Файл: Суверенитет народа и формы его реализации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная мне тема курсовой работы “Суверенитет народа и формы его реализации”. Тема очень интересная и актуальная для науки конституционного права. В данной работе я постарался полностью раскрыть тему суверенитета народа , как он реализуется в Российской Федерации , основные проблемы и ответ на вопросы, которые могут возникнуть.

Предметом исследования в моей курсовой работе является Конституция РФ и целый ряд нормативно-правовых актов , регламентирующих правовое закрепление данной категории конституционного права России , а так же различные точки зрения авторов по данной проблеме , которые будут рассмотрены в моей работе .

Цель работы: всестороннее изучение проблемы суверенитета народа и форм его реализации и осуществления .

Народный суверенитет

Народный суверенитет (народовластие , суверенитет народа)-доктрина , согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета .

Суверенитет (верховная власть , верховенство , господство) -независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначение этого понятия используется также термин госудраственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета . В современной политологии (наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.) рассматривается также суверенитет личности или гражданина .


Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.


Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена (Лицо , которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределенного срока полностью принадлежит верховная власть в государстве ) ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.

Исторически она возникла в ходе ре­волюционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разрабо­танное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использова­но в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховенства власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и фальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

Современный мир и суверенитет народа

В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия»( Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.). Представители неолиберальной( Неолиберализм - направление политической и экономической философии , возникшее в 1930-е годы и сформировавшиеся как идеология в 1980-1990-е) концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.


Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации.

Как указывает В. Л. Цымбурский(Вади́м Леони́дович Цымбурский — советский и российский философ, исследователь геополитики, филолог, историк и лингвист, гомеровед, этрускологии, хеттолог, политолог.), в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами.

Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе предста­вить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной.

Конституционные основы суверенитета

Согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ-Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Многонациональный народ Российской Федерации провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства -государственного, народного, национального) и единственным источником государственной власти в стране.

Это означает, что все Конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выраженную волю.

Эта воля не безгранична. Она должна и находится под постоянным контролем Конституции РФ. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности проживающей на территории РФ. Человек , его права и свободы по Конституции - самое важное ,поэтому Конституция должна и ограничивает государственную власть , обязывает ее признавать , соблюдать и защищать любой ценой эти права и допуская их ограничение или отмену только во временных рамках и в предусмотренных Конституцией исключительных ситуациях .

Но право на суверенитет народа содержит в себе ,не много не мало две проблемы:

1) Кого можно и нужно считать народом ?

2)Каковы пределы осуществления права на суверенитет народа ?

Под Народом предполагается общество с единой историей , с единым языком , одинаковым культурным мышлением и одинаковыми культурными характеристиками , члены которого разделяют идею , что они одно целое , воля , что они отличаются от других групп своим своеобразием.

Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам.

Суверенитет тесно связан с правом народа под названием право на самоопределение , в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус , и осуществляют свое экономическое , социальное и культурное развитие . Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами.

Формы осуществления суверенитета

Народ Может осуществлять свою власть непосредственно , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Так как часть 2 статьи 3 Конституции гласит: Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К счастью , представительную демократию осуществляет не народ на прямую , а органы , выполняющие поручения народа , его представители . Такими органами являются , в приоритете , избираемые народом органы государственной власти - как коллегиальные ( например , Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации , носящие различные наименования парламенты субъектов Российской Федерации , городские думы и т.д.) , так и единоличные ( Президент Российской Федерации , президенты республик в составе Российской Федерации , Губернаторы краев , областей и автономий , мэры городов и т.д.),а также органы местного самоуправления . Представительство , осуществляемое органами государственной власти , имеет ряд степеней:


Первая - органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума).

Вторая - органы, образуемые представительными органами первой степени,- например, уполномоченный по правам человека .

Третья - половина состава Счетной палаты , формируемая Советом Федерации , который ,кстати, относиться к органам второй степени , и так далее и тому подобные .

Также существуют органы государственной власти которые формируются согласованным решением не одного , а нескольких органов , избранных народом. Например: назначение ряда должностных лиц: Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (Председателя Правительства), по представлению Президента Российской Федерации Государственной Думой (Председателя Центробанка Российской Федерации) или Советом Федерации (судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).

В демократическом государстве с республиканской формой правления вообще не существует государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не было бы прямое или косвенное волеизъявление народа, которые не были бы в юридическом смысле его представителями в отличие от наследственных монархов и назначенных ими должностных лиц, не имеющих формального народного поручения занимать определенный государственный пост и исполнять связанные с ним властные функции.

Право выбирать

Самым главным и независимым представлением власти народа , выражением этой власти являются референдумы и свободные выборы . Такая власть должна и принадлежит только тем лицам , которые являются гражданами Российской федерации , по статье 32 Конституции

(1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.).