Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Психолого-педагогические основы формирования познавательной деятельности младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.

Тема: Числа от 1 до 100.

Цель:

Закрепить вычислительные навыки учеников;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать внимательность, смекалку.

1. "Веселый счет".

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Начинаем занимательный наш путь!

Ждет забава - не дождется храбрецов,

Вызываю добровольцев - удальцов!

Задание: показать числа от 1 до 20.

В порядке увеличения;

В порядке уменьшения.

Вам понравилась задача?

Да.

Давайте поиграем в игру "Угадай". Я вам называю числа, а вы говорите из каких слагаемых состоит это число. Выигрывает тот, кто больше предложить вариантов. Например: число 7?

5 + 2

3 + 4

1 + 6

Правильно. Число 10?

5 + 5

2 + 8

3 + 7

1 + 9

6 + 4 …

Молодцы. Правильно.

3. Цифры вышли веселиться,

Пляшет двойка с единицей

К ним четверка подошла,

Тройку за руку взяла.

Вслед за ней спешат пятерка

И с шестеркою семерка.

А восьмерка, взяв девятку,

Вместе с ней пошла в присядку.

124351689

Какое число получается, если все цифры сложить? (45)

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

И внимательно считайте,

А спрошу вас - отвечайте!

3 0 1 2 7 8

Какое из чисел надо отнять от суммы этих чисел, чтобы получилось 21 (9; 30 - 9 = 21).

"Хитрые задачки".

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

У Вали было три яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали? (2)

У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? (Вася)

Два сына два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)

"Волшебные примеры".

Приучайтесь думать точно!

Все исследуйте до дна!

Вместо точек на листочке

Цифра верная нужна!

Я подсказывать не буду

Никаких ее примет.

Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ

Даст вам правильный ответ.


+ 2 0

2 2

На формирующем этапе ученики активно включались в работу и старались не ошибаться, каждый хотел говорить правильный ответ.

2.3. Анализ полученных результатов

После выполнения с детьми экспериментальной группы заданий и упражнений формирующего эксперимента по активизации познавательной деятельности посредством использования на уроках математики дидактических игр был проведен контрольный этап эксперимента.

Цель контрольного этапа эксперимента – оценить эффективность разработанной системы заданий по активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • определения уровня активизации познавательной деятельности младших школьников по окончании серии проведенных занятий;
  • проведение качественного и количественного анализа результатов качественного и количественного этапов эксперимента.

Исследование охватило группу детей, принимавших участие в констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

На третьем, на контрольном этапе, мы даем задания для развития познавательной деятельности.

Математический ребус.

+ * * + * 3 7 + 5 8

2 0 * _2 3 _* *

2 * 2 2 * 0 8 5

В квартире живут живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)

Заполни пропуски.

9 =  +  10 =  +  17 =  + 

Когда Винни-Пух подарил ослику Иа 1 горшочек с медом, то у него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом у Винни-Пуха было?

Рассмотрим результаты контролирующего этапа исследования.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 8 учеников – 50 %

"4" - 5 учеников – 31,25%

"3" - 3 ученика – 18,75 %

Рис. 2.2. Результаты формирующего этапа эксперимента

На контрольном этапе видно, что результаты улучшились. С помощью дидактических игр мы активизировали младших школьников, у них повысился интерес к математике, желание решать все новые и новые задания.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.


Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдения за учебным процессом, психологические и дидактические исследования последних лет убеждают в том, что учащиеся успешно усваивают учебный материал при наличии двух принципиально важных условий, способствующих активизации их познавательной деятельности.

Во-первых, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений лишь в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность.

Во-вторых, качество освоения учебного материала зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при использовании на урока дидактических игра.

Активизация и развитие познавательной самостоятельности школьников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя. Это способствует как сознательному и глубокому освоению учебного материала, так и развитию познавательных интересов учащихся. Создаются благоприятные условия для формирования ценного психического качества подрастающего человека – познавательной самостоятельности как черты личности.

Также в развитии познавательной деятельности младшего школьника необходимо учитывать большую роль образности и наглядности, шире испытывать наблюдения самих учащихся, конкретные ситуации из их жизненного опыта, показ фильмов. Использование всего этого вызывает у детей эмоциональные чувства и способствует повышению их интереса к учению.

В ходе написания курсовой работы была достигнута цель, а именно проанализированы способы активации деятельности школьников на уроках математики, а также решены поставленные задачи:


1. проанализированы возрастные особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

2.определены виды дидактических игр, используемых в обучении  младших школьников.

3. определено значение использования дидактических игр в начальных классах для повышения интереса к обучению.

Для подтверждения  одним выдвинутого предположения  действенность была проведена  сторону опытно-экспериментальная работа,  отношению направленная на формирование  детям формирование уровня активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста посредством использования дидактических игра. Работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 31.

Проведенное  целью исследование показало,  действенность что если на уроках применять дидактически игры, то уровень активизации познавательной деятельности учеников повыситься. Это  дается подтвердил сравнительный  сравнить анализ результатов  принимавших констатирующего и контрольного  направо этапов эксперимента после  поставленной проведения  критериев формирующих занятий.

Полученные результаты свидетельствуют о целенаправленности выбора приёмов и способов педагогической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
  2. Болдырeва Н. Г. Активизaцияречeвого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельнoсти. / Н. Г. Болдырева, О. В. Сапрыкина. // Мoлодой ученый. – 2015. – №20. – С. 428-430.
  3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
  4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
  5. Волoсова Е. Б. Развитие ребенка дошкoльного возраста [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: Инфра-М, 2012. – 344 с.
  6. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
  7. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
  8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  10. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.
  11. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 c.
  12. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012. - 332 c.
  13. Егорoва Е. М. Роль прoблемных задач в активизации пoзнавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] /Е. М. Егорова, Н. А. Каламалова // Теория и практика образования в современном мире. – СПб.:Заневская площадь, 2014. – С. 113-116.
  14. Коваленко
  15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
  16. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.
  17. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
  18. Минеeва Ю. В. Инновационные формы работы пo речевому развитию дoшкольников. / Ю. B. Минеева, З. М. Салихoва, Н. И. Лeвшина // Междунарoдный журнал экспериментального образования. – № 7. – 2014. – C. 35-37
  19. Порoшина Н. Н. Теoретические аспекты активизации пoзнавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. /Н. Н. Пoрошина // VIII Междунарoдная студенческая электрoнная научная кoнференция «Студенческий научный форум». – 2016. – №8. – С. 3-32.
  20. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
  21. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 608 c.
  22. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
  23. Турченко, В.И. Педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.
  24. Ушакова O. С. Метoдика развития речи детей дошкoльного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образoват. учреждений. / О. С. Ушакoва, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 288 с.
  25. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.
  26. Яшина В. И. Теoрия и методика развития речи детей: учебник. / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 488 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Краткий конспект урока по математике во 2 классе.

Тема: Таблица умножения.

Каждая ситуация изображена на отдельном плакате для демонстрации всему классу или на карточке для дифференцированной работы с отдельными учащимися. Использованы дидактические задания во время устного счета или на этапе закрепления темы.

Мы сегодня на уроке повторяем таблицу умножения.

Умножение 2

Маленький домовенок на осеннем празднике.

Листья летят, летят по 2. Кузька считал по 2 листика и искал свою деревеньку. Помоги Кузьке посчитать листья.

Запомни!

Умножение 3. Запасы на зиму.

Кузька помогал белкам запасать орехи на зиму и считал их по 3. Сколько орехов собрал Кузька? Помоги ему с помощью таблицы.

Запомни!

Умножение 4

Дорога домой.

Кузька искал свою деревеньку. Зайцы ему помогали. Чтобы преодолеть долгий путь, зайцам на каждый прыжок требуется по 4 морковки. Посмотри на карту и подсчитай, сколько морковок нужно зайцу для каждого из путешествий.

Запомни!

Умножение 5

Пикник.

Запомни!

На пикник пришли пять домовят: Вуколочка, Сюр, Афонька с Адонькой, дед Папила. Кузька приготовил каждому угощение. Помоги Кузьке сосчитать покупки.

Умножение 6

Открытка-загадка.

Запомни!

В сундучок Кузьки попала картинка. Ты сможешь узнать, что это за картинка, решив примеры внизу. Точки на листе соедини между собой в порядке нахождения ответов. Раскрась фигуру карандашом.

Умножение 7, 8, 9

7 х 7 =

7 х 8 = 8 х 8 =

7 х 9 = 8 х 9 = 9 х 9 =

Кузя изучил самые трудные случаи умножения вместе со своими друзьями. За помощь Кузя угощал всех особенными математическими пирожными.

Чтобы узнать, с какой они начинкой, надо решить эти примеры. Затем сопоставить ответы с номерами на каждом пирожном.

Эклер - 8 х 9.

Клубничный восторг - 8 х 7.

Банановая помадка - 7 х 7.

Марципан - 7 х 9.

Кокосовый сюрприз - 8 х 8.

Карамелька - 9 х 9.

Проверим знания.