Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Психолого-педагогические основы формирования познавательной деятельности младших школьников).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения
1.2 Характеристика дидактической игры
2.1. Диагностика уровня активизации познавательной деятельности учащихся начального класса
Основой построения дидактической игры, главным орудием управления педагогом познавательной и игровой деятельностью детей являются правила игры.
«Правила приобретают в игре ведущее дидактическое значение, через них воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношение детей в игре. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными», - указывала на значение правил В. Н. Аванесова.
Дидактическое назначение правил осуществляется благодаря тому, что они представляют собой довольно точно фиксированный способ действия, развивают в детях способность само и взаимоорганизаций.
Раскрытие особенностей дидактической игры, игрового характера различных ее сторон, элементов и звеньев - постановки и способов решения образовательных задач, мотивов и результатов деятельности ребенка, взаимоотношений педагога и детей обнаруживает необходимость выделения еще одной формы организованного обучения - дидактических упражнений, В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии. Ребенок получает возможность действовать со специально разработанным дидактическим обучающим материалом.
Обучение приобретает здесь своего рода учебно-практический характер, отличный от прямого обучающего воздействия на занятиях и игрового воздействия в дидактической игре.
Включение в дидактический процесс детского сада наряду с занятиями также дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельности, предупредить утомляемость и в течение всего учебного времени сохранить высокую работоспособность детей.
По характеру использованного материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, т. к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного возраста [11, с. 58].
Таким образом, дидактическая игра как средство обучения обеспечивает формирование новых и закрепление имеющихся знаний, учит детей использовать полученные знания в различных условиях, способствует развитию самостоятельности и активности мышления.
1.3. Роль дидактической игры для развития познавательной деятельности
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим педагогами и психологами ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Сегодня нас убеждают педагоги, психологи, методисты, учителя в том, что игра – это веление времени и ей принадлежит ведущее место в процессе обучения. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Проблема дидактической игры широко рассматривается педагогами и психологами в современной литературе. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности» [10].
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.
Проблемой дидактических игр занималась кандидат педагогических наук Жигалкина Т.К. в книге «Система игр на уроках». Это пособие представляет собой сборник игр для детей младшего школьного возраста. Раскрывая значение дидактической игры, как средство воспитания умственной активности детей, автор даёт классификацию игр по характеру познавательной деятельности учащихся, предлагает нашему вниманию методические рекомендации по их проведению.
Дидактические игры представляют возможность развития у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Материал пособия способствует развитию интереса к урокам у детей, старается сделать обучение доступным и интересным.
В сборнике «Играя, учимся» автор Чилингирова Л.К. и Спиридонова Б.С. ставят цель: помочь учителям начальных классов в организации и проведении дидактических игр. Авторы пишут об их значении и сущности.
По их мнению, дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. В зависимости от того, какие материалы используются при проведении игр, они выделяют следующие виды: предметные, предметно-словесные и словесные. Автор считает, что дидактические игры содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно - волевых качеств, формированию познавательного интереса. В книге «Дидактические игры на уроках математики» показано использование их в процессе обучения и воспитания школьников. В ней приведено большое число разнообразных по сюжетам дидактических игр.
«Игра – творчество, игра – труд» - писал В.Г.Коваленко. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к занятиям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию [14].
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, дисциплинированны. В.Г.Коваленко считает, что дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических и игровых методов делает процесс обучения очень интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.
Психологов, как и педагогов, тоже интересовала проблема дидактической игры. Остановимся на одном из них – Д.Б. Эльконине. Он создал развёрнутую теорию игр. Исследуя игру, Д.Б. Эльконин рассмотрел содержание, условия, её значение в развитии ребёнка. Он писал, что при организации обучения ребёнка в том или ином возрасте необходимо ориентироваться не на те, психические процессы, которые уже сформировались, а на те которые следует формировать и развивать путём построения деятельности, соответствующей данному возрасту.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал Л.С. Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны иметь прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.
Исследования педагогов, психологов показали, что игра влияет на формирование личности ребёнка и является такой деятельностью, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребёнок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.
В приложении 1 представлены следующие формы работы и игровые приемы, а также упражнения, которые можно использовать на урока и во внеурочной деятельности можно использовать.
Подводя итог, всему изложенному выше, необходимо подчеркнуть, что используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности, учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны.
С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1. Диагностика уровня активизации познавательной деятельности учащихся начального класса
Цель курсовой работы достигалась путем опытно-экспериментальной работы, которая состояла из 3-х этапов:
– констатирующий (проводится несколько упражнений) – определение исходного уровня активизации познавательной деятельности;
– формирующий (несколько занятий) – формирование познавательной деятельности посредством дидактических игр;
– контрольный (проводится несколько упражнений) – оценка эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Достижение цели исследования предполагало решение следующих задач:
- Подобрать методику диагностики уровня активизации познавательной деятельности;
- Провести диагностику уровня развития познавательной деятельности;
- проанализировать результаты.
Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по программе М.И. Моро (1 - 4). В экспериментальную вошли 16 человек.
При проведении констатирующего этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:
Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?
"Одуванчик".
Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.
После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.
☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2
☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2
☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6
☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2
Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
38 + 2 65 + 5 28 + 2
46 - 4 87 - 3 39 - 6
46 + 40 87 + 10 39 + 30
82 + 8 56 + 6 76 + 4
100 - 20 50 + 30 90 - 40
75 - 5 91 - 90 83 - 3
59 - 30 36 - 2 49 - 3
59 - 3 36 - 20 49 - 30
Текст письменной работы составили по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования.
По результатам письменной работы ученики получили оценки:
"5" - 2 ученика – 12,0%
"4" - 3 ученика – 18,8%
"3" - 4 ученика - 25,0%
"2" - 7 учеников – 43,8%
Рис. 2.1. Результаты контрольного этапа эксперимента
Из всего этого можно сделать вывод: только 2 из учеников смогли решить задания правильно без ошибок. По результатам констатирующего этапа эксперимента заметно, что ученики слабо решают задания, они недостаточно подготовлены.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности у учащихся 2 класса на уроках математики средствами дидактических игр
Согласно полученным эмпирическим данным был составлен план формирующего этапа эксперимента по активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Целью формирующего этапа эксперимента явилась разработка дидактических игр по активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста и их использование в образовательном процессе.
На данном этапе исследования ставились и решались следующие задачи:
- разработка и проведение уроков математики с целью активизации познавательной деятельности;
- разработка дидактических игр на уроках математики.