Файл: Курсовая работа Название дисциплины Планирование и организация работы структурного подразделения (спо 13. 02. 11).doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 890
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие прибыли до налогообложения у предприятия говорит об эффективности его коммерческой деятельности и выполнении поставленных целей.
Чистая прибыль представляет собой финансовый результат в виде денежных средств, которые остаются в распоряжении предприятия после уплаты налогов и всех других обязательных взносов.
Для поддержания финансовой устойчивости и стабильного финансового состояния на предприятии большое внимание уделяется вопросам формирования, планирования и управления чистой прибылью предприятия. Основными направлениями использования чистой прибыли считаются: реинвестирование прибыли в производство, в другие предприятия, выплаты дивидендов, личные цели учредителей организации и другие. Данная сумма прибыли определяется как нераспределенная прибыль – прибыль, накопленная за время хозяйственной деятельности предприятия и определяющая его инвестиционный потенциал.
В заключении представлена классификация факторов, влияющих на величину прибыли организации.
-
объем реализации продукции (сбытовые рынки, объем производства, рыночная конъюнктура и другое); -
себестоимость продукции (уровень затрат на реализацию, расходы на сбыт, административные расходы и так далее); -
условие структуры реализации товаров/услуг (рыночная конъюнктура, сбытовые рынки); -
ценовая политика организации и другое.
Так как итоговый финансовый результат напрямую зависит от размера получаемой организацией прибыли, менеджменту любого предприятия необходимо регулярно анализировать показатели прибыли, выявлять факторы влияния и формировать направления повышения уровня прибыли для поддержания эффективности бизнеса [4].
1.2 Содержание рентабельности организации и ее виды
В данном пункте более подробно рассмотрено определение «рентабельность» и значение данного показателя для деятельности предприятия [5].
В общем, рентабельность — это «показатель, который определяет уровень доходности, прибыльности и выгодности хозяйственной деятельности предприятия» [8, c.162]. Зачастую наиболее значимым является анализ и планирование финансовых показателей, которые напрямую формируют уровень рентабельности коммерческой деятельности организации. Анализ рентабельности признаётся значимым на различных уровнях экономики [3].
В свою очередь, Мингалиев К. Н. отмечает, что «показатель рентабельности помогает определить уровень производства организации в целом и в разрезе некоторых видов деятельности» [7, с.140].
Горох П. Д. в своей работе указывает на то, что «рентабельность предприятия – это ключевой индикатор и показатель экономической эффективности хозяйствующей деятельности организации. Его сущность заключается в том, что идет оценка прибыльности от использования каждого рубля при производстве продукции и ее реализации» [16, с.109].
При этом, обобщая мнения ученых, в условиях современной экономики можно выделить следующие центральные показатели рентабельности, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 – Центральные показатели рентабельности организации
Как видно на рисунке 3 рентабельность – показатель эффективности использования ресурсов. Она рассчитывается как отношение эффекта к ресурсу производства [7].
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы и, отражает конечные результаты деятельности, так как их величина показывает соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами [8].
«Показатели рентабельности на практике применяются в целях:
-
оценки результатов деятельности организации или предприятия либо отдельных структурных подразделений [4]; -
оценки ценообразования и инвестиционной деятельности; -
исследования сравнения родственных организаций и предприятий, занятых производством схожей продукции; -
выбора способов формирования ассортимента и структуры производимых товаров или оказываемых услуг; -
исследования степени рациональности деятельности» [12, с.52].
Отмечается, что, чем больше объем рентабельности за счет произведенной продукции, тем лучше финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
К основным факторам, влияющим на уровень рентабельности компании, относят следующие:
-
текущий уровень налоговых и прочих социальных обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды; -
кредитная нагрузка предприятия – уровень процентных ставок, объемы платежных банковских обязательств; -
размер получаемой выручки от реализации товаров, услуг; -
взаимовлияющие факторы в виде производственных расходов, ценовой политики, производительности труда, капитала, оборачиваемости активов организации и другие; -
факторы использования в виде дивидендов, капитальных затрат и другие.
Основные инструменты повышения уровня рентабельности организации представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Основные инструменты повышения уровня рентабельности организации
Поиск резервов повышения уровня рентабельности является одной из основных задач в деятельности любой организации. Для разработки мероприятий по улучшению показателей рентабельности необходим тщательный анализ данных показателей [5].
Глава 2. Анализ показателей технико-экономических показателей организации на примере предприятия ООО «Лента»
2.1 Технико- экономическая характеристика предприятия ООО «Лента»
ООО «Лента» – крупнейшая сеть гипермаркетов в России, предлагающая населению широкий выбор товаров для жизни в нескольких форматах: гипермаркетах, супермаркетах, магазинах у дома и онлайн. Основным видом деятельности предприятия является: Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код по ОКВЭД 47.11).
Юридический адрес организации: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112 литера б. Компании присвоен ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605.
Уставный капитал ООО «Лента» составляет 1,3 млрд. руб. Это значительно больше минимального уставного капитала, установленного законодательством для ООО (10 тыс. руб.).
Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).
«В мае 2022 г. ООО «Лента» заключила соглашение с компанией Billa Russia GmbH о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «БИЛЛА Риэлти» и ООО «БИЛЛА» («Билла Россия») за 215 млн евро денежными средствами. Данные компании оперируют сетью супермаркетов (161 супермаркет) под брэндом Billa на территории г. Москвы и Московской области. В июне 2022 года ООО «Лента» заключило соглашение о приобретении Группы компаний «Семья», четвертого по величине ритейлера в Пермском крае, за 2,35 млрд рублей денежными средствами» [2].
Организационная схема управления магазином сети ООО «Лента» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Организационная схема управления магазином ООО «Лента»
Структура управления на предприятии ООО «Лента» – линейно- функциональная. Руководителем организации на 31.12.2022 г. является генеральный директор Сорокин Владимир Леонидович.
Бухгалтерия торговой точки ООО «Лента» состоит из главного бухгалтера и нескольких бухгалтеров. Главный бухгалтер предприятия ООО «Лента» подчиняется директору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Среднесписочная численность сотрудников ООО «Лента» и их динамика представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика численности персонала ООО «Лента»
На рисунке 6 видно снижение численности персонала компании в 2022г. до 43118 человек. Данное снижение связано с пандемией Covid19 и необходимостью сокращения расходов, а также автоматизацией процессов компании.
Основные финансовые и операционные результаты ООО «Лента» за 2022 г. следующие:
-
розничная выручка увеличилась на 8,8%, до 475,8 млрд. руб.; -
продажи в сопоставимых магазинах сети показали рост на 2,4% при увеличении среднего чека на 4,7%. Сопоставимые продажи (LFL) по итогам 2022 года выросли на 2,4%; -
при этом онлайн-продажи выросли более чем в три раза, до 19,3 млрд. руб. Общее число заказов увеличилось за год на 221%, до 10,4 млн.; -
за год компания открыла 364 новых магазина. Теперь под управлением компании находится 757 магазинов — 254 гипермаркета, а также 503 магазина других форматов. Общая площадь магазинов увеличилась за год на 15,6%, до 1,755 млн кв. м.
В таблице 1 проанализированы основные технико-экономические показатели предприятия ООО «Лента» за рассматриваемый период.
Согласно данным таблицы 1, в течение периода анализа виден рост выручки от реализации предприятия на 54750992 т. р. за три года. Прирост выручки от реализации за три года составил 12,4%.
Вместе с тем себестоимость продаж выросла в течение трех лет с 322123508 т. р. до 359122559 т. р. За три года темп роста себестоимости товаров вырос на 11,5%. Рост себестоимости продаж в течение трех лет идет медленнее, чем рост выручки организации.
Валовая прибыль предприятия на конец 2022 г. составила 136755104 т. р. Данное значение выше результата 2020г. на 17751941 т. р.
Так же на предприятии происходит рост коммерческих расходов в течение трех лет на 9,8%.
В течение трех лет происходит увеличение показателя прибыли от продаж на 38,3%. Но стоит отметить, что в 2022г. происходит существенное снижение данного показателя относительно результата в 2021г. Прибыль от продаж в 2022г. снизилась на 5516676 т. р. или 18,5%. Чистая прибыль предприятия на конец 2022 г. составила 2781787 т. р., что на 12028611 т. р. ниже показателя 2021 г.
Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели ООО «Лента» за 2020-2022 гг.
Показатели | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Изменение 2021/2020 гг. | Изменение 2022/2021 гг. | ||
Абс. изм. (+/-) | Темп прирос та, % | Абс. изм. (+/-) | Темп прирос та, % | ||||
1. Выручка, т. р. | 441126671 | 468171778 | 495877663 | 27045107 | 6,13 | 27705885 | 5,92 |
2. Себестоимость продаж, т.. р. | 322123508 | 338847855 | 359122559 | 16724347 | 5,19 | 20274704 | 5,98 |
3. Валовая прибыль (убыток), т. р. | 119003163 | 129323923 | 136755104 | 10320760 | 8,67 | 7431181 | 5,75 |
4. Управленческие расходы, т.. р. | - | 2902852 | 1935428 | 2902852 | - | -967424 | -33,3 |
5. Коммерческие расходы, т. р. | 104605158 | 104883712 | 114904995 | 278554 | 0,27 | 10021283 | 9,55 |
6. Прибыль (убыток) от продаж, т. р. | 14398005 | 24440211 | 19914681 | 10042206 | 69,75 | -4525530 | -18,52 |
7. Чистая прибыль, т. р. | 8136433 | 14810398 | 2781787 | 6673965 | 82,03 | -12028611 | -81,22 |
8. Основные средства, т. р, | 134365744 | 134483922 | 125438177 | 118178 | 0,09 | -9045745 | -6,73 |
9. Оборотные активы, т. р. | 130045843 | 8467506 | 109655104 | -121578337 | -93,49 | 101187598 | 1195 |
10. Среднеспис очная численность ППП, чел. | 43731 | 43323 | 43118 | -408 | -0,93 | -205 | -0,47 |
11. Фонд оплаты труда ППП, т. р. | 1618047 | 2079504 | 2155900 | 461457 | 28,52 | 76396 | 3,67 |
12. Среднегодовая выработка работающего, т .р. | 10087,28 | 10806,54 | 11500,48 | 719,26 | 7,13 | 693,94 | 6,42 |
13. Среднегодовая заработная плата работающего, т. р. | 37,00 | 48,00 | 50,00 | 11,00 | 29,73 | 2,00 | 4,17 |
14. Фондоотдача | 3,28 | 3,48 | 3,95 | 0,20 | - | 0,47 | - |
15. Оборачиваемость активов, раз | 3,392 | 55,290 | 4,522 | 51,898 | - | -50,7 | - |
16. Рентабельность продаж, % | 3,26 | 5,22 | 4,02 | 1,96 | - | -1,2 | - |
17. Рентабельность деятельности, % | 1,91 | 3,34 | 0,59 | 1,43 | - | -2,75 | - |
18. Затраты на рубль выручки, коп. | 96,74 | 94,78 | 95,59 | -1,96 | -2,02 | 0,81 | 0,86 |