Файл: Понятие правового государства (Теоретические основы становления и развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства 5

1.2 Понятие правового государства в современной теории государства
и права 8

1.3 Основные признаки правового государства 9

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21

2.1 Развитие идей правового государства в России 21

2.2 Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования данной курсовой работы обусловлена тем, что зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы.

Опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию «правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики.

Вместе с тем, разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена. Таким образом, тема исследования данной курсовой работы актуальна и имеет большое практическое значение.

Объектом исследования данной курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства.

Предмет исследования - понятие правового государства; возникновение концепции правового государства; содержание признаков правового государства, конкретные механизмы реализации признаков правового государства.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей правового государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретические основы становления и развития идеи правового государства;

- проанализировать развитие правового государства в России на современном этапе.


Методологической основой работы являются такие методы познания, как диалектический и логический, системный и функциональный подходы, а вместе с ними и частно-научные методы, к числу которых можно отнести формально-юридический, структурный и сравнительный анализ, системный методы и т.д.

Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественной наукой теории государства и права, представленные научными трудами различных авторов, таких как: Ралько О.В., Петрушина В.Д., Наумова Ю.В., Миронов Д.Н., Антонов М.В., Шайсламова М.М., Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р., Соловьева Д.В., Працко Г.С., Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х., Самсонова О.В., и других авторов.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства

Как особая теоретическая концепция термин «правовое государства» прошел длительное историческое развитие.

Представления о государстве, как особой формы организации общества, всецело основанной на законе, появляются уже в эпоху античности. Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон в своих трудах предпринимали попытки взаимодействия между правом и государственной властью с целью гармоничного функционирования общества.

Прототипом правового государства можно считать государство публично-властной силы, основанной на законе.

Сократ, Платон, Цицерон, Аристотель и другие мыслители античности делали попытки по выявлению различных связей между правом и государственной властью, что обеспечивало бы, по их мнению, гармоничное развитие общества.

Наиболее справедливой и разумной они считали ту форму общежития людей, где закон является обязательным и для государства и для граждан. Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой – либо) форме государственного строя».[1]

К идеям древнегреческих философов примыкают гуманистические воззрения древнеримских мыслителей. Государство трактуется ими как публично – правовая общность людей.

Государство, по мнению Цицерона, есть «достояние народа», а народ в свою очередь представляет собой «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Идеи античных мыслителей оказали огромное влияние на развитие учений о конституционализме, правах и свободах личности в эпоху Нового времени.


Представления о свободе и достоинстве личности требовали совершенствования в новом юридическом мировоззрении. Обеспечить политическую свободу личности было возможно лишь на основе принципа разделения власти.

Появление идей о правовом государстве способствовали поиску более совершенных и справедливых форм жизни. Именно государственная власть, признающая право, ставящая право надстройкой функционирования всей системы, ограниченная правом и считалась древними учеными справедливой формой государственности.

В основу современной концепции правового государства легли идеи Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, и других просветителей Европы эпохи Нового времени. Перечисленные ученые считали, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма должно сменить государство, в основу которого лягут идеи автономной личности, и присущими ей правами и свободами.

Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др.

В последующем, этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученные, как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др.

Однако, как отмечают исследователи, учение о правовом государстве в России формировались и получили развития еще в XIX в.[2]

Истоки обращения к идее об ограничении права монарха законами и конституцией встречаются у М.М. Сперанского в его «Введении к изложению государственных законов» (1809 г).

В.М. Гессен (1868 – 1920 гг.), видный конституционалист, возглавлявший в 1917 г. Особую комиссию Временного правительства по составлению проекта Российской конституции, определял правовое государство как «государство, которое признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами…связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним».

Нельзя не отметить и огромную роль Г.Ф. Шершеневича, который еще начале ХХ века, начал рассматривать проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества во взаимосвязи с правовым государством в России.

Дореволюционные российские правоведы, несомненно, оставили огромный след в отечественной юридической науке. Их рассуждения относительно категории правового государства на наш взгляд, являются актуальными и в наши дни.


Идеи конституционализма в духе их трактовки на пути к подлинному правовому государству в России впервые получили распространение в начале ХХ в.[3]

1.2 Понятие правового государства в современной теории государства и права

В современной российской науке, идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

В отечественной юридической науке предлагаются различные дефиниции правового государства.

Л.М. Дулич считает «правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений».[4]

М.В. Антонов полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».[5]

О.В. Самсонова под «правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства».[6]

Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов.

В этой связи, можно предложить следующее определение: правовое государство такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, можно сформулировать общий вывод - понятие правового государства крайне многогранно.


1.3 Основные признаки правового государства

К основным признакам современного правового государства можно отнести – верховенство закона, разделение властей, развитое гражданское общество, взаимную ответственность государства и личности.

Верховенство закона как теоретическая основа правового государства берет свои истоки с глубокой древности. Но и по сей день в современной теории государства и права ведутся исследования, связанные с концепцией верховенства закона как теоретической основы правового государства. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение.

Сущность правового государства – в связанности государства правом; такое положение абсолютно новое для российской правовой ментальности, которой издавна присуща чрезмерная, неоправданная ориентация на государ­ственную власть, на полное подчинение личности государству.

Исходя из концепции правового государства, укрепление суверенитета государствен­ной власти и утверждение господства закона представляют собой два тесно связанных процесса на путях к правовой государственности. Все общеобязательные акты: Консти­туция, закон, подзаконные акты – должны быть правовыми и по порядку и по процедуре своего принятия и действия.

Можно выделить следующие основные признаки верховенства закона:

правовая организация государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободе человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол власти;

связанность государства им же созданными законами, то есть ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов. Важно, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких-либо опосредующих актов.

Верховенство закона над другими правовыми актами является важным императивом такого принципа права, как законность, в широком смысле которого следует понимать требование строгого соблюдения (применения и т. п.) законов и основанных на законах правовых актов. Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и зарубежном законодательстве. В отличие от требований законности принцип господства права включает качественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), интерес субъектов права и т.д.