Файл: «Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы государственной службы в России
1.1 История становления и развития государственной службы в России
1.2 Понятие, функции и виды государственной службы в России
1.3 Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в РФ
2 Современное состояние и направление совершенствования государственной службы РФ
2.1 Современное состояние и проблемы государственной службы в РФ
4) бессрочные (постоянные) контракты постепенно для большинства категорий государственных служащих будут переведены в срочные (ограниченные по времени), контракты;
5) будет развиваться «электронное правительство» - введен электронный документооборот, включая электронную (цифровую) подпись;
6)будут пересматриваться нормы распределения (обеспечения) служебных принадлежностей, включая нормы размещения (по площади);
- изменение образовательной системы первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Будет введен открытый конкурсный порядок выбора образовательных учреждений, ведущих все образовательные программы. При профессиональной подготовке и повышении квалификации государственных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, будет использоваться потенциал профильных академий, а также университетов и академических институтов. Будет предусмотрен «боковой вход» на ведущие позиции государственной службы категорий «советники» и «профессионалы» для ученых и специалистов в области государственного управления по областям специализаций государственных органов. Планируется прекращение финансирования системы второго высшего образования и направление средств на интенсивные краткосрочные программы повышения квалификации. Предполагается запрет на занятие должностей начиная со старших для лиц, не обладающих профессиональным высшим образованием в областях управленческой специализации данного государственного органа.
Картину возможных преобразований необходимо дополнить планом мероприятий. Конечно, этот план должен быть уточнен и постоянно корректируется. Однако в целом возможен следующий сценарий. Предполагается проведение ряда мероприятий, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Мероприятие |
Пояснение |
по нормативному правовому обеспечению |
принятие по возможности Кодекса государственной службы как всеобъемлющего закона |
по финансово-экономическому |
изменение зарплаты в соотнесении с мерами материального стимулирования, введение новой системы контрактов |
по функциональному |
новые категории и группы должностей |
по организационному |
создание системы органов по управлению государственной службой РФ с целью возложения на них ответственности за дальнейшее реформирование |
В среднесрочной перспективе апробируются, осваиваются и окончательно оформляются механизмы функционирования государственной службы.
В долгосрочной перспективе развиваются механизмы функционирования государственной службы, стабилизируется и оптимизируется состав государственных служащих.
Новый федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает новые принципы реализации государственной службы. В соответствии со ст.4 ФЗ закрепляются следующие основные принципы государственной гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Вывод по 2 главе: Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что в настоящее время присутствуют некоторые проблемы, мешающие развитию государственной службы, однако предпринимаются и будут предприниматься меры по совершенствованию данной системы. И важно учесть вышеуказанные предложенные меры по усовершенствованию изучаемой системы управления, так как в современных условиях возрастающего кризиса, проблемы могут стать более весомыми. Конечно, нельзя с твердой уверенностью сказать, что предпринимаемые меры в полной мере позволят разрешить недостатки системы. Однако необходимо в постоянно меняющихся условиях подбирать динамичные методы, которые смогут реальным образом повлиять на усовершенствование системы государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение теории и практики государственной службы, её системы для российской страны переоценить трудно. Государство и общество переживают переходный период своего развития; разрушена советская система государственной власти и управления, и пока построен лишь каркас либерально-демократической системы. Поэтому система государственной службы, как и в целом, система государственного управления ещё долго будет претерпевать значительные изменения.
Хотя проведенное исследование показало, что современная система государственной службы весьма органична и эффективна, но ещё многое предстоит сделать, для того чтобы идеальная модель российской системы государственной службы заработала в полную силу. Ведь такая модель не может быть выстроена с оглядкой только на наш прошлый опыт или только на западные образцы, потому как даже наиболее рациональные и научно обоснованные из них могут не сработать с должным эффектом в условиях современной России.
Поэтому необходимо абстрагироваться от прошлого опыта управленческой деятельности в России, и лишь учитывая его основные ошибки и преимущества создавать наиболее эффективную систему государственного управления.
Так, проведенное исследование позволило выделить основные положения решаемой проблемы и получить следующие результаты теоретического и практического характера: для того чтобы государственная служба в Российской Федерации достигала своих целей, она должна ориентироваться на следующие предъявляемые к ней требования:
- демократический и федеративный характер построения и функционирования;
- целостность государственной службы на всей территории и ориентации всех ее элементов на государственное единство Российской Федерации;
- согласованность концептуальных подходов в правовом регулировании и организации многообразных проявлений государственной службы в различных ее уровнях и видах;
- целенаправленность всех элементов и взаимосвязей государственной службы на обеспечение рациональности и эффективности процессов взаимоотношений в обществе и государственного управления;
- придание государственной службе Российской Федерации общественного авторитета, обеспечение доверия граждан, способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силы страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2018. — 279 с.
2. Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Российкий, Ю. Н. Старилов. — М.: «Норма», 2016. — 304 с.
3. Комментарий к Федеральному Закону «О системе государственной службы РФ» / Отв. Ред. А. Н. Ткач. — М.: «Юстицинформ», 2015. — 87 с.
4. Конституция Р Ф (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) — М.: «Юрайт-Издат», 2008. — 30 с.