Файл: формирование компетентностного портрета современного менеджера (Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
Для более полного понимания темы «формирования компетентностного портрета современного менеджера», необходимо рассмотреть определения «компетенция», «профессиональная компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетенция».
Компетенция это
- круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом;
- Сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Профессиональная компетенция это компетенция, необходимая для какой-либо отдельно взятой должности. Компетентности определяются, исходя из задач должности, показывают, какими умениями и деловыми качествами должен обладать сотрудник, занимаемый конкретную должность.
Компетентность это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским и авторитетным.
Профессиональная компетентность это обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определённой области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях.
Итак, разобравшись с основными понятиями, стоит поговорить о том, какие требования предъявляются к современным менеджерам.
Разделим данные требования на два пункта, один разделим на подпункты для простоты понимания. Сначала перечислим основную базу, которая должна быть у каждого менеджера и которая не меняется уже много лет, второй же пункт будет более конкретно перечислять основные требования к современным менеджерам.
- Базовые компетенции всех менеджеров
- Знания и умения в области теории и практики управления. Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически повышать квалификацию и профессиональную переподготовку.
- Способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми. Менеджер, являясь связующим звеном между людьми работающими в организации, именно через этих людей добивается достижения поставленных целей. А это значит, что менеджер должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за собой. Менеджер должен очень чётко выражать свои мысли, но при этом не менее (а иногда – более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и слышать их.
- Понимание специфики работы своей организации. Менеджер должен обладать специальными знаниями в вопросах деятельности той организации, где он работает. Кроме того, он должен хорошо разбираться в вопросах развития отрасли экономики, в которой работает его компания, рынка, понимать запросы и предпочтения клиентов и т.п.
- Основные требования, которые сегодня предъявляются к менеджерам:
- Умение организовывать конкретную работу в рамках определённого числа сотрудников;
- Умение координировать взаимодействие всех ресурсов, необходимых для производства и достижения поставленных целей;
- Умение привлекать в свою организацию лучших людей;
- Умение контролировать всё, что связано с осуществлением конечной цели.
- Умение работать на всех уровнях и во всех «эшелонах» управления;
- Умение ставить глобальные задачи и формировать стратегию развития организации;
- Умение формировать планы и участвовать в их реализации;
- Умение находить правильные методы решения наиболее важных задач;
- Умение формировать и поддерживать такую внутреннюю среду, в которой люди, работающие совместно, могут достичь заранее намеченных целей;
- Умение учитывать состояние рыночной, налоговой, финансовой и кредитной политики, состояние техники и технологии;
- Умение создать необходимые условия для групповой деятельности с минимальной затратой средств, усилий, времени и материалов.
- Умение исправлять, двигать и реализовывать скрытые возможности, включая, возможности людей;
- Обладание духом предпринимательства, нововведений, инициативы.
- Принятие на себя ответственности и риска вместе с соответствующими санкциями в случае неудачи;
- Способность руководить многоплановыми, многофункциональными группами;
- Упор на постоянный личный рост;
- Навык решать проблемы;
- Изобретательность и способность к инновациям;
- Знание современных управленческих подходов;
В 2006 г. Российский журнал «Секрет фирмы» в №37 опубликовал статью, в которой рассказывалось о том, что компания DeTech провела в России исследование и выявила двадцать компетенций успешных менеджеров среднего звена. По результатам исследований была построена модель «20 граней».
Стоит обратить внимание на пункт под названием «лидерство», стоит привести пример того, что должен делать лидер.
Лидер занимает в группе центральную позицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует над последователями. Сплочение последователей вокруг лидера позволяет в короткие сроки и в неблагоприятных условиях решить трудные задачи. Пример поведения лидера - главное для его признания в группе и во многих случаях служит причиной последующего обожания последователями (харизма). Для этого лидеру нужно найти своих последователей и постоянно демонстрировать личностные качества и образцы поведения (ум, силу, мужество). Для понимания лидерства рассмотрим наиболее яркие типы отношений управления.
Данное исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года. Участниками исследования стали 40 ведущих российских и западных компаний. В рамках исследования было проведено 141 интервью с топ-менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России.
В исследовании приняли участие ведущие отечественные и западные компании, работающие в России и представляющие различные сектора экономики: банковскую и инвестиционную деятельность, IT-технологии, FMCG, производство, медицину и фармацевтику, логистику и др.
Для разработки общей модели компетенций менеджеров среднего звена в России был проведен анализ работы менеджеров с использованием структурированного интервью. В каждой компании было проведено 2-4 интервью, из них 2-3 интервью с топ-менеджерами и 1-2 интервью с успешными менеджерами компании.
Участникам интервью было предложено рассказать о своей работе или работе подчиненных с помощью примеров из их практики.
В интервью использовались различные методы анализа работы – такие, как «Репертуарные решетки», «Критические инциденты» и «Стратегическое интервью».
Метод «Репертуарные решетки» использовался при проведении интервью с топ-менеджерами для сравнения менеджеров среднего звена, которые работают под их руководством, чтобы определить качества, способствующие успеху этих менеджеров.
Метод «Критические инциденты» использовался в интервью с менеджерами компаний и включал в себя сбор информации о рабочих ситуациях, успешных или неуспешных действиях, которые оказывали важное влияние на работу менеджера.
Этот метод позволил понять разницу между успехом и неудачей в работе менеджера и получить описание поведения менеджера в определенных ситуациях.
«Стратегическое интервью» проводилось с топ-менеджерами компании. Цель данного интервью заключалась в том, чтобы увидеть, куда движется компания в долгосрочной перспективе, какова ее стратегия, каковы тенденции развития рынка, на котором оперирует компания, и определить, какие знания, навыки и модели поведения, будут необходимы менеджерам для реализации данной стратегии и достижения ожидаемых результатов.
Так же стоит рассмотреть специфичность управленческой деятельности менеджера, рассматривать будем функциональную и отраслевую специфику в управленческой деятельности.
Итак, функционально, управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому её предметом выступают специфичные объекты, каковыми являются люди. Специфичность управленческой деятельности в том, что её предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с «неодушевлёнными» объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. Последние составляют важный фактор управления и также входят в предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели касс субъект-объектных деятельностей.
Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Её суть – организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное – атрибутное для управленческой деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определённых универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решений, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от её конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является ещё одной из основных её характеристик.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определённой организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем – социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разнородности – «технологическую» и «человеческую», её составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй – понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу её субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне её, над ней, в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формально «начальником», но и неформальным лидером ( т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, ещё одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов её организации иерархического и коллегиального, а также необходимость их оптимального согласования.
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по её типичным, условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жёсткие временные ограничения, хроническая информационная неопределённость, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных – стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний, их неопределённость; несформулированность в чётком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизированность деятельности.
Рассмотрим особенности отраслевого менеджмента на примере промышленности.
Отраслевой менеджмент функционирует в условиях еще не завершенного перехода от десятилетиями складывавшейся организационной структуры управления, основанной на административно-командных методах работы, что тормозит быстрое переключение на производство техники новых поколений, внедрение современных технологий.
Становление отраслевого менеджмента происходит в условиях специфической российской модели переходной экономики, которая характеризуется рядом черт: мощный госсектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных подотраслях и регионах, криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.
Принципиально важной особенностью функционирования отраслевого менеджмента (а также одной из его главных целей) является социальная переориентация отрасли на создание более эффективной, конкурентоспособной и мобильной экономики.
Основными методами воздействия на управляемую отрасль в условиях рынка выступают экономические и правовые методы управления. Конкретными инструментами реализации экономических методов являются налоги, государственные заказы, цены, лицензии, квоты, бюджетное финансирование (централизованные капитальные вложения, дотации, субсидии, лизинг). К правовым методам относятся подготовка правовых норм, правил, правовых актов, стандартов, соблюдение которых обязательно и гарантируется государством.
Постоянные органы управления отраслями (министерства, ведомства, комитеты и т. п.) встроены в структуру управления экономикой страны. Высшим исполнительным органом государственной власти является правительство Российской Федерации. Постоянные органы управления отраслями выполняют определенные функции: прогнозирование развития отрасли, организационно-методическое руководство работами по подготовке и реализации целевых программ, привлечение инвестиций, разработка предложений по ценовой политике и т. д.
Разобравшись с особенностями менеджмента в промышленной отрасли, стоит обратить внимание и на социальную сферу и специфику менеджмента в ней.
Первая особенность менеджмента в социальной сфере это характер тех процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания народа, охраны его здоровья, культурного развития, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.