Файл: Розничная торговля: сущность, состояние и тенденции развития в России(Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специализированные магазины предлагают узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. По мнению ряда специалистов, быстрее всего будет расти число узкоспециализированных магазинов, использующих преимущества сегментирования рынка, выбора целевых сегментов и специализации товара. Однако специализированный магазин может легко разориться, если его товары потеряют популярность.

Универмаги предлагают несколько ассортиментных групп товаров — обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага. Первым в истории универмагом считается «Бон марше». Он стал новатором в торговле. Ввел низкие наценки и ускоренный оборот товаров, обнародование цен, поощрение покупателей к осмотру товаров без всякого давления, либеральный разбор жалоб.

Универсам—это крупное предприятие самообслуживания с низкими издержками, невысокой удельной доходностью и большим объемом продаж. Оно рассчитано на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, а иногда и в стирально-моющих средствах, товарах для дома. Универсамы впервые распространились в США в период Великой депрессии, которая заставила потребителей экономить, а предпринимателям дала возможность дешево скупать товары у поставщиков и за минимальную плату арендовать большие помещения. В современных российских условиях количество универсамов сократилось.

Розничные предприятия услуг— это гостиницы, банки, авиакомпании, колледжи, больницы, кинотеатры, рестораны, это ремонтные службы и различные заведения по оказанию услуг, такие, как парикмахерские и косметические салоны, химчистки и похоронные бюро.

Классификацию розничных магазинов так же можно производить и на основе уровня цен.

Большинство магазинов предлагает товары по средним ценам и обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагает товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И наоборот, магазины сниженных цен продают свои товары по низким ценам, организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг. К магазинам сниженных цен можно отнести: склады-магазины (например, мебельные магазины); магазины - демонстрационные залы, торгующие по прайс-листам и каталогам (например, ювелирные изделия, компьютеры, электроинструменты, бытовая техника).


Хотя большинство товаров и услуг до сих пор продают в магазинах, но темпы роста внемагазинной розничной торговли очень велики. Рассмотрим некоторые формы внемагазинной розничной торговли:

- Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону—это деятельность по сбыту с использованием почты и телефонных линий для сбора заказов и содействия доставке товаров.

- Торговлю с заказом по каталогу практикуют обычно предприятия со смешанным ассортиментом. Продавцы либо рассылают определенному кругу клиентов каталоги, либо предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно или по низкой цене.

- Прямой маркетинг предполагает объявления в газете, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Таким образом, продают, как правило, книги, бытовые приборы.

Фирмы рассылают почтовые отправления — письма, листовки, проспекты — потенциальным клиентам, имена которых занесены в компьютер. Рассылочные списки можно закупать у специализированных фирм.

Вид торговли, как продажи по телефону, лишь начинает распространяться в нашей стране. Особенно быстрыми темпами развивается торговля через торговые автоматы. С их помощью продают множество разнообразных товаров: сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, горячие напитки. Торговые автоматы размещают на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах и на вокзалах. Преимущества торговых автоматов — круглосуточная продажа и самообслуживание. Вместе с тем это сравнительно дорогой канал распределения.

Розничные торговые заведения можно классифицировать по признаку их принадлежности.

Большинство магазинов — это независимые частные предприятия, чаще всего в форме хозяйственных товариществ и обществ. Встречаются и другие формы собственности, например корпоративные сети. Корпоративная сеть—это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем. Они продают товары аналогичного ассортимента, имеют общую службу закупок и сбыта, а возможно, и единое архитектурное оформление. Успех корпоративных сетей основан на ценовых преимуществах над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению наценок.

1.4 История организации розничной торговли в РФ


В первые годы Советской власти особенно острой была проблема организации продовольственного снабжения трудящихся. Первыми мероприятиями Советского государства были введение рабочего контроля над производством и распределением, создание 26 октября (8 ноября) 1917 г. Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) для обеспечения централизованного снабжения населения товарами и организации заготовок сельскохозяйственных продуктов. В мае - июне 1918 года, был принят «Декрет о продовольственной диктатуре». В 1918 году была установлена государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления, был введён запрет на частную торговлю. Торговые сети и оптовые склады передавались Наркомпроду и его местным органам. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, усилилась борьба со спекуляцией, были созданы возможности улучшения снабжения трудящихся. В период Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-20 гг. было установлено централизованное нормированное распределение предметов потребления (т.е. фактически, возрождалась «карточная система», введённая впервые ещё Временным правительством в 1917 году). Основной формой заготовок сельскохозяйственных продуктов стала введённая в 1919 году «продовольственная развёрстка», позволившая сосредоточить в руках государства необходимые ресурсы для снабжения рабочих промышленных центров и армии.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 году «продразвёрстка» была заменена продовольственным налогом, мелкая частная торговля вновь была разрешена, но при условии жёсткого контроля со стороны соответствующих государственных структур. С её возрождением необходимость в карточной системе пропала. Важность и высокую экономическую эффективность частной мелкой торговли доказывает тот факт, что, по состоянию на 1924 год, частному сектору принадлежало 88% предприятий розничной торговли, доля его в розничном товарообороте составляла 53%.

Переход к индустриализации, рост городского населения и денежных доходов значительно повысили спрос на товары, а мелкотоварное сельское хозяйство не могло обеспечить быстрого увеличения производства продовольствия и промышленного сырья. Это вызвало необходимость перейти в 1928 году к нормированному снабжению населения основными товарами по карточкам. По мере возрастания государственных товарных ресурсов была введена «коммерческая» торговля по более высоким ценам. Наряду с развитием кооперативной торговли росла государственная розничная торговля. С 1928 года началось создание «закрытых» распределителей, снабжавших товарами рабочих и служащих, «прикреплённых» к ним предприятий, а в 1932 году они заменены отделами рабочего снабжения (ОРСами). Была разрешена колхозная торговля, не планируемая государством, где цены устанавливались под влиянием спроса и предложения. В результате увеличения товарных ресурсов и развития торговли в 1935 году была окончательно отменена карточная система и установлена свободная открытая торговля. В 1935-1941 годах были введены единые государственные розничные цены; организационно перестроен торговый аппарат. Предприятия ОРСов и кооперативная торговая сеть в городах были переданы государственным торговым организациям. Главной сферой деятельности потребительской кооперации стало развитие торговли на селе. Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли за 1928-40 годы возрос в 2,3 раза; число предприятий розничной торговли и общественного питания увеличилось со 170 тыс. до 495 тыс. Возросла доля обобществлённых форм торговли в общем объёме розничного товарооборота. В период Великой Отечественной войны системой государственного нормированного снабжения было охвачено до 77 млн. чел. На колхозных рынках в начале войны цены выросли, но уже в 1944 году уровень их заметно снизился благодаря «коммерческой» торговле продовольственными и промышленными товарами. Значительно сократившийся в 1942 году (по сравнению с 1940 годом), розничный товарооборот с 1943 года непрерывно возрастал, а к 1945 году достиг уровня 200%.


Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в конце 1947 года была налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технической базы, восстановление и расширение основных фондов внутренней торговли, подбор и обучение торговых кадров. К 1950 года централизованные торговые сети полностью восстановились, а товарооборот превысил довоенный уровень (показатель 1950 года составлял 107% от уровня 1940 г.).

Таким образом, главной специфической чертой советской магазинной розничной торговли можно назвать её полное подчинение централизованным государственными структурам. Процесс централизации торговли начался в СССР во второй половине 1920-х годов, сразу после свёртывания НЭП.

Итак, во второй половине XX века в СССР господствовала единственная форма розничной торговли - государственная.

Рассмотрим вкратце её особенности и отличия и то влияние, которое она оказывала на благосостояние граждан:

Во-первых, огосударствление распространялось не только на формы собственности: оно воплощалось в жёстком административном регулировании всех элементов системы. Такой подход полностью нивелировал конкурентную борьбу и сказывался на общем снижении уровня сервиса в торговых точках, независимо от их размера и географического положения.

Во-вторых, на протяжении всей истории существования советского государства продажа продуктов питания и промышленных товаров массового спроса осуществлялась по принципу нормированного распределения.

В-третьих, с экономической точки зрения в СССР не существовало сетевого розничного формата в нынешнем его понимании. Употребляя термин «торговая сеть», историки, как правило, имеют в виду совокупность всех торговых точек, компактно на определённой территории. Ещё одним важным отличием является то, что сетевой магазин, в нынешнем понимании, должен занимать площадь не менее 400-500 кв. м. и иметь в продаже полный ассортимент товаров, от продуктов до одежды и предметов бытовой химии.

В советскую эпоху средняя торговая площадь составляла: в 1960-е гг. - 45 кв. м., в 1970-е гг. - 75 кв. м., в конце 1980-х гг. - 100 кв. м. С точки зрения ассортимента, магазины профилировались по отраслям: существовали отдельные магазины с унифицированными названиями «Молоко», «Хлеб», «Овощи-Фрукты», «Одежда», «Обувь». В крупных городах иногда строили относительно большие, так называемые универсальные магазины, но и они, как правило, подразделялись на только продуктовые («универсамы») и только для промышленных товаров («универмаги»).


Вплоть до начала 1990-х годов всех типах магазинов обслуживание велось продавцами через прилавок. Самообслуживание не развивалось по двум основным причинам: во-первых, из опасений воровства, во-вторых, из-за узости и ограниченности ассортимента. Также, развитию торговли мешало недопонимание государством необходимости наращивать упаковочные мощности предприятий торговли - именно это считается одной из причин провала первого эксперимента по открытию магазина самообслуживания в Москве в 1954 году. Тем не менее, активный прирост городского населения в 1970-х гг. вынудил чиновников вернуться к данной теме, и к началу 1980-х гг. в «спальных» районах Москвы насчитывалось порядка сорока магазинов самообслуживания.

Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что к концу XX века общая ситуация на советском потребительском рынке была довольно удручающей: товарный дефицит находился на уровне 8-12%, качество товаров оставалось стабильно низким; ограниченный ассортимент товаров, вкупе с ограниченным набором дополнительных услуг (доставка товаров на дом, гарантийное обслуживание) дополнялось крайне низким уровнем сервиса и мотивации продавцов.

Глава 2. Анализ и тенденции развития Розничной торговли в России.

Анализ позволил раскрыть важную роль розничной торговли в формировании ВВП страны. Проведенное исследование оценило состояние розничного ритейла страны, выявило тенденции российского розничного рынка, позволило определить перспективы развития розничной торговли.

Торговля является одной из важных отраслей экономики любой страны. Социально-экономическая роль торговли проявляется в ее воздействии как на сектор производства (способствуя развитию производства востребованной на рынке продукции), так и на сектор потребления (удовлетворяя потребности и способствуя повышению уровня жизни населения). Розничная торговля представляет собой предпринимательскую деятельность, или деятельность в сфере обмена и выступает важным звеном системы товародвижения, осуществляющим реализацию продукции конечным потребителям. Это активный субъект товарного обращения, связующий изготовителей и потребителей продукции [1].

Роль розничной торговли в развитии экономики России раскрывает ряд показателей, среди которых – доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте. Как видно из данных рис. 1, за последние 15 лет можно отметить сложившуюся тенденцию увеличения данного показателя (за исключением 2011 г.) на 4,7 процентных пункта: с 32,2 % в 2000 г. до 36,9 % в 2014 г. Данное обстоятельство обусловлено опережающими темпами роста розничного товарооборота над ВВП страны.