алфавитов m2 с более чем двумя символами.Этот метод кодирования состоит из двух основных этапов: Построение оптимального кодового дерева. Построение отображения код-символ на основе построенного дерева. Один из первых алгоритмов эффективного кодирования информации был предложен Д. А. Хаффманом в 1952 году. Идея алгоритма состоит в следующем: зная вероятности символов в сообщении, можно описать процедуру построения кодов переменной длины, состоящих из целого количества битов. Символам с большей вероятностью ставятся в соответствие более короткие коды. Коды Хаффмана обладают свойством префиксности, что позволяет однозначно их декодировать.Классический алгоритм Хаффмана на входе получает таблицу частот встречаемости символов в сообщении. Далее на основании этой таблицы строится дерево кодирования Хаффмана (Н-дерево). Символы входного алфавита образуют список свободных узлов. Каждый лист имеет вес, который может быть равен либо вероятности, либо количеству вхождений символа в сжимаемое сообщение. Выбираются два свободных узла дерева с наименьшими весами. Создается их родитель с весом, равным их суммарному весу. Родитель добавляется в список свободных узлов, а два его потомка удаляются из этого списка. Одной дуге, выходящей из родителя, ставится в соответствие бит 1, другой — бит 0. Шаги, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока в списке свободных узлов не останется только один свободный узел. Он и будет считаться корнем дерева [10]. Допустим, у нас есть следующая таблица частот (см.табл.1) :Таблица 1 15 7 6 5 5 А Б В Г Д Этот процесс можно представить как построение дерева, корень которого — символ с суммой вероятностей объединенных символов, получившийся при объединении символов из последнего шага, его n0 потомков — символы из предыдущего шага и т. д.Чтобы определить код для каждого из символов, входящих в сообщение, мы должны пройти путь от листа дерева, соответствующего этому символу, до корня дерева, накапливая биты при перемещении по ветвям дерева. Полученная таким образом последовательность битов является кодом данного символа, записанным в обратном порядке.Для данной таблицы (табл.2) символов коды Хаффмана будут выглядеть следующим образом.Таблица 2 А Б В Г Д 0 100 101 110 111 Поскольку ни один из полученных кодов не является префиксом другого, они могут быть однозначно декодированы при чтении их из потока. Кроме того, наиболее частый символ сообщения А закодирован наименьшим количеством бит, а наиболее редкий символ Д — наибольшим.При этом общая длина сообщения, состоящего из приведённых в таблице символов, составит 87 бит (в среднем 2,2308 бита на символ). При использовании равномерного кодирования общая длина сообщения составила бы 117 бит (ровно 3 бита на символ). Заметим, что энтропия источника, независимым образом порождающего символы с указанными частотами составляет

2.2. Методы сжатия информации с потерями

Заключение

Список использованных источников



Для представления дискретной информации в компьютере применяется алфавитный способ, основанный на использовании фиксированного конечного набора символов (алфавита). Примерами алфавитов могут служить алфавиты естественных человеческих языков, совокупность десятичных цифр, любая другая упорядоченность знаков, предназначенная для образования и передачи сообщений. Символы из набора алфавита называются буквами, а любая конечная последовательность букв — словом в этом алфавите. При этом не требуется, чтобы слово обязательно имело языковое смысловое значение.

Процесс преобразования информации часто требует представлять буквы одного алфавита средствами (буквами, словами) другого алфавита. Такое представление и называется кодированием. Процесс обратного преобразования информации относительно ранее выполненного кодирования называется декодированием.
Предыстория кодирования информации. Люди общаются в основном с помощью сказанных или написанных слои. Эта система норм&1ьно работает, когда пес участники находятся поблизости друг от друга (в пределах слышимости или видимости), А если мы хотим связаться с удаленным собеседником? С древних времен до XIX в. для этой цели использовались курьеры с устными или письменными сообщениями. Такая связь работала неплохо, хотя часто слишком медленно; к тому же сообщение или курьер до адресата порой не доходили.

Шло время, развивались технологии, и люди изобретали различные коммуникационные приспособления. В доиндустриальную эпоху для передачи сообщений на большие расстояния использовали устройства наподобие маяков. Индейцы Северной Америки применяли дымовые сигналы, в армиях для передачи сообщений использовали флаги и зеркала. Создавались и хитроумные механизмы для передачи сообщений на все увеличивающиеся расстояния.

Техническая революция сопровождалась распространением электричества и телеграфа, позволявшего мгновенно передавать сообщения на очень большие расстояния по одному проводу. Теперь уже не нужно было видеть человека на другом конце провода или посылать к нему посредника-почтальона. Телеграф и дымовые сигналы имеют одно общее свойство — им требуется некоторый код, чтобы перевести человеческий язык в форму
, которую мог бы передать механизм или телеграфный аппарат. На принимающем конце этот код необходимо перевести обратно па человеческий язык. Уже в ранних коммуникационных устройствах сформировались две идеи, которые легли в основу современных компьютеров [12]:

1)цифровой (digital), т.е. дискретный, код, основанный па двух состояниях (включено—выключено, или 0 и I);
2)специализированный машинный язык (обычно цифровой), используемый машиной для обработки данных.

Телеграф и первые радиостанции применяли для передачи сообщений специальный кол — азбуку Морзе, названную но имени ее создателя Сэмюэла Ф. Б. Морзе. В ней с каждой буквой алфавита сопоставлена комбинация точек (коротких импульсов) и тире (длинных импульсов). Импульсы передаются по проводам в определенной последовательности, которую оператор на принимающем устройстве переводит обратно в буквы и слова. Как правило, оператор использует справочник по кодам, но опытные операторы знают код настолько хорошо, что могут расшифровывать каждый символ по памяти.

Современные компьютеры похожи на ранний телеграф, ведь они передают информацию по проводам в цифровой форме, используя специальный код. Но если основная задача телеграфа передавать информацию на далекие расстояния, то компьютер перелает данные внутри себя. При этом компьютер использует другой кодовый язык и несколько проводов, а не один, как телеграф.

Кодирование данных двоичным кодом. На современном языке телеграф можно назвать устройством для цифровой последовательной связи. Связь является цифровой, потому что в ней используется дискретный (включено—выключено) код; последовательной, потому что элементы языка (точки и тире) отправляются последовательно один за другим. Если мы разработаем код, в котором каждая буква алфавита будет представлена комбинацией из восьми элементов (0 или 1), и будем отправлять их один за другим, то мы создадим цифровое последовательное устройство. При наличии единственного провода такой способ связи работает прекрасно, но медленно (ведь нам приходится посылать но очереди восемь единиц информации, чтобы передать одну букву). А если вместо одного у нас было бы восемь проводов? Тогда мы могли бы передать все восемь элементов сразу, или параллельно. Именно так данные передаются в компьютере.
Кодирование может производиться без потери и с потерями информации. Так, преобразование принципиально различных видов информации — непрерывной в дискретную (аналого-цифровое преобразование (АЦП)) и дискретной в непрерывную (цифро-аналоговое преобразование (ЦАП)) — возможно только с потерей информации.



К кодированию можно отнести и сжатие (архивацию) информации. Сжатие — это устранение избыточности информации, например за счет упрощения кодов путем исключения из них постоянных битов.

Другой разновидностью кодирования является введение избыточной информации, что широко применяется в криптографии. Примерами такого кодирования могут служить электронный сертификат, цифровая подпись и шифрование [15].

  1. 1   2   3   4

Методы сжатия информации

2.1. Методы сжатия информации без потерь


Все известные алгоритмы сжатия сводятся к шифрованию входной информации, а принимающая сторона выполняет дешифровку принятых данных.

Существуют методы, которые предполагают некоторые потери исходных данных, другие алгоритмы позволяют преобразовать информацию без потерь. Сжатие с потерями используется при передаче звуковой или графической информации, при этом учитывается несовершенство органов слуха и зрения, которые не замечают некоторого ухудшения качества, связанного с этими потерями.

Все известные алгоритмы сжатия сводятся к шифрованию входной информации, а принимающая сторона выполняет дешифровку принятых данных.

Сжатие без потерь — метод сжатия информации представленной в цифровом виде, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния. Этот тип сжатия принципиально отличается от сжатия данных с потерями. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои оптимальные алгоритмы сжатия без потерь.

Сжатие данных без потерь используется во многих приложениях. Например, оно используется во всех файловых архиваторах. Оно также используется как компонент в сжатии с потерями [20].

Сжатие без потерь используется, когда важна идентичность сжатых данных оригиналу. Обычный пример — исполняемые файлы и исходный код. Некоторые графические файловые форматы, такие как PNG , используют только сжатие без потерь; тогда как другие (TIFF, MNG) или GIF могут использовать сжатие как с потерями, так и без.

Сжатие информации без потерь осуществляется статистическим кодированием или на основе предварительно созданного словаря. Статистические алгоритмы (например схема кодирования Хафмана) присваивают каждому входному символу определенный код. При этом, наиболее часто используемому символу присваивается наиболее короткий код, а наиболее редкому - более длинный. Таблицы кодирования создаются заранее и имеют ограниченный размер. Этот алгоритм обеспечивает наибольшее быстродействие и наименьшие задержки. Для получения высоких коэффициентов сжатия статистический метод требует больших объемов памяти.

Альтернативой статистическому алгоритму является схема сжатия, основанная на динамически изменяемом словаре. Данный метод предполагает замену потока символов кодами, записанными в памяти в виде словаря (таблица перекодировки). Соотношение между символами и кодами меняется вместе с изменением данных. Таблицы кодирования периодически меняются, что делает метод более гибким. Размер небольших словарей лежит в пределах 2-32 килобайт, но более высоких коэффициентов сжатия можно достичь при заметно больших словарях до 400 килобайт [19].

2.1.1. Кодирование длин сессий



Кодирование длин серий (англ. Run-length encoding, RLE) или Кодирование повторов — простой алгоритм сжатия данных, который оперирует сериями данных, то есть последовательностями, в которых один и тот же символ встречается несколько раз подряд. При кодировании строка одинаковых символов, составляющих серию, заменяется строкой, которая содержит сам повторяющийся символ и количество его повторов.

Рассмотрим изображение, содержащее простой чёрный текст на сплошном белом фоне. Здесь будет много серий белых пикселей в пустых местах, и много коротких серий чёрных пикселей в тексте. В качестве примера приведена некая произвольная строка изображения в черно-белом варианте. Здесь B представляет чёрный пиксель, а W обозначает белый:

WWWWWWWWWWWWBWWWWWWWWWWWWBBBWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWWBWWWWWWWWWWWWWW

Если мы применим простое кодирование длин серий к этой строке, то получим следующее:

12W1B12W3B24W1B14W

Последняя запись интерпретируется как «двенадцать W», «одна B», «двенадцать W», «три B» и т. д. Таким образом, код представляет исходные 67 символов в виде всего лишь 18.

Однако, в случае, если строка состоит из большого количества неповторяющихся символов, её объем может вырасти.

ABCABCABCABCDDEFFFFFFFF

1A1B1C1A1B1C1A1B1C1A1B1C2D1E8F

Проблема решается достаточно просто. Алфавит, в котором записаны длины серий, разделяется на две (обычно равные) части. Алфавит целых чисел можно, например, разделить на две части: положительные и отрицательные. Положительные используют для записи количества повторяющихся одинаковых символов, а отрицательные — для записи количества неодинаковых.

-12ABCABCABCABC2D1E8F

Так как численные типы данных на компьютере всегда имеют некоторый предел, возникает еще одна проблема. Предположим, мы используем signed char для записи длин серий. Тогда мы не можем записать серию длиннее 127 символов одной парой "длина-символ". Если подряд записано 256 символов A, их разделяют на минимальное количество групп:

127A127A2A

Запись на некотором языке программирования алгоритма RLE с учетом этих ограничений нетривиальна.

Конечно, кодирование, которое используется для хранения изображений, оперирует с двоичными данными, а не с символами ASCII, как в рассмотренном примере, однако принцип остаётся тот же.

Очевидно, что такое кодирование эффективно для данных, содержащих большое количество серий, например, для простых графических изображений, таких как иконки и графические рисунки. Однако это кодирование плохо подходит для изображений с плавным переходом тонов, таких как фотографии.

Распространённые форматы для упаковки данных с помощью RLE включают в себя PackBits, PCX и ILBM.

Методом кодирования длин серий могут быть сжаты произвольные файлы с двоичными данными, поскольку спецификации на форматы файлов часто включают в себя повторяющиеся байты в области выравнивания данных. Тем не менее, современные системы сжатия (например, DEFLATE) чаще используют алгоритмы на основе LZ77, которые являются обобщением метода кодирования длин серий и оперируют с последовательностями символов вида «BWWBWWBWWBWW» [1].

2.1.2. Алгоритм LZ78-LZW84


Алгоритм LZ78, предложенный в 1978 г. Лемпелом и Зивом, нашел свое практическое применение только после реализации LZW84, предложенной Велчем в 1984 г.

Словарь является расширяющимся (expanding). Первоначально в нем содержится только 256 строк длиной в одну букву-все коды ASCII. В процессе работы словарь разрастается до своего максимального объема |Vmax| строк (слов). Обычно, объем словаря достигает нескольких десятков тысяч слов. Каждая строка в словаре имеет свою известную длину и этим похожа на привычные нам книжные словари и отличается от строк LZ77, которые допускали использование подстрок. Таким образом, количество слов в словаре точно равно его текущему объему. В процессе работы словарь пополняется по следующему закону:

1. В словаре ищется слово str, максимально совпадающее с текущим кодируемым словом в позиции pos исходного текста. Так как словарь первоначально не пустой, такое слово всегда найдется;

2. В выходной файл помещается номер найденного слова в словаре position и следующий символ из входного текста В (на котором обнаружилось различие) - . Длина кода равна |position|+|B||=[logVmax]+8 (бит);

3. Если словарь еще не полон, новая строка strВ добавляется в словарь по адресу last_position, размер словаря возрастает на одну позицию;

4. Указатель в исходном тексте pos смещается на |strB|=|str|+l байт дальше к символу, следующему за В.

В таком варианте алгоритм почти не нашел практического применения и был значительно модернизирован. Изменения коснулись принципов управления словарем (его расширения и обновления) и способа формирования выходного кода:

так как словарь увеличивается постепенно и одинаково для кодировщика и декодировщика, для кодирования позиции нет необходимости использовать [logVmax] бит, а можно брать лишь [logV] бит, где V-текущий объем словаря.

Самая серьезная проблема LZ78-переполнение словаря: если словарь полностью заполнен, прекращается его обновление и процесс сжатия может быть заметно ухудшен (метод FREEZE). Отсюда следует вывод-словарь нужно иногда обновлять. Самый простой способ как только словарь заполнился его полностью обновляют. Недостаток очевиден кодирование начинается на пустом месте, как бы с начала, и пока словарь не накопится сжатие будет незначительным, а дальше-замкнутый цикл опять очистка словаря!.. Поэтому предлагается словарь обновлять не сразу после его заполнения, а только после того, как степень сжатия начала падать (метод FLUSH). Более сложные алгоритмы используют два словаря, которые заполняются синхронно, но с задержкой на |V|/2 слов один относительно другого. После заполнения одного словаря, он очищается, а работа переключается на другой (метод SWAP). Еще более сложными являются эвристические методы обновления словарей в зависимости от частоты использования тех или иных слов (LRU, TAG).

Выходной код также формируется несколько иначе (сравните с предыдущим описанием):

1. В словаре ищется слово str, максимально совпадающее с текущим кодируемым словом в позицииpos исходного текста;

2. В выходной файл помещается номер найденного слова в словаре . Длина кода равна |position|=[logV] (бит);

3. Если словарь еще не полон, новая строка strВ добавляется в словарь по адресу last_position, размер словаря возрастает на одну позицию;

4. Указатель в исходном тексте pos смещается на |str| байт дальше к символу В [6].

2.1.3. Алгоритм LZW


Алгоритм Лемпеля — Зива — Велча (LZW) — это универсальный алгоритм сжатия данных без потерь, созданный Абрахамом Лемпелем, Якобом Зивом и Терри Велчем. Он был опубликован Велчем в 1984 году, в качестве улучшенной реализации алгоритма LZ78, опубликованного Лемпелем и Зивом в 1978 году. Алгоритм разработан так, чтобы его можно было быстро реализовать, но он не обязательно оптимален, поскольку он не проводит никакого анализа входных данных.

Данный алгоритм при сжатии (кодировании) динамически создаёт таблицу преобразования строк: определённым последовательностям символов (словам) ставятся в соответствие группы бит фиксированной длины (обычно 12-битные). Таблица инициализируется всеми 1-символьными строками (в случае 8-битных символов — это 256 записей). По мере кодирования, алгоритм просматривает текст символ за символом, и сохраняет каждую новую, уникальную 2-символьную строку в таблицу в виде пары код/символ, где код ссылается на соответствующий первый символ. После того как новая 2-символьная строка сохранена в таблице, на выход передаётся код первого символа. Когда на входе читается очередной символ, для него по таблице находится уже встречавшаяся строка максимальной длины, после чего в таблице сохраняется код этой строки со следующим символом на входе; на выход выдаётся код этой строки, а следующий символ используется в качестве начала следующей строки.

Алгоритму декодирования на входе требуется только закодированный текст, поскольку он может воссоздать соответствующую таблицу преобразования непосредственно по закодированному тексту.

Алгоритм:

  1. Инициализация словаря всеми возможными односимвольными фразами. Инициализация входной фразы w первым символом сообщения.

  2. Считать очередной символ K из кодируемого сообщения.

  3. Если КОНЕЦ_СООБЩЕНИЯ, то выдать код для w, иначе

  4. Если фраза wK уже есть в словаре, присвоить входной фразе значение wK и перейти к Шагу 2, иначе выдать код w, добавить wK в словарь, присвоить входной фразе значение K и перейти к Шагу 2.

На момент своего появления алгоритм LZW давал лучший коэффициент сжатия, для большинства приложений, чем любой другой хорошо известный метод того времени. Он стал первым широко используемым на компьютерах методом сжатия данных.

Алгоритм был реализован в программе compress, которая стала более или менее стандартной утилитой Unix-систем приблизительно в 1986 году. Несколько других популярных утилит-архиваторов также используют этот метод или близкие к нему [11].

В 1987 году алгоритм стал частью стандарта на формат изображений GIF. Он также может (опционально) использоваться в формате TIFF. В настоящее время, алгоритм содержится в стандарте PDF.


2.1.4. Алгоритм FLAC


FLAC — популярный свободный кодек, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. В отличие от аудио-кодеков, обеспечивающих сжатие с потерями (MP3, AAC, WMA, Ogg Vorbis) FLAC не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции.

На сегодня формат FLAC поддерживается множеством аудиоприложений, а также имеет большое количество аппаратных реализаций.

Основными частями потока являются:

  1. Строка из четырёх байтов «fLaC»

  2. Блок метаданных STREAMINFO

  3. Другие необязательные блоки метаданных

  4. Аудио фреймы

Первые четыре байта идентифицируют поток FLAC. Следующие за ними метаданные содержат информацию о потоке, затем идут сжатые аудиоданные.

По состоянию на 10.03.2010 в libflac-1.2.1 определены следующие типы блоков: StreamInfo, Padding, Application, SeekTable, VorbisComment, CueSheet, Picture, Unknown. Блоки метаданных могут быть любого размера, новые блоки могут быть легко добавлены. Декодер имеет возможность пропускать неизвестные ему блоки метаданных. Блок STREAMINFO является обязательным. В нём содержатся данные, позволяющие декодеру настроить буферы, частота дискретизации, количество каналов, количество бит на семпл и количество семплов. Также в блок записывается подпись MD5 несжатых аудиоданных. Это полезно для проверки всего потока после его передачи [17].

Другие блоки предназначены для резервирования места, хранения таблиц точек поиска, тегов, список разметки аудиодисков, а также данных для конкретных приложений. Опции для добавления блоков PADDING или точек поиска приведены ниже. FLAC не нуждается в точках поиска, однако они позволяют значительно увеличить скорость доступа, а также могут быть использованы для расстановки меток в аудио редакторах. Точное описание структур стандартных блоков можно найти в файле format.h библиотеки libflac, доступной с сайта формата.

За метаданными следуют сжатые аудиоданные. Метаданные и аудиоданные не чередуются. Как и большинство кодеков, FLAC делит входной поток на блоки и кодирует их независимо друг от друга. Блок упаковывается во фрейм и добавляется к потоку. Базовый кодер использует блоки постоянного размера для всего потока, однако формат предусматривает наличие блоков разной длины в потоке.

Размер блока — очень важный параметр для кодирования. Если он очень мал, то в потоке будет слишком много заголовков фреймов, что уменьшит уровень сжатия. Если размер большой, то кодер не сможет подобрать эффективную модель сжатия. Понимание процесса моделирования поможет Вам увеличить уровень сжатия для некоторых типов входных данных. Обычно при использовании линейного прогнозирования на аудиоданных с частотой дискретизации 44.1 кГц оптимальный размер блока лежит в диапазоне 2-6 тысяч семплов.

Если на вход поступают стерео аудиоданные, они могут пройти через стадию межканальной декорреляции. Правый и левый канал преобразуются к среднему и разностному по формулам: средний = (левый + правый)/2, разностный = левый — правый. В отличие от joint stereo, используемом в lossy кодерах, в lossless кодировании этот процесс не приводит к потерям. Для данных с аудио компакт-дисков это обычно приводит к значительному увеличению уровня сжатия.

На следующем этапе кодер пытается аппроксимировать сигнал такой функцией, чтобы полученный после её вычитания из оригинала результат (называемый разностью, остатком, ошибкой) можно было закодировать минимальным количеством битов. Параметры функций тоже должны записываться, поэтому они не должны занимать много места. FLAC использует два метода формирования аппроксимаций [9]:

  • подгонка простого полинома к сигналу

  • общее кодирование с линейными предикторами (LPC).

Во-первых, постоянное полиномиальное предсказание (-l 0) работает значительно быстрее, но менее точно, чем LPC. Чем выше порядок LPC, тем медленнее, но лучше будет модель. Однако с увеличением порядка выигрыш будет все менее значительным. В некоторой точке (обычно около 9) процедура кодера, определяющая наилучший порядок, начинает ошибаться и размер получаемых фреймов возрастает. Чтобы преодолеть это, можно использовать полный перебор, что приведёт к значительному увеличению времени кодирования.

Во-вторых, параметры для постоянных предикторов могут быть описаны тремя битами, а параметры для модели LPC зависят от количества бит на семпл и порядка LPC. Это значит, что размер заголовка фрейма зависит от выбранного метода и порядка и может повлиять на оптимальный размер блока.

Когда модель подобрана, кодер вычитает приближение из оригинала, чтобы получить остаточный (ошибочный) сигнал, который затем кодируется без потерь. Для этого используется то обстоятельство, что разностный сигнал обычно имеет распределение Лапласа и есть набор энтропийных кодов, называемый кодами Райса, позволяющий эффективно и быстро кодировать эти сигналы без использования словаря.

Кодирование Райса состоит из нахождения одного параметра, отвечающего распределению сигнала, а затем использования его для составления кодов. При изменении распределения меняется и оптимальный параметр, поэтому имеется метод позволяющий пересчитывать его по необходимости. Остаток может быть разбит на контексты или разделы, у каждого из которых будет свой параметр Райса. FLAC позволяет указать, как нужно производить разбиение. Остаток может быть разбит на 2n разделов.

Аудиофрейму предшествует заголовок, который начинается с кода синхронизации и содержит минимум информации, необходимой декодеру для воспроизведения потока. Сюда также записывается номер блока или семпла и восьмибитная контрольная сумма самого заголовка. Код синхронизации, CRC заголовка фрейма и номер блока/семпла позволяют осуществлять пересинхронизацию и поиск даже в отсутствие точек поиска. В конце фрейма записывается его шестнадцатибитная контрольная сумма. Если базовый декодер обнаружит ошибку, будет сгенерирован блок тишины [3].

2.1.5. Код Хаффмана


Алгоритм Хаффмана — адаптивный жадный алгоритм оптимального префиксного кодирования алфавита с минимальной избыточностью. Был разработан в 1952 годуаспирантом Массачусетского технологического института Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы. В настоящее время используется во многих программах сжатия данных.

В отличие от алгоритма Шеннона — Фано, алгоритм Хаффмана остаётся всегда оптимальным и для вторичных алфавитов m2 с более чем двумя символами.

Этот метод кодирования состоит из двух основных этапов:

  1. Построение оптимального кодового дерева.

  2. Построение отображения код-символ на основе построенного дерева.

Один из первых алгоритмов эффективного кодирования информации был предложен Д. А. Хаффманом в 1952 году. Идея алгоритма состоит в следующем: зная вероятности символов в сообщении, можно описать процедуру построения кодов переменной длины, состоящих из целого количества битов. Символам с большей вероятностью ставятся в соответствие более короткие коды. Коды Хаффмана обладают свойством префиксности, что позволяет однозначно их декодировать.

Классический алгоритм Хаффмана на входе получает таблицу частот встречаемости символов в сообщении. Далее на основании этой таблицы строится дерево кодирования Хаффмана (Н-дерево).

  1. Символы входного алфавита образуют список свободных узлов. Каждый лист имеет вес, который может быть равен либо вероятности, либо количеству вхождений символа в сжимаемое сообщение.

  2. Выбираются два свободных узла дерева с наименьшими весами.

  3. Создается их родитель с весом, равным их суммарному весу.

  4. Родитель добавляется в список свободных узлов, а два его потомка удаляются из этого списка.

  5. Одной дуге, выходящей из родителя, ставится в соответствие бит 1, другой — бит 0.

  6. Шаги, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока в списке свободных узлов не останется только один свободный узел. Он и будет считаться корнем дерева [10].

Допустим, у нас есть следующая таблица частот (см.табл.1) :
Таблица 1

15

7

6

5

5

А

Б

В

Г

Д


Этот процесс можно представить как построение дерева, корень которого — символ с суммой вероятностей объединенных символов, получившийся при объединении символов из последнего шага, его n0 потомков — символы из предыдущего шага и т. д.

Чтобы определить код для каждого из символов, входящих в сообщение, мы должны пройти путь от листа дерева, соответствующего этому символу, до корня дерева, накапливая биты при перемещении по ветвям дерева. Полученная таким образом последовательность битов является кодом данного символа, записанным в обратном порядке.

Для данной таблицы (табл.2) символов коды Хаффмана будут выглядеть следующим образом.
Таблица 2

А

Б

В

Г

Д

0

100

101

110

111


Поскольку ни один из полученных кодов не является префиксом другого, они могут быть однозначно декодированы при чтении их из потока. Кроме того, наиболее частый символ сообщения А закодирован наименьшим количеством бит, а наиболее редкий символ Д — наибольшим.

При этом общая длина сообщения, состоящего из приведённых в таблице символов, составит 87 бит (в среднем 2,2308 бита на символ). При использовании равномерного кодирования общая длина сообщения составила бы 117 бит (ровно 3 бита на символ). Заметим, что энтропия источника, независимым образом порождающего символы с указанными частотами составляет
2,1858 бита на символ, т.е. 
избыточность построенного для такого источника кода Хаффмана, понимаемая, как отличие среднего числа бит на символ от энтропии, составляет менее 0,05 бит на символ.

Классический алгоритм Хаффмана имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, для восстановления содержимого сжатого сообщения декодер должен знать таблицу частот, которой пользовался кодер. Следовательно, длина сжатого сообщения увеличивается на длину таблицы частот, которая должна посылаться впереди данных, что может свести на нет все усилия по сжатию сообщения. Кроме того, необходимость наличия полной частотной статистики перед началом собственно кодирования требует двух проходов по сообщению: одного для построения модели сообщения (таблицы частот и Н-дерева), другого для собственно кодирования. Во-вторых, избыточность кодирования обращается в ноль лишь в тех случаях, когда вероятности кодируемых символов являются обратными степенями числа 2. В-третьих, для источника с энтропией, не превышающей 1 (например, для двоичного источника), непосредственное применение кода Хаффмана бессмысленно.

Адаптивное сжатие позволяет не передавать модель сообщения вместе с ним самим и ограничиться одним проходом по сообщению как при кодировании, так и при декодировании.

В создании алгоритма адаптивного кодирования Хаффмана наибольшие сложности возникают при разработке процедуры обновления модели очередным символом. Теоретически можно было бы просто вставить внутрь этой процедуры полное построение дерева кодирования Хаффмана, однако, такой алгоритм сжатия имел бы неприемлемо низкое быстродействие, так как построение Н-дерева — это слишком большая работа и производить её при обработке каждого символа неразумно. К счастью, существует способ модифицировать уже существующее Н-дерево так, чтобы отобразить обработку нового символа.

Обновление дерева при считывании очередного символа сообщения состоит из двух операций.

Первая — увеличение веса узлов дерева. Вначале увеличиваем вес листа, соответствующего считанному символу, на единицу. Затем увеличиваем вес родителя, чтобы привести его в соответствие с новыми значениями веса потомков. Этот процесс продолжается до тех пор, пока мы не доберемся до корня дерева. Среднее число операций увеличения веса равно среднему количеству битов, необходимых для того, чтобы закодировать символ.

Вторая операция — перестановка узлов дерева — требуется тогда, когда увеличение веса узла приводит к нарушению свойства упорядоченности, то есть тогда, когда увеличенный вес узла стал больше, чем вес следующего по порядку узла. Если и дальше продолжать обрабатывать увеличение веса, двигаясь к корню дерева, то дерево перестанет быть деревом Хаффмана.