Файл: Суверенитет народа и формы его реализации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также волеизъявлением граждан (ч.2 статьи 130 Конституции. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.) Возможно и в других формах , хоть об этом и не говорится в Конституции. Это: собрание избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум — это осуществляемое путем тайного голо­сования утверждение (или неутверждение) гражданами про­екта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Также как и общегосударственными референдумами , возможны референдумы на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления . Порядок в котором проводятся референдумы, в Российской федерации, установлен Федеральным констиционным законов “ О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 19996 г.. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон запрещают частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне .

Другая форма визуализирования воли народа - свободные выборы .

Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования . Они имеют смысл только тогда , когда являются свободными , предоставляют гражданам возможность выбирать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не подделываются , фальсифицируется . Периодические выборы - главная основа конституционного строя и высшей легитимности власти .

(легитимность-политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны или государства, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве или стране институтам власти, признание их правомерности.).

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являю­щееся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные.

Порядок вы­боров в Государственную Думу определен Федеральным за­коном (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок выборов в местное само­управление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов РФ.


Осуществление Суверенитета через органы Государственной власти и местного самоуправления

Органы Государственной власти

Формой опосредованного осуществление власти народа приходятся органы государственной власти и органы местного самоуправление. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан. Возможность граждан России выражать свою волю в процессе и и работы органов государства закрепляется Конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.

Право граждан избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями сувере­нитета народа в рассматриваемой области.

Народное волеизъявление является базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно как бы интегрировано в право. Конечно же, народ сам непосредственно определяет законодательную власть потому, что представительные органы напряму. избираются народом, гражданами. Но все же воля народа, как таковая , остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей потому, что они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства. Эта форма выражения воли народа косвенная, однако, она тем не менее достаточно легитимна.

В итоге , предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляются как прямо, так и косвенно. Она носит разноплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Органы местного самоуправления


Местное самоуправления это еще одна из форм выражения власти народа. Оно может и должно осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. По общему прави­лу население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуще­ствление местного самоуправления. Только в экстренных ситуациях, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав на осуществление местного самоуправления .

Конституция РФ содержит специализированную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст 130-133). Но ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст.12), а кроме того, содержится в ст. 8,9,15,24,32,33,40,43,46,68 Основного Закона . Правовая база получили весьма веское укрепление в 19996 году. Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления”,Федерального закона “ О Финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г., Федерального закона “ Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”. Однако В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.

С моей точки зрения наибольшее значение имеют представленные ниже конституционные положения :

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В Конституции РФ содержатся и другие важные поло­жения, раскрывающие сущность, формы и гарантии мест­ного самоуправления. Так , оказывается ,что оно осу­ществляется с учетом исторических и иных местных тради­ций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конститу­ция указывает на основные предметы ведения органов мес­тного самоуправления:


Управление муниципальной собственностью;

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

Установление местных налогов и сборов;

Осуществление охраны общественного порядка;

Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:

Право на судебную защиту;

Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

Запрет на ограничение прав местного самоуправления .

Так как органы самоуправления находятся вне системы органов государственной власти , Конституция РФ допускает наделение этих отдельными полномочиями . Если все же такая ситуация случается им передаются все необходимые материальные и финансовые средства , а реализация полномочий и расход средств - контролируется государством.

Разделение органов государственной власти и местного самоуправления не означает, что государство отказывает местному самоуправлению в своей поддержке. Закон обязы­вает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходи­мые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправле­ния, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Выводы

Необходимо отметить, что первоисточником власти является ничто иное как суверенитет народа. Воля народа, выраженная в юриди­чески релевантных формах, является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. Народ, в силу естественного права, заложенного в само понятие народного суверенитета , в праве оказать сопротивление , выразить свое недовольство любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Суверенитет народа тесно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом и заключается его смысл , его сущность . Верховную власть народа , в демократическом государстве, нельзя представить как власть, осуществляемую отдельными людьми, отдельными гражданами. Но все же , народ осознает себя как носителя суверенитета лучше только в отдельно взятые периоды общественного развития , в конституционно обусловленных формах ( выборы , референдумы). К сожалению народ никогда не бывает един в своем мнении. Этому способствуют различные интересы социальных групп . Поэтому отличать реализаци. суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти бывает очень трудно. Юридические принципы помогают здесь лишь в малой степени.