Файл: Понятие социального обслуживания (Понятие и принципы предоставления услуг по социальному обслуживанию).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы предоставления услуг по социальному обслуживанию
1.2. Формы и виды социального обслуживания
1.3. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания и их краткая характеристика
Н.С. Кипинган отмечает, что в субъектах Федерации существует трехуровневая система социальной защиты. Так, на первом уровне, федеральном, обеспечивается соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ законодательству РФ[19].
На втором уровне, региональном, учитывается специфика, а также экономические и социальные возможности конкретного региона. На третьем уровне, муниципальном, субъекты Федерации делегируют ряд своих полномочий органам местного самоуправления.
Как показывает практика, важную роль в обеспечении мер социальной защиты, социального обслуживания и предоставления социальных услуг в субъектах Федерации играют документы программного характера, которые обладают следующими признаками:
- направлены на перспективу развития региона или муниципального образования;
- предусматривают пути и средства решения проблем, определенных в программе;
- имеют как правовой, так и политический характер;
- включают в себя техническое обоснование поставленных вопросов;
- определяют состав субъектов, которые принимают участие в реализации программы;
- устанавливают срок реализации программы, по истечении которого она теряет свою юридическую силу.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МИНУСИНСКА
2.1. Структура органов социального обслуживания
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.12. 2012 № 442-ФЗ[20], система социального обслуживания населения состоит из следующих органов различного уровня:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- орган государственной власти субъекта Федерации, осуществляющий соответствующие полномочия;
- организации социального обслуживания, которые находятся в подчинении федеральных органов исполнительной власти;
- организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
- негосударственные организации социального обслуживания;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В.А. Приходько дополнительно выделяет в системе социального обслуживания государственную, муниципальную и негосударственную службу[21]. Государственные службы осуществляют следующие функции:
- оказание социальной помощи;
- консультирование специалистами;
- социальное корректирование и реабилитация;
- информирование населения, изучение социальных нужд и их прогнозирование;
- реализация чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Государственные формы социальной поддержки реализуются при помощи: территориальных центров; обслуживания инвалидов; центров помощи семье и детям; центров психолого - педагогической помощи; служб экстренной социальной помощи.
Негосударственная социальная структура предполагает оказание следующих видов помощи:
- психотерапевтическая;
- патронажная;
- гуманитарная;
- конфессиональная;
- спонсорская;
- благотворительная.
- Негосударственные виды оказания социальной помощи реализуются в деятельности:
- общественных организаций;
- благотворительных фондов,
- церковных приходов, коммерческих служб по оказанию помощи и так далее.
Все организации, независимо от их вида, входящие в систему по предоставлению социальных услуг, призваны развивать следующие направления деятельности:
- предоставление материальной помощи в виде финансовых средств, продуктов питания, транспортных средств, средств реабилитации инвалидов;
- предоставление социальных услуг на дому;
- социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
- предоставление временного приюта детям-сиротам, безнадзорным детям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение дневного пребывания в учреждениях по социальному обслуживанию;
- оказание консультативной помощи по вопросам, входящим в компетенцию организации социального обслуживания;
- социальная реабилитация для лиц с ограниченными возможностями, несовершеннолетних, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В городе Минусинске Красноярского Края вопросами социального обслуживания занимается Управление социальной защиты города. Оно образовано на основании постановления Администрации города Минусинска «О создании городского управления социальной защиты населения».[22] Положение о нем утверждено Решением Минусинского городского совета депутатов[23]. Это управление осуществляет исполнение переданных ему государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения в соответствии с федеральным и краевым законодательством, а также установленных дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств городского бюджета. В своей деятельности Управление руководствуется: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае»[24], «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае»[25], правовыми актами Губернатора Красноярского края и Совета администрации Красноярского края, приказами и рекомендациями Министерства социальной политики Красноярского края, Уставом городского округа – город Минусинск, правовыми актами Минусинского городского Совета депутатов, Главы города Минусинска, Администрации города Минусинска и Положением об управлении социальной защиты населения администрации города Минусинска.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Управление обладает всеми правами юридического лица, выступает от имени муниципального образования город Минусинск в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) Управления или его должностных лиц, издания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Финансирование Управления осуществляется за счет средств городского бюджета, в том числе субвенций, субсидий из федерального, краевого бюджетов. Место нахождения и почтовый адрес Управления: 662602, Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Октябрьская, 86 «а».
В ведомственном подчинении Управления находится муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск», [26] который входит в структуру управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска, является основным звеном механизма по реализации задач социальной политики, проводимой Администрацией города по оказанию помощи пожилым гражданам и инвалидам. Как самостоятельное юридическое лицо, существует с 01.01.1994 года. Широкая сеть структурных подразделений Центра и их взаимодействие между собой позволяют на должном уровне организовать обеспечение социального, социально-медицинского, бытового обслуживания пожилых граждан, оперативно решать проблемы социальной поддержки престарелых и инвалидов муниципального образования – город Минусинск, учитывая характер их социальных затруднений. Структура муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск» на 2016 год представлена на рисунке 1.
«Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск» |
|||||||||
Стационарное обслуживание |
Полустационарное обслуживание |
Надомное обслуживание |
Отделение срочного социального обслуживания |
||||||
Отделение временного проживания |
Социально-реабилитационное отделение |
Отделение социального обслуживания на дому |
|||||||
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому |
Рисунок 1. Структура муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск»
Центр представляет собой сеть из 8 структурных подразделений, включая административно хозяйственный аппарат, координирующий работу всех подразделений, осуществляющих обслуживание на дому, полустационарную, стационарную формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в помощи:
- отделения социального обслуживания на дому, включая специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;
- отделение срочного социального обслуживания;
- социально-реабилитационное отделение;
- отделение временного проживания. [27]
Деятельность центра строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и отдельными гражданами. Этот Комплексный центр предназначен, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Отделение социальной реабилитации осуществляет комплексную систему мероприятий по социальной реабилитации инвалидов для устранения или компенсации с помощью различных социальных мер и технических средств ограничений в обеспечении их жизнедеятельности и интеграции в общество.
Социальные услуги - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания и предоставления социальных услуг недостаточно высок. В России, в том числе и в городе Минусинске Красноярского края, проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать, и ограничены в жизнедеятельности. Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения.
Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей, пенсионеров. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты. К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии.
Если рассмотреть проблемы в сфере обслуживания именно в городе Минусинске, то они ничем не отличаются от проблем России в целом. Зуева Н.Л. в своей статье Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества[28], также отмечает некоторые проблемы в области социального обслуживания.
В отличие от пенсий и пособий, которые прямо указаны в Конституции РФ, социальное обслуживание как вид социальной защиты населения в Конституции РФ не упоминается. Только в ст. 7 Конституции РФ говорится о развитии системы социальных служб, через которые подразумевается осуществление социального обслуживания. Статистика показывает, что из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, основная часть (3834 учреждения) находится в ведении органов государственной власти субъектов РФ (98,8 %), и только 48 учреждений (1,2 %) – являются негосударственными. Однако этого количества учреждений недостаточно. Об этом свидетельствуют сохраняющиеся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях. В частности, очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания населения по состоянию на 1 января 2013 г. составляла 17,1 тыс. человек, на получение социальных услуг на дому – конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации. Совершенно очевидно, что только силами государства решить вопрос о ликвидации указанной очереди невозможно. Необходимо привлечение негосударственного сектора. В этом состоит одна из основных проблем социального обслуживания населения в Российской Федерации, которая заключается в демонополизации государства в области предоставления социальных услуг и о которой уже заговорили первые лица государства.
Нерешенной оказалась проблема исключенных из сферы социального обслуживания населения муниципальных образований. По мнению ученых, эту проблему надо решать, наделяя муниципальные органы «собственной» компетенцией в этой сфере. Они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. В то же время очевидно, что эффективная система социального обслуживания отдельных категорий граждан не может функционировать без муниципальных образований, которые обеспечивают индивидуализацию мер социальной защиты. Наделение муниципальных органов «собственной» компетенцией в сфере социальной защиты населения потребует изменения финансового обеспечения всей системы социальной защиты. В современном законодательстве о социальном обслуживании отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, их гарантий и способов предоставлений, ответственность за их несоблюдение.