Файл: Органолептические методы экспертизы (выбрать из ОКП) товаров и их применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Макаронные изделия как объект коммерческой деятельности

1.1 Особенности химического состава макаронных изделий и их роль в питании человека и коммерческой деятельности.

1.2 Потребительские свойства макаронных изделий

1.2.1 Эндогенные потребительские свойства

1.2.2 Экзогенные потребительские свойства

1.3 Факторы, формирующие качество и ассортимент на рынке макаронных изделий

1.4 Классификация макаронных изделий

1.5 Управление качеством макаронных изделий

1.5.1 Нормативные требования к качеству, пищевой ценности макаронных изделий

1.5.2 Условия обеспечения нормативных показателей качества

1.5.3 Сертификация качества макаронных изделий

2.Анализ ассортимента и качества макаронных изделий в магазине « Каравай-2»

2.1 Общая характеристика предприятия и особенности формирования ассортимента

2.2 Структурный АВС-анализ ассортимента макаронных изделий

2.3 Организация органолептической экспертизы качества и безопасности макаронных изделий

2.Физико-химические показатели

3. Показатели безопасности

3. Рекомендации по оптимизации ассортимента и качества макаронных изделий

Заключение

Список литературы

Ящики и другие упаковочные материалы должны быть прочными, чистыми, сухими и не зараженными вредителями хлебных запасов, без постороннего запаха. Допускается упаковывание макаронных изделий (кроме макарон, длинных вермишели и лапши, и вермишели паутинка) предназначенные для реализации в местах нахождения макаронных фабрик, в четырех слойные бумажные мешки массой нетто не более 20 кг.

Транспортная маркировка осуществляется с нанесением манипулирующих знаков «хрупкое», «осторожно», «беречь от влаги ». Внутри ящика, бумажного мешка, коробки, пакета должен быть вложен талон с обозначением номера укладчика.

Таблица 2

Характеристика образцов макаронных изделий, реализуемых в магазине «Каравай-2»

Показатели

Образцы

первый

второй

третий

Тип и подтип макаронных изделий

фигурные, спираль

фигурные, витушки

нитеобразная, вермишель

Сорт

высший

высший

высший

Группа

Б

А

А

Изготовитель

ОАО «Шебекинский макаронно-кондитерский комбинат»

ОАО «МАКФА» Челябинская область

ОАО «ЧХЗ №2»

Потребительская упаковка:

Вид

пакет

пакет

пакет

Материал

полиэтилен

Срок годности

2 года

2 года

1год

Масса нетто

450г

500г

500г

дата изготовления

02.03.04

06.03.04

19.03.04

проведение анализов

07.03.04

10.03.04

24.03.04

цена за 1 кг,

22-00

16-40

15-00

Экспертизу качества макаронных изделий проводили в лаборатории БУПК по органолептическим и физико-химическим показателям.

Из органолептических показателей определяли (по ГОСТу): цвет, поверхность, излом, форму, запах.

Из физико-химических показателей определяли: влажность, кислотность, содержание лома, крошки и деформированных изделий, содержание металломагнитных примесей, зараженность вредителями, состояние изделий после варки.

Влажность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем высушивания.

Влажность (W) макаронных изделий вычисляют по формуле:


где m1- масса чашечки с навеской до высушивания, г;

m2- масса чашечки с навеской после высушивания, г;

m- масса навески изделия, г.

За окончательный результат определения влажности принимают среднее арифметическое результатов определения двух навесок.

Кислотность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем титровании гидроокисью натрия или калия водной суспензии размолотых макаронных изделий.

Кислотность (Х) макаронных изделий каждой навески в градусах вычисляют по формуле:

где V - объем раствора гидроокиси натрия, израсходованный на титрование, см3;

10 - коэффициент пересчета 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия;

20 - коэффициент пересчета на 100г изделия;

К - поправочный коэффициент к титру 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия.

За окончательный результат определения кислотности принимают среднее арифметическое результатов определения двух навесок.

Содержание деформированных изделий и крошки макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02.

Для определения содержания деформированных изделий и крошки берут навеску массой 500г и отбирают из нее раздельно деформированные изделия и крошку, затем взвешивают их порознь.

Содержание деформированных изделий и крошки (Х2) в процентах вычисляют по формуле:

где m5 - масса деформированных изделий или крошки, выделенных из анализируемой пробы, г;

m6 - масса анализируемой пробы, г.

Вычисления проводят до второго десятичного знак с последующим округлением результата до первого десятичного знака.

Определение состояния изделий после варки определяли по ГОСТу Р 51865-02.

Из средней пробы отбирают 50-100г макаронных изделий, помещают их в десятикратное по массе количества кипящей воды и варят до готовности. После варки макаронные изделия переносят на сито, дают стечь воде и путем внешнего осмотра устанавливают соответствие их требованиям нормативно технической документации.

Таким образом, для экспертизы качества макаронных изделий были выбраны три образца макарон, реализуемых в магазине «Каравай-2».

Качество отобранных образцов оцениваем по органолептическим и физико-химическим показателям.

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - фигурных, «Шебекинские» группы Б, высший сорт приведена в таблице 3.

Таблица 3

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий «Щебекинские»

Наименование показателей

Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002

(для группы Б, в/с)

Характеристика образца

Заключение по каждому показателю

Цвет

соответствующий сорту муки, без следов непромеса

без следов непромеса

соответствует

Поверхность

гладкая допускается шероховатость

гладкая

соответствует

Излом

стекловидный

стекловидный

соответствует

Форма

соответствующая типу изделия

соответствует типу изделия, спираль

соответствует

Вкус и запах

свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха

свойственный, без постороннего вкуса и запаха

соответствует

Состояние изделия после варки

изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности

не слипаются

соответствует

Влажность

не более 13%

7%

соответствует

Кислотность

не более 4%

0,32%

соответствует

Содержания лома, крошки и деформированных изделий

не более 1%

0,86%

соответствует

Содержание металломагнитных примесей

не более 3%

0

соответствует

Зараженность вредителями

не допускается

отсутствует

соответствует


Как видно из табл.3 макаронные изделия Шебекинские группы Б высший сорт соответствует требованиям ГОСТ Р 51865-02.

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - фигурные, «Макфа» группы А, высшего сорта приведена в таблице 4.

Таблица 4

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий «Макфа»

Наименование показателей

Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002

Характеристика образца

Заключение по каждому показателю

Цвет

должен соответствовать сорту муки без следов непромеса

желтый однотонный

соответствует

поверхность

Гладкая допускается шероховатость

Гладкая

соответствует

Излом

стекловидный

стекловидная

соответствует

Форма

соответствующая типу изделия

фигурная соответствует виду, витушки

соответствует

вкус и запах

свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха

свойственный, без постороннего вкуса и запаха

соответствует

состояние изделия после варки

изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности

не слипаются

соответствует

влажность

не более 13%

13%

соответствует

кислотность

не более 4%

0,38%

соответствует

содержания лома, крошки и деформированных изделий

не более 1%

0,002%

соответствует

содержание металломагнитных примесей

не более 3%

0

соответствует

зараженность вредителями

не допускается

отсутствует

соответствует

Как видно из таблицы 11 макаронные изделия - фигурные Макфа группы А высшего сорта соответствуют требованиям ГОСТа Р 51865-2002.

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - нитеобразныеОАО «ЧХЗ №2» группы А, высшего сорта представленва в таблице 5.

Таблица 5

Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий ОАО «ЧХЗ №2»

Наименование показателей

Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002

Характеристика образца

Заключение по каждому показателю

цвет

должен соответствовать сорту муки без следов непромеса

желтый с оттенком

соответствует

поверхность

гладкая допускается шероховатость

рефленная, но гладкая

соответствует

излом

стекловидный

стекловидный

соответствует

форма

соответствующая типу изделия

нитеобразная, вермишель

соответствует

вкус и запах

свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха

без постороннего вкуса и запаха

соответствует

состояние изделия после варки

изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности

не слипаются

соответствует

влажность

не более 13%

12%

соответствует

кислотность

не более 4%

0,31%

соответствует

содержания лома, крошки и деформированных изделий

не более 1%

0,17%

соответствует

содержание металломагнитных примесей

не более 3%

0

соответствует

зараженность вредителями

не допускается

отсутствует

соответствует


Как видно из таблицы 12 макаронные изделия - нитеобразные ОАО «ЧХЗ №2» группы А, высшего сорта соответствуют требованиям ГОСТа Р 51865-2002.

После проведения экспертизы трех образцов макаронных изделий было установлено, что макаронные изделия, реализуемые в магазине «Каравай -2» соответствуют требованиям ГОСТ Р. 51865-2002, по органолептическим и физико-химическим показателям.

3. Рекомендации по оптимизации ассортимента и качества макаронных изделий

При проведении исследования рынка макаронных изделий была обнаружена интересная особенность. Несмотря на то, что макароны являются одним из самых распространенных и известных продуктов на российском рынке и покупают их с разной периодичностью 91% населения, несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку. Почему это так? Специалисты считают, что дело здесь в том, что при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. Поэтому из тех респондентов, кто все таки назвал хоть одну марку макарон, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. А, как известно, это вовсе не марка, а вид макарон.

Итак, основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель. То есть фирма здесь является маловажным параметром.

Мировым лидером, как по производству, так и по потреблению макаронных изделий является, конечно же, Италия. Италия производит почти в 2,5 раза больше макарон, чем США, занявшие по производству 2е место и в 5 раз больше, чем Россия (4е место).

Однако в России лишь до кризиса 1998 года доля иностранной (в том числе итальянской) макаронной продукции занимала от 25% до 40% рынка, сейчас же иностранная продукция занимает всего от 2% до 5%. С 97 по 99 года значительно возросло производство отечественных макарон, которые в отличие от российских автомобилей являются конкурентоспособными по качеству и доступными по цене. Среди отечественных производителей крупнейшими производителями считаются челябинская фабрика «Макфа» и московская фабрика «Экстра М», в совокупности эти фабрики занимают около 18% макаронного рынка. Эти марки конкурируют как на рынках крупных городов, особенно на рынке столицы, так и на региональных рынках. Среди прочих производителей, можно выделить Нижегородскую макаронную фабрику, екатеринбургскую фабрику «Смак» (принадлежит объединению «Макфа»), самарскую фабрику «Верола», 1-ую петербургскую макаронную фабрику и другие.


Возвращаясь к обсуждению такого параметра как «страна производитель», самые популярные макароны у нас в России – отечественные и итальянские. Но налицо интересный факт: если макароны итальянского производства предпочитают 23% респондентов, то в действительности их приобретают лишь 9%. Можно сделать вывод, что для тех 14% которые хотят итальянские, а едят все же русские макароны, главным оказывается ценовой фактор – значительно более дешевые отечественные макароны. Но также возможно и то, что российские макароны легче застать на прилавках, а за итальянскими надо идти в магазин покрупнее. И если рассмотреть социально-демографический портрет типичных покупателей российских и итальянских макарон, то, не вдаваясь в подробности можно отметить, что типичный потребитель российских макарон это человек старше 40 лет, а типичный потребитель итальянских – до 40. И я думаю, всем, очевидно, что доход потребителя отечественного продукта значительно ниже дохода потребителя итальянского продукта. Но это типичный, утрированный портрет.

Следующий параметр - это упаковка. Макаронные изделия упаковываются в различные по весу пачки, пакеты. Наиболее удобной потребители признают упаковку в 500 гр. Из собственного опыта могу сказать, что 500 граммовой пачки спагетти хватает на большие порции для 4 человек. Величина же типичной покупки от 501 до1000 гр. Стоит также сказать пару слов и о частоте покупки макарон. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются с периодичностью от «2-3 раз в месяц» до «1 раза в месяц». Столь невысокая по сравнению с другими продуктами повседневного потребления (хлеб, например), частота покупок макаронных изделий, может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет. Можно выделить зависимость между частотой покупки и ее объемом. Чем реже человек покупает макароны, тем обычно больше объем его покупки. К примеру, если взять величину покупки 3 килограмма, то мы увидим, что «раз в неделю» такое большое количество покупают лишь 3%, а
«раз в полгода» уже 48%. И тоже самое с маленькими пачками от 500 –1000 грамм: «раз в неделю» их покупают 50%, а «раз в полгода» всего лишь 10%.

Говоря о цене на макаронные изделия, то, походив по магазинам, можно заметить существенный разброс цен. По словам специалистов, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и падение спроса летом – в сезон овощей и фруктов. Более дешевыми из макаронных изделий считаются такие виды, как вермишель, лапша и ракушки, более дорогими – фигурная продукция. Производители макарон стараются минимизировать рост цен на свою продукцию.