Файл: Органолептические методы экспертизы (выбрать из ОКП) товаров и их применение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Макаронные изделия как объект коммерческой деятельности
1.2 Потребительские свойства макаронных изделий
1.2.1 Эндогенные потребительские свойства
1.2.2 Экзогенные потребительские свойства
1.3 Факторы, формирующие качество и ассортимент на рынке макаронных изделий
1.4 Классификация макаронных изделий
1.5 Управление качеством макаронных изделий
1.5.1 Нормативные требования к качеству, пищевой ценности макаронных изделий
1.5.2 Условия обеспечения нормативных показателей качества
1.5.3 Сертификация качества макаронных изделий
2.Анализ ассортимента и качества макаронных изделий в магазине « Каравай-2»
2.1 Общая характеристика предприятия и особенности формирования ассортимента
2.2 Структурный АВС-анализ ассортимента макаронных изделий
2.3 Организация органолептической экспертизы качества и безопасности макаронных изделий
2.Физико-химические показатели
3. Рекомендации по оптимизации ассортимента и качества макаронных изделий
Ящики и другие упаковочные материалы должны быть прочными, чистыми, сухими и не зараженными вредителями хлебных запасов, без постороннего запаха. Допускается упаковывание макаронных изделий (кроме макарон, длинных вермишели и лапши, и вермишели паутинка) предназначенные для реализации в местах нахождения макаронных фабрик, в четырех слойные бумажные мешки массой нетто не более 20 кг.
Транспортная маркировка осуществляется с нанесением манипулирующих знаков «хрупкое», «осторожно», «беречь от влаги ». Внутри ящика, бумажного мешка, коробки, пакета должен быть вложен талон с обозначением номера укладчика.
Таблица 2
Характеристика образцов макаронных изделий, реализуемых в магазине «Каравай-2»
Показатели |
Образцы |
||
первый |
второй |
третий |
|
Тип и подтип макаронных изделий |
фигурные, спираль |
фигурные, витушки |
нитеобразная, вермишель |
Сорт |
высший |
высший |
высший |
Группа |
Б |
А |
А |
Изготовитель |
ОАО «Шебекинский макаронно-кондитерский комбинат» |
ОАО «МАКФА» Челябинская область |
ОАО «ЧХЗ №2» |
Потребительская упаковка: |
|||
Вид |
пакет |
пакет |
пакет |
Материал |
полиэтилен |
||
Срок годности |
2 года |
2 года |
1год |
Масса нетто |
450г |
500г |
500г |
дата изготовления |
02.03.04 |
06.03.04 |
19.03.04 |
проведение анализов |
07.03.04 |
10.03.04 |
24.03.04 |
цена за 1 кг, |
22-00 |
16-40 |
15-00 |
Экспертизу качества макаронных изделий проводили в лаборатории БУПК по органолептическим и физико-химическим показателям.
Из органолептических показателей определяли (по ГОСТу): цвет, поверхность, излом, форму, запах.
Из физико-химических показателей определяли: влажность, кислотность, содержание лома, крошки и деформированных изделий, содержание металломагнитных примесей, зараженность вредителями, состояние изделий после варки.
Влажность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем высушивания.
Влажность (W) макаронных изделий вычисляют по формуле:
где m1- масса чашечки с навеской до высушивания, г;
m2- масса чашечки с навеской после высушивания, г;
m- масса навески изделия, г.
За окончательный результат определения влажности принимают среднее арифметическое результатов определения двух навесок.
Кислотность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем титровании гидроокисью натрия или калия водной суспензии размолотых макаронных изделий.
Кислотность (Х) макаронных изделий каждой навески в градусах вычисляют по формуле:
где V - объем раствора гидроокиси натрия, израсходованный на титрование, см3;
10 - коэффициент пересчета 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия;
20 - коэффициент пересчета на 100г изделия;
К - поправочный коэффициент к титру 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия.
За окончательный результат определения кислотности принимают среднее арифметическое результатов определения двух навесок.
Содержание деформированных изделий и крошки макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02.
Для определения содержания деформированных изделий и крошки берут навеску массой 500г и отбирают из нее раздельно деформированные изделия и крошку, затем взвешивают их порознь.
Содержание деформированных изделий и крошки (Х2) в процентах вычисляют по формуле:
где m5 - масса деформированных изделий или крошки, выделенных из анализируемой пробы, г;
m6 - масса анализируемой пробы, г.
Вычисления проводят до второго десятичного знак с последующим округлением результата до первого десятичного знака.
Определение состояния изделий после варки определяли по ГОСТу Р 51865-02.
Из средней пробы отбирают 50-100г макаронных изделий, помещают их в десятикратное по массе количества кипящей воды и варят до готовности. После варки макаронные изделия переносят на сито, дают стечь воде и путем внешнего осмотра устанавливают соответствие их требованиям нормативно технической документации.
Таким образом, для экспертизы качества макаронных изделий были выбраны три образца макарон, реализуемых в магазине «Каравай-2».
Качество отобранных образцов оцениваем по органолептическим и физико-химическим показателям.
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - фигурных, «Шебекинские» группы Б, высший сорт приведена в таблице 3.
Таблица 3
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий «Щебекинские»
Наименование показателей |
Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002 (для группы Б, в/с) |
Характеристика образца |
Заключение по каждому показателю |
Цвет |
соответствующий сорту муки, без следов непромеса |
без следов непромеса |
соответствует |
Поверхность |
гладкая допускается шероховатость |
гладкая |
соответствует |
Излом |
стекловидный |
стекловидный |
соответствует |
Форма |
соответствующая типу изделия |
соответствует типу изделия, спираль |
соответствует |
Вкус и запах |
свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха |
свойственный, без постороннего вкуса и запаха |
соответствует |
Состояние изделия после варки |
изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности |
не слипаются |
соответствует |
Влажность |
не более 13% |
7% |
соответствует |
Кислотность |
не более 4% |
0,32% |
соответствует |
Содержания лома, крошки и деформированных изделий |
не более 1% |
0,86% |
соответствует |
Содержание металломагнитных примесей |
не более 3% |
0 |
соответствует |
Зараженность вредителями |
не допускается |
отсутствует |
соответствует |
Как видно из табл.3 макаронные изделия Шебекинские группы Б высший сорт соответствует требованиям ГОСТ Р 51865-02.
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - фигурные, «Макфа» группы А, высшего сорта приведена в таблице 4.
Таблица 4
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий «Макфа»
Наименование показателей |
Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002 |
Характеристика образца |
Заключение по каждому показателю |
Цвет |
должен соответствовать сорту муки без следов непромеса |
желтый однотонный |
соответствует |
поверхность |
Гладкая допускается шероховатость |
Гладкая |
соответствует |
Излом |
стекловидный |
стекловидная |
соответствует |
Форма |
соответствующая типу изделия |
фигурная соответствует виду, витушки |
соответствует |
вкус и запах |
свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха |
свойственный, без постороннего вкуса и запаха |
соответствует |
состояние изделия после варки |
изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности |
не слипаются |
соответствует |
влажность |
не более 13% |
13% |
соответствует |
кислотность |
не более 4% |
0,38% |
соответствует |
содержания лома, крошки и деформированных изделий |
не более 1% |
0,002% |
соответствует |
содержание металломагнитных примесей |
не более 3% |
0 |
соответствует |
зараженность вредителями |
не допускается |
отсутствует |
соответствует |
Как видно из таблицы 11 макаронные изделия - фигурные Макфа группы А высшего сорта соответствуют требованиям ГОСТа Р 51865-2002.
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий - нитеобразныеОАО «ЧХЗ №2» группы А, высшего сорта представленва в таблице 5.
Таблица 5
Органолептическая и физико-химическая оценка качества макаронных изделий ОАО «ЧХЗ №2»
Наименование показателей |
Требования качества ГОСТ Р. 51865-2002 |
Характеристика образца |
Заключение по каждому показателю |
цвет |
должен соответствовать сорту муки без следов непромеса |
желтый с оттенком |
соответствует |
поверхность |
гладкая допускается шероховатость |
рефленная, но гладкая |
соответствует |
излом |
стекловидный |
стекловидный |
соответствует |
форма |
соответствующая типу изделия |
нитеобразная, вермишель |
соответствует |
вкус и запах |
свойственный данному изделию, без постороннего вкуса и запаха |
без постороннего вкуса и запаха |
соответствует |
состояние изделия после варки |
изделия не должны слипаться между собой при варки до готовности |
не слипаются |
соответствует |
влажность |
не более 13% |
12% |
соответствует |
кислотность |
не более 4% |
0,31% |
соответствует |
содержания лома, крошки и деформированных изделий |
не более 1% |
0,17% |
соответствует |
содержание металломагнитных примесей |
не более 3% |
0 |
соответствует |
зараженность вредителями |
не допускается |
отсутствует |
соответствует |
Как видно из таблицы 12 макаронные изделия - нитеобразные ОАО «ЧХЗ №2» группы А, высшего сорта соответствуют требованиям ГОСТа Р 51865-2002.
После проведения экспертизы трех образцов макаронных изделий было установлено, что макаронные изделия, реализуемые в магазине «Каравай -2» соответствуют требованиям ГОСТ Р. 51865-2002, по органолептическим и физико-химическим показателям.
3. Рекомендации по оптимизации ассортимента и качества макаронных изделий
При проведении исследования рынка макаронных изделий была обнаружена интересная особенность. Несмотря на то, что макароны являются одним из самых распространенных и известных продуктов на российском рынке и покупают их с разной периодичностью 91% населения, несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку. Почему это так? Специалисты считают, что дело здесь в том, что при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. Поэтому из тех респондентов, кто все таки назвал хоть одну марку макарон, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. А, как известно, это вовсе не марка, а вид макарон.
Итак, основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель. То есть фирма здесь является маловажным параметром.
Мировым лидером, как по производству, так и по потреблению макаронных изделий является, конечно же, Италия. Италия производит почти в 2,5 раза больше макарон, чем США, занявшие по производству 2е место и в 5 раз больше, чем Россия (4е место).
Однако в России лишь до кризиса 1998 года доля иностранной (в том числе итальянской) макаронной продукции занимала от 25% до 40% рынка, сейчас же иностранная продукция занимает всего от 2% до 5%. С 97 по 99 года значительно возросло производство отечественных макарон, которые в отличие от российских автомобилей являются конкурентоспособными по качеству и доступными по цене. Среди отечественных производителей крупнейшими производителями считаются челябинская фабрика «Макфа» и московская фабрика «Экстра М», в совокупности эти фабрики занимают около 18% макаронного рынка. Эти марки конкурируют как на рынках крупных городов, особенно на рынке столицы, так и на региональных рынках. Среди прочих производителей, можно выделить Нижегородскую макаронную фабрику, екатеринбургскую фабрику «Смак» (принадлежит объединению «Макфа»), самарскую фабрику «Верола», 1-ую петербургскую макаронную фабрику и другие.
Возвращаясь к обсуждению такого параметра как «страна производитель», самые популярные макароны у нас в России – отечественные и итальянские. Но налицо интересный факт: если макароны итальянского производства предпочитают 23% респондентов, то в действительности их приобретают лишь 9%. Можно сделать вывод, что для тех 14% которые хотят итальянские, а едят все же русские макароны, главным оказывается ценовой фактор – значительно более дешевые отечественные макароны. Но также возможно и то, что российские макароны легче застать на прилавках, а за итальянскими надо идти в магазин покрупнее. И если рассмотреть социально-демографический портрет типичных покупателей российских и итальянских макарон, то, не вдаваясь в подробности можно отметить, что типичный потребитель российских макарон это человек старше 40 лет, а типичный потребитель итальянских – до 40. И я думаю, всем, очевидно, что доход потребителя отечественного продукта значительно ниже дохода потребителя итальянского продукта. Но это типичный, утрированный портрет.
Следующий параметр - это упаковка. Макаронные изделия упаковываются в различные по весу пачки, пакеты. Наиболее удобной потребители признают упаковку в 500 гр. Из собственного опыта могу сказать, что 500 граммовой пачки спагетти хватает на большие порции для 4 человек. Величина же типичной покупки от 501 до1000 гр. Стоит также сказать пару слов и о частоте покупки макарон. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются с периодичностью от «2-3 раз в месяц» до «1 раза в месяц». Столь невысокая по сравнению с другими продуктами повседневного потребления (хлеб, например), частота покупок макаронных изделий, может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет. Можно выделить зависимость между частотой покупки и ее объемом. Чем реже человек покупает макароны, тем обычно больше объем его покупки. К примеру, если взять величину покупки 3 килограмма, то мы увидим, что «раз в неделю» такое большое количество покупают лишь 3%, а
«раз в полгода» уже 48%. И тоже самое с маленькими пачками от 500 –1000 грамм: «раз в неделю» их покупают 50%, а «раз в полгода» всего лишь 10%.
Говоря о цене на макаронные изделия, то, походив по магазинам, можно заметить существенный разброс цен. По словам специалистов, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и падение спроса летом – в сезон овощей и фруктов. Более дешевыми из макаронных изделий считаются такие виды, как вермишель, лапша и ракушки, более дорогими – фигурная продукция. Производители макарон стараются минимизировать рост цен на свою продукцию.