Файл: Учебник. М. Норма инфрам, 2018. С. 60. 12 2 Система органов исполнительной власти 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определение государственного управления содержит в себе прямое указание на главный пункт в его содержании. Таким пунктом является практическое влияние государства, которое обладает целенаправленностью, на общественные взаимоотношения. Целью такого влияния является приведение в порядок и организационные моменты определённой системы регулирующего воздействия, то есть обеспечение ее необходимого функционирования и возможных изменений.

Можно привести три значительных свойства государственного управления:

- воздействие управленческого характера на силу государственной власти;

- распространение государственного управления на все слои общества;

- системность.

Организационная сторона государственного управления представляется в виде властного упорядоченного воздействия субъекта управления (государства, его специально выделенных органов или же должностных органов) на объект управления (граждан или общества в целом). Если говорить об этом более предметно, то под управлением понимается целенаправленно организующее, подзаконное, исполнительно-распорядительное и регулирования осуществления деятельности всей системы органов исполнительной власти, которые отвечают за исполнение функций государственного управления.

Государственное управление не может всецело отождествляться только с деятельностью исполнительных органов. В настоящее время государственное управление осуществляется в разных формах всеми тремя ветвями государственной власти1.

Необходимо указать, что с помощью принципа разделения властей в терминологии появился новый термин «исполнительная власть».

Советский период отрицал саму возможность о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную власти на практике государственного строительства. Тот период главным образом выделял только государственное управление. Было принято считать, сто государственным управлением считается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления. Одновременно с этим не употреблялся термин «исполнительная власть».

Начало 90-х гг. принесло изменения в правовой лексикон, тем самым искореняя понятие «государственного управления» из текстов нормативно-правовых актов. Нет его упоминания и в тексте Конституции РФ 1993 г. Но, не смотря на этот факт, действующая управленческая теория, а также практика государственного строительства, не в силах обойтись без подобного понятия, которое является основным положением при рассмотрении многоплановых функций обобщенной государственной власти.


Как справедливо замечает Лебедев В.А.: «Отказ от понятия «государственное управление» свидетельствует о недопонимании управленческих реальностей, поскольку «исполнительная власть» и «государственное управление» взаимно дополняют друг друга, способствуя пониманию сложной управленческой действительности2».

Исполнительной властью является категория, указывающая на существование общей государственной власти, которая признана исполнять законы, обеспечивать нормальное исполнение функций государственными органами, защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержку порядка и безопасности.

Термин «государственное управление» носит практический и организованный характер. Государственным управлением называется деятельность по осуществлению исполнительной власти, а именно – государственной деятельности, которая в силах обеспечить надежную и слаженную работу государственного механизма.

Понятие определения исполнительной власти считается наиболее узким в отношении понятия государственного управления и эффективности ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления.

Одновременно с этим при помощи исполнительной власти определяются характеристика и объем полномочий власти, которые реализуются в государственно-управленческой деятельности, а также местного самоуправления. Органы исполнительной власти представляют собой универсальную базу организационных структур государственного управления и оказание непосредственного управляющего воздействия на разнообразные общественные процессы, или же деятельность и поведение людей. Форма осуществления исполнительной власти зависит от посредничества управленческих процедур и представляется в виде управления.

Воздействие исполнительной власти на общественные отношения реальны, они происходят при помощи взаимодействия особенных звеньев государственного аппарата, выступающих органами исполнительной власти, а именно предметно, касательно органов государственного и муниципального управления. Государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, рамки которой способствуют осуществлению исполнительной власти как одной из составляющей части единой государственной власти.

Помимо перечисленного, государственное управление может осуществляться в заданных пределах представительными органами других ветвей власти.

Судебная и законодательная государственная власть, а также а также представляющие их органы государственной власти, которые не входят в состав системы органов исполнительной власти, могут быть уполномочены к реализации присущих только им функций и полномочий, используемых в своей деятельности и государственном управлении. Функции, характерные для государственного управления, относительно органов законодательной и судебной власти, реализуют государственные служащие, которые в большинстве случаев не имеют полномочий в сфере судебной или законодательной деятельности.

Наряду с этим органы судебной и законодательной ветвей власти не в силах с большей эффективностью исполнять присущие им законотворческие функции и прибегать к осуществлению правосудия, не используя помощи сотрудников аппаратов подобных органов, которыми являются: специалисты, помощники, эксперты, консультанты, делопроизводители, архивариусы1.

Также, руководители органов судебной и законодательной власти, руководители, их заместители в структурных подразделениях указанных органов, уполномочены исполнять управленческие функции.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное управление выступает наиболее обширным понятием в отношении с исполнительной властью. Государственное управление имеет качественные характеристики исполнительной власти и может прослеживаться в работе остальных ветвей исполнительной власти1.


1.2 Система органов исполнительной власти



Система органов исполнительной власти РФ представляет совокупность, связанных и зависимых на взаимной основе, органов исполнительной власти, которые образуются и действуют на ее территории РФ на основании принципов Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, конституций, уставов и иных законов субъектов РФ.

В систему органов исполнительной власти России входят две группы органов:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов РФ2.

Система органов исполнительной власти федерального значения включает в себя Правительство, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, определяющиеся на основании положений Конституции РФ и федеральных конституционных и федеральных законов. Вопросы, которые относятся к системе федеральных органов исполнительной власти, и не урегулированы законодательной властью, Президент имеет право на издание указов, которые в свою очередь не могут противоречить конституционным принципам и положениям федеральных законов.

Учитывая положения Конституции РФ, сущность федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти представляется как разновидность следующих органов:

- правительство РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти в РФ, главенствующий во всей системе органов, представляющих исполнительную власть в РФ. Подобный органы выступает коллегиальным, ему присуща общая компетенция, а деятельность представлена в виде общего руководства подведомственных ему побочных органов исполнительной власти;

- иные федеральные органы исполнительной власти отраслевых, межотраслевых и специальных компетенций. Система федеральных органов в отраслевых, межотраслевых и специальных компетенциях включает в себя:

- федеральные министерства;

- федеральные службы;

- федеральные агентства.


Точки соприкосновения в руководстве деятельности федеральных органов исполнительной власти находят Правительство РФ и Президент РФ, учитывая все выполняемые им действия, основанные на Конституции РФ и механизме государственной власти.

В обязанности Президента РФ входит руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которым отводится ведение вопросов обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, сохранения внутренней и внешней безопасности, проведение мероприятий и предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также представление Председателя Правительства РФ для утверждения положения об в отношении этих органах.

Федеральные министерства выступают федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции, способствующие выработке государственной политики, нормативно-правовой регламентации в установленных Президентом РФ и Правительства РФ актах в сфере взаимодействия.

Для реализации правового регулирования в необходимой сфере деятельности федеральное министерство полномочно к принятию нормативно-правовых актов в вопросах отведенных ему полномочий. На ряду с этим у федерального министерства нет права на реализацию контрольных и надзорных функций, а также функций управления государственным имуществом, кроме тех случаев, которые указываются в нормативно-правовых актах, изданных Президентом РФ и Правительством РФ. Делая вывод о деятельности федеральных министерств становится ясным факт их создания для осуществления только тех функций, которые несут в себе нормативно-политический характер.

Кроме того, федеральные министерства могут осуществлять организацию и держать под контролем деятельность федеральных служб и агентств, которые ему подведомственны. Также федеральные министерства осуществляют управление деятельности государственных внебюджетных фондов.

Подведомственность же, в свою очередь, классифицирует федеральные министерства следующим образом:

- федеральные министерства, которые находятся в непосредственном ведении Правительства РФ, осуществляемое руководство их деятельностью, к которым можно относится Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ ,Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ