Файл: «Организация и разработка бизнес-плана организации.».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с установлением целей и задач, поиском путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов. Планирование бизнес-деятельности может быть стратегическим и оперативным в зависимости от содержания и сути планируемых организацией задач.
Выделение в качестве отдельного объекта внутрифирменного планирования некоторой совокупности задач, имеющих общие цель и содержание деятельности, влечет за собой и соответствующее выделение особых планов данной деятельности в общей структуре планирования. Этими объектами в планировании являются стратегические и оперативные бизнес-проекты, по отношению к которым содержание необходимых установок отображается в бизнес-планах.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно он будет делать и к какому сроку необходимо завершить работы, какими способами и с использованием каких средств он должен сделать.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что бизнес-планирование позволяет не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Экономическая сущность бизнес-плана заключается в том, что он полностью раскрывает и описывает все экономические отношения, складывающиеся во время вложения капитала, выполнения конкретных денежных операций, а также планирование обеспечивает бесперебойную и устойчивую работу компании по выпуску новой продукции или по ее реализации.
Предназначается бизнес-план, прежде всего генеральному директору и высшим менеджерам, возглавляющим различные структурные подразделения. Он показывает прогноз будущего развития компании и обосновывает новые виды деятельности на перспективу.
На современном этапе для России назрела необходимость реализации большого количества инновационных и инвестиционных программ. В связи с этим бизнес-планирование инновационных проектов придает теме особую актуальность.
Основываясь на актуальности выбранной темы исследования, можно определить основную цель работы, которая состоит в разработке бизнес – плана открытия гостиницы ООО «Пятница».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование теоретических основ бизнес-планирования;
- разработка бизнес-плана гостиницы ООО «Пятница»;
- дать финансовую оценку и оценку привлекательности бизнес-плана гостиницы с учетом рисков.
Предметом исследования работы выступает процесс разработки бизнес-плана гостиницы ООО «Пятница».
Объектом исследования является бизнес-план гостиницы ООО «Пятница».
Методы исследования. В процессе исследования нами использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение.
Информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой нами проблеме, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные методические рекомендации и другие методические разработки, материалы периодической печати, научно- практических конференций, сети Интернет, статистическая информация.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и задачи бизнес-плана
Традиционным документом для рыночной экономики является бизнес-план, который имеет много различных определений и значений, а также может иметь различные структуры. Он является обязательным документом для начала любого бизнеса, а его цель – это обеспечение устойчивого состояния любой компании и получение ею высокой прибыли.
Сущность бизнес-плана предприятия заключается в создании особой системы взаимосвязанных и согласованных действий, которые необходимы для достижения определенных целей и идей, а также всевозможных необходимых показателей.
В этом документе должен проводиться грамотный и обоснованный анализ всевозможных проблем и барьеров, которые возникают во время внедрения конкретной уникальной бизнес-идеи. Дополнительно должны указываться и эффективные методы их преодоления.
Сущность бизнес-плана предприятия определяется 3 важными элементами:
- анализ состояния компании и ее место на рынке;
- осознание планируемого уровня, который необходимо достичь с помощью составляемого документа;
- разработка эффективных и действенных мероприятий для достижения поставленных целей.
Документ необходим не только для внутреннего пользования, но и для потенциальных инвесторов, которые могут посчитать, что деятельность компании относится к перспективным и рентабельным сферам функционирования, поэтому вложения в нее быстро окупятся.
Рассмотрим некоторые подходы к определению бизнес-плана:
В книге Котлярова В. Г. «бизнес-план понимается как план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности» [6].
Согласно Попову В. М., Ляпунову С. И. и Касаткину А. А., «бизнес- план есть документ, в котором описаны основные разделы развития предприятия, учитывающие материальные и кадровые возможности, соотношение собственных и заемных средств, а также возможные риски» [13].
Таким образом, «бизнес-план – это документ, который позволяет управлять бизнесом. Поэтому он представляется как неотделимый элемент стратегического планирования, а также как руководство к исполнению и контролю. Стоит заметить, что бизнес-план рассматривается непосредственно как процесс планирования и инструмент управления внутри фирмы» [6].
Экономическая сущность бизнес-плана заключается в том, что он полностью раскрывает и описывает все экономические отношения, складывающиеся во время вложения капитала, выполнения конкретных денежных операций, а также планирование обеспечивает бесперебойную и устойчивую работу компании по выпуску новой продукции или по ее реализации.
Предназначается бизнес-план, прежде всего генеральному директору и высшим менеджерам, возглавляющим различные структурные подразделения. Он показывает прогноз будущего развития компании и обосновывает новые виды деятельности на перспективу.
Экономическая сущность бизнес-плана предполагает, что увеличение прибыли в настоящее время возможно только с помощью применения новых, уникальных технологий и новейшей техники.
Если компания внедряет в свое производство различные уникальные научные достижения, то это рассматривается как база для его дальнейшей финансовой устойчивости, поскольку продукция будет конкурентоспособной и будет выделяться на фоне товаров-заменителей. С помощью современной техники можно легко снизить себестоимость каждой единицы продукции и тем самым получить как можно больше прибыли.
Рост может произойти и по другим причинам, например, при снижении наценки на товары, получение особых льгот от государства, создание эффективной и оптимальной структуры имеющихся активов, расширение производства и уменьшение части прибыли, которая идет на потребление.
Таким образом, бизнес-план состоит из экономических, организационных, а также технических и социальных мероприятий, которые необходимы для достижения различных запланированных целей. Они должны быть хорошо согласованы по имеющимся у компании ресурсам и возможностям, а также увязаны во времени.
Можно отметить, что бизнес-план — это отличный инструмент эффективного управления, который помогает любому предпринимателю определиться в перспективах развития предприятия, осознать возможность возникновения различных барьеров и проблем во время работы, что позволит быть готовым к различным серьезным ситуациям и оперативно решать их.
В зарубежных странах создание бизнес-плана – это унифицированная система, с помощью которой каждый предприниматель в быстрые сроки сможет создать документ и предоставить его потенциальным инвесторам.
Особое внимание в бизнес-плане уделяется именно формированию и достижению особых финансовых показателей, которые являются определением результативности и эффективности функционирования компании.
Цель составления документа – это обеспечение устойчивого и неизменного финансового состояния компании, а также получение с помощью особых и специфических действий и мер достаточно большой прибыли.
Составляется документ и разрабатывается непосредственно самой организацией, однако в некоторых случаях приходится прибегать к помощи специализированных компаний.
На территории РФ бизнес-план все еще сравнительно новая категория, распространенная больше всего в создании новых объектов хозяйственной деятельности предприятий и компаний. В основном это проекты, предназначенные для совершенствования уже реализуемых замыслов, реконструкций, запуска новых процессов на производстве или же связанные с оказанием услуг.
Применение бизнес-планов благотворно действует на экономические процессы в целом, например:
- выводит применяемые технологии на более высокий и качественный уровень;
- способствует реализации новых обоснованных и полезных предложений;
- увеличивает прибыль;
- создает новые рабочие места для населения.
Переоценить пользу такого действенного инструмента в организации работы предприятия невозможно, поэтому каждый новый проект должен быть подкреплен своим бизнес-планом, где четко определено направление развития компании и уточняются ориентиры построения определенной модели деятельности.
Четкая постановка условий и задач регламентирует действующие процессы и обновляет мощности производства, поскольку наличие бизнес-плана предусматривает активный поиск новых рынков сбыта и реструктуризацию производства при спадах, что в конечном итоге улучшает экономическое состояние компании.
Данный инструмент в равной степени необходим и финансово успешным устоявшимся корпорациям, и начинающим бизнесменам, ввиду использования во всех видах деятельности, начиная с расчета прибыли и определения рисков и заканчивая решением проблем глобального уровня.
Бизнес-план модели будущего предприятии или компании позволяет:
а) предварительно сориентироваться в объеме затрат на реализацию;
б) определить способы решения проблем, которые могут возникнуть при воплощении задуманного.
Составление успешного бизнес-плана предусматривает обязательное участие не только субъекта предпринимательской деятельности, но и специалистов высокого класса в сфере экономики.
В таком случае результатом предстанет наиболее оптимальная и согласованная с возможностями бизнесмена схема развития компании. Без подобного сотрудничества невозможно обойтись и на более крупных предприятиях, которые задействуют долгосрочные, иногда многолетние, бизнес-планы.
Создание качественного и полезного предложения предусматривает:
- свежий взгляд на рынок спроса;
- применение накопленного опыта с внедрением новых технологий;
- основание успешно действующих структур для развития, улучшения и сбыта продукции предприятия.
При составлении бизнес-плана подсчитывается необходимый объем инвестиций в дальнейшее развитие предприятия.
Таким образом, можно отметить, что бизнес-план – это экономическая программа, которая разрабатывается для эффективного управления компанией или предприятием.
Любой бизнес-план должен содержать конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие производства, повышение уровня продаж и конкурентоспособности продукции. Кроме того, составление подробного бизнес плана включает в себя выработку рыночной стратегии. Это позволит обеспечить эффективную реализацию товаров.
Перед его написанием необходимо изучить экономическую ситуацию в стране, во всем мире и конкретной области, в которой работает компания или предприятие.
Из большого количества предложений необходимо выбрать наиболее выгодный вариант. Конечной целью составления бизнесплана является создание комплексной системы развития производства. Немаловажную роль в этом играют денежные средства. Их вкладывают в ту деятельность, которая может приносить максимальную прибыль.
«Содержание бизнес-плана представляет собой особый алгоритм, по которому начинается какой-либо бизнес, а также по которому он ведется довольно длительное время» [10].
Таким образом, сущность бизнес-плана заключается в том, что он раскрывает экономические отношения, связанные с вложением капитала и осуществлением расходов. При правильном подходе он помогает организовать устойчивую работу на предприятии и наладить бесперебойный выпуск продукции.
1.2 Структура и содержание бизнес-плана
В самом общем виде структура бизнес-плана может быть представлена в виде трех взаимосвязанных блоков информации: маркетинг-блок, производственный блок, финансовый блок. Они представлены в 2-х временных аспектах – текущее время и перспектива.