Файл: Розничная торговля: сущность, состояние и тенденции развития в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.1. Доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте РФ в 2000–2014 гг.*

*расчеты авторов по данным Федеральной службы государственной статистики [5].

Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В РФ торговая деятельность осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В конце 2013 года функционировало 254,1 тыс. организаций розничной торговли. В период 2009–2013 гг. наибольшее число розничных организаций приходилось на 2012 г. (273,9 тыс. ед.). Их число в последние 5 лет увеличилось на 13,4 %, а в среднем за год – на 3,2 %. В составе организаций преобладают магазины: специализированные (66,2 %) и неспециализированные (27,8 %). Вместе с тем происходит ежегодное незначительное увеличение внемагазинных форм розничной торговли – на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. (рис. 2).

Рис. 2. Состав организаций розничной торговли РФ по типам на конец 2009–2013 гг. (в %)*

*расчеты авторов по данным Федеральной службы государственной статистики [5].

Оборот розничной торговли России в 2014 г. превысил 26 трлн руб. и увеличился в текущих ценах за 15 лет в 11,2 раза или на 18,8 % в среднем в год. При этом наблюдается снижение:

  • среднегодовых темпов изменения оборота розничной торговли из пятилетки в пятилетку: в 2000–2005 гг. они составили 124,5 %, а в 2005–2010 гг. – 118,6 %; 2010–2014 гг. – всего 112,4 %;
  • ежегодных темпов изменения с 130,9 % в 2000 г. до 111,3 % в 2014 г.

Оборот розничной торговли на душу населения в 2014 г. составил 180,4 тыс. руб., увеличившись в сравнении с предшествующим периодом на 9,3 %, 2000 г. – в 11,3 раза (табл.1).

Таблица 1

Отдельные показатели развития розничной торговли РФ в 2000–2014 гг. [4, 5]

2000г.

2005г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Оборот розничной торговли в текущих ценах:

сумма, млрд руб.

2352,3

7041,5

16512

19104,3

21394,5

23685,9

26356,2

цепные темпы изменения, %

130,9

124,8

113,1

115,7

112,0

110,7

111,3

базисные темпы изменения,%

100,0

299,3

702,0

812,2

909,5

1006,9

1120,4

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах:

цепные темпы изменения, %

109,0

112,8

106,5

107,1

106,3

103,9

102,7

базисные темпы изменения,%

100,0

168,8

257,1

275,3

292,8

304,0

314,3

Оборот розничной торговли на душу населения:

сумма, тыс. руб.

16,0

49,1

115,6

133,6

149,4

165,1

180,4

цепные темпы изменения, %

125,3

113,1

115,6

111,8

110,5

109,3

базисные темпы изменения, %

100,0

306,9

722,5

835,0

933,8

1031,9

1127,5


За 15-летний период розничный товарооборот России в сопоставимых ценах увеличился в 3,1 раза. В отчетном году физический объем оборота розничной торговли страны увеличился всего на 2,7 %. Причем, если в 1990–2005 гг. темпы прироста розничного товарооборота в сопоставимых ценах были достаточно высоки и стабильны, то в последующие 10 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения значений данного показателя с 12,8 % в 2005 г. до 2,7 % в 2014 г.

Такой незначительный прирост в 2014 г. был обеспечен лишь за счет увеличения физического оборота розничной торговли:

  • торгующих организаций, включая индивидуальных предпринимателей (на 3,6 %);
  • непродовольственной группы товаров (на 5,1 %).

Продажи товаров на рынках в сопоставимых ценах неуклонно снижаются из года в год: в 1990 г. темпы изменения физического объема рыночной розничной торговли были равны 139,3 %, а в последующие годы составили: 1995 г. – 96,4 %; 2000 г. – 106,1 %; 2005 г. – 107,2 %; 2010 г. – 99,6 %; 2011 г. – 99,3 %; 2012 г. – 97,6 %; 2013 г. – 92,3 %; 2014 г. – 93,2 %.

Замедлению темпов развития розничной торговли способствуют внутренние и внешние факторы. Результаты проведенных ежеквартальных обследований позволили выявить ТОП-6 наиболее существенных барьеров в развитии российской розницы. Интересно, что их ранг остался неизменным в сравнении 2010 и 2014 годов. В шестерку наиболее значимых факторов-барьеров относятся:

  1. Высокая конкуренция (доля респондентов, указавших на это в 2000 г., составила в среднем 64 %, а в 2014г. – достигла 70 %).
  2. Недостаточный платежеспособный спрос (соответственно 55 и 54 %).
  3. Высокий уровень налогов (41 и 48 %).
  4. Недостаток финансовых средств (39 и 30 %).
  5. Высокая арендная плата (29 и 28 %).
  6. Высокие транспортные расходы (25 и 25 %).

Следует отметить, что в 2014 г. респонденты указали на усиление проблемы высоких налогов (на 7 процентных пункта) и повышения уровня конкуренции (на 6 процентных пункта). Последнее связано во многом с активизацией сетевой розничной торговли. Проведенный анализ позволил выявить сформировавшуюся устойчивую тенденцию увеличения удельного веса розничных торговых сетей в общем объеме розничного товарооборота России: с 15,1 % в 2009 г. до 22,9 % в 2014 г. [5].

Изменения товарной структуры оборота отражают сдвиги, происходящие в структуре товарного потребления населения. В этой связи представляет интерес изучение структурных сдвигов в обороте розничной торговли страны. В структуре оборота розничной торговли РФ наблюдается незначительное преобладание непродовольственных товаров. Доля продовольственных товаров в 2014 г. составила 47,0 %, оставаясь относительно стабильной в последние 15 лет. Вместе с тем в период с 2010 по 2014 годы происходит незначительное снижение удельного веса продуктов питания в совокупном объеме оборота розничной торговли. В 2010 г. он составил 48,5 %, то в 2011 г. – 47,7 %, 2012 г. – 46,6 %, 2013 г. – 47,0 %, 2014 г. – 47,0 %. В структуре розничного товарооборота произошло снижение удельного веса премиум-продукции [2], [5]; помимо продовольствия, доминируют одежда и обувь, транспортные средства, бензин автомобильный, товары красоты и здоровья (рис. 3).


Рис.3. Товарная структура оборота розничной торговли РФ в 2014 г.

АВС-анализ по обороту розничной торговли, проведенный по данным 2000 и 2013 годов, позволил объединить реализуемые в рознице товары в три группы. К наиболее важным товарам группы А, формирующим 50 % розничного товарооборота страны, в 2000 г. относились всего 8 товарных групп. В 2013 г. их число увеличилось до 12 (рис. 4).

Рис. 4. Товары группы А (итоги АВС-анализа по обороту розничной торговли РФ в 2000 и 2013 годах )

* расчеты авторов по данным Федеральной службы государственной статистики, товары ранжированы по мере убывания значения их доли в общем обороте розничной торговли.

Несмотря на введенные контр санкционные действия, доля импортной продукции в товарных ресурсах розничной торговли России в 2014 г. составила 42 %, снизившись всего на 1 процентный пункт в сравнении с 2010, 2012 и 2013 годами. В целом за период 2000–2014 гг. удельный вес поступлений по импорту в розничную торговлю не имеет устойчивой тенденции к значительным изменениям, варьируя вокруг среднего значения в 43,1 %.

Вызывает опасения качество отдельных групп и видов импортируемых товаров (по данным Роспотребнадзора). В 2014 г. 33 % поступившей на российский рынок импортной мебели, отобранной для исследования, признаны ненадлежащего качества; 28 % – швейных изделий; 21 % – аппаратуры видеозаписи и воспроизведения; 18 % – радиоприемных устройств; 11 % – телевизоров; 10 % – холодильников и др. Среди продуктов питания анти лидерами качества стали кондитерские изделия – 25 %, рыбная продукция – 18 %, крупа – 11 % и др. [5].

В современных условиях продолжаются структурные изменения розничной торговли: закрываются традиционные магазины и открываются магазины современного формата, увеличивается доля современной торговли, торговых организаций федеральных сетей. По данным экспертных оценок, к 2020 г. удельный вес организаций современной торговли достигнет до 83 %, а федеральных сетевых компаний – до 44 % [6]. Вероятнее всего, продолжится тренд снижения доли товаров премиум-класса.

Приданию динамичности, ускорению темпов развития розничной торговли России будут способствовать решения на макроуровне посредством снижения налогового бремени предприятий, осуществляющих розничную торговлю товарами, отмены торговых сборов, обеспечения доступности финансовых ресурсов. Активизация российского ритейла невозможна без совершенствования деятельности самих розничных торговых предприятий путем учета рационального тренда в поведении потребителей, оптимизации ассортимента товаров, корректировки системы ценообразования, обеспечения эффективности торгового маркетинга и логистики [3].


Выводы. Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Исследованный период характеризуется увеличением доли российского ритейла в валовом внутреннем продукте страны, числа организаций розничной торговли, изменением ее состава, усилением позиций сетевых торговых компаний.

Вместе с тем наблюдается ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста объема оборота розничной торговли, оборота розничной торговли в расчете на душу населения как в текущих, так и сопоставимых ценах; наличием на розничном рынке товаров ненадлежащего качества и др. Они вызваны рядом серьезных проблем, требующих принятия незамедлительных решений на различных уровнях: отдельных розничных торговцев, регионов и страны в целом. Успешное их снижение, а в отдельных случаях и разрушение указанных барьеров, сделает розничную торговлю локомотивом наступательного развития экономики России.

Заключение

Tорговля - это отрасль народного хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. В системе воспроизводства она соединяет производство, распределение, обмен и потребление; превращает произведенные товары в предметы потребления. Основными функциями торговли является формирование ВВП и обеспечение занятости населения; выполнение социальной функции; обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что выполнение торговлей данных функций в современных условиях требует от государства эффективных действий с целью содействия позитивным процессам, осуществляемым в данной отрасли (ее росту, развитию), учитывая прогнозируемые внешние и внутренние условия, эффективное использованию потенциала и имеющихся ресурсов. Несмотря на это запланированные действия обязаны быть скоординированы как между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, так и с потребностями, действиями и ожиданиями не только торгового бизнеса, но и общества в целом. Определенные стратегические цели, задачи и индикаторы должны быть ориентиром для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов на ту деятельность, которая будет направлена на всестороннее развитие торговли, объединяющих в себе различные форматы.

Торговые предприятия потребительского рынка посредством реализации товаров и услуг решают такие задачи, как изучение и удовлетворение спроса на товары и услуги и, как следствие, формирование личного потребления; осуществление влияния на состав товарного предложения; хранение товарных запасов, преобразование промышленного ассортимента в торговый посредством подсортировки, фасовка и упаковка части товаров; значительное влияние на устойчивость положения наличного денежного обращения. Помимо этого они служат источником поступления налогов в бюджеты различных уровней, а также крупными получателями кредитов, иными словами, влияют на формирование кредитной и бюджетной политики.


Выявлено, что все торговые предприятия могут быть классифицированы по ряду признаков: форма собственности; вид деятельности; численность занятых работников; специализация; организационно-правовая форма. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или дальнейшего использования в производственных процессах. Спецификой современной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм, а также повышение степени концентрации оптового оборота. Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет. Всего в России число хозяйствующих субъектов розничной торговли на конец 2012 года составило 257,3 тыс. единиц, из них осуществляющие розничную торговлю в специализированных магазинах 84,9 тыс. единиц. Из 17 тыс. организаций осуществляющих розничную торговлю 10,7 тыс. являются микро предприятиями, 2 тыс. малыми предприятиями и 336 средними. Была выявлена сезонность оборота розничной торговли, пик покупок приходится на декабрь, а январь и февраль любого года характеризуются минимумом объема продаж.

Розничная торговля заключается в осуществлении любой деятельности, заключающейся в продаже товаров или услуг конечным потребителям с целью их личного некоммерческого использования. В мировой розничной торговле сегодня набирают популярность продажи, осуществляемые через Интернет. В России число таких хозяйствующих субъектов розничной торговли на конец 2014 года составило 257,3 тыс. единиц, из них розничную торговлю в специализированных магазинах осуществляют 84,9 тыс. единиц. Из 17 тыс. организаций, которые осуществляют розничную торговлю, 10,7 тыс. представляют собой микро предприятия, 2 тыс. малые предприятия и 336 средние. Также была выявлена зависимость от сезона, для которой рассчитывается оборот розничной торговли, пик покупок при этом приходится на декабрь, а январь и февраль любого рассматриваемого года характеризуются минимальным объемом продаж.

Розничная торговля в своем развитии имеет ряд как положительных, так и отрицательных перспектив, на которые оказывают влияние множество факторов, среди которых изменение уровня цен, проведение государством политики импорт замещения, развития интернет-рынка и другие. Однако благоприятных перспектив развития розничной торговли в России на данный момент, на наш взгляд, все-таки весомо больше.