Файл: Государственная служба в современной России этапы развития.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Курсовая работа
Студента 3-го курса заочного отделения
факультета юридического
Сарасомова Евгения Александровича
По дисциплине: Правовое обеспечение государственной службы.
На тему: Государственная служба в современной России: этапы развития
Руководитель______________________________________________
(ученая степень, фамилия и инициалы)
___________________________
(подпись, фамилия)
Защищена Оценка
«» 2018 г. «»
«_» 2018 г.
Москва, 2018 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Современное состояние государственной службы в России 5
1.1. Понятие государственной службы и ее функции 5
1.2. Состояние государственной службы как социального института и его функционирование 11
Глава 2. Этапы развития государственной службы в современной России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Введение
Развитию системы государственной службы в настоящее время уделяется особое внимание. Это объясняется изменениями, происходящими в нашем обществе и государстве. Значительно изменилась функции органов государственной власти и их не только на федеральном, но и на региональном уровнях.
Происходящие реформы изменили роль и государственных служащих, и всего государственного аппарата. Поэтому необходимо повысить эффективность функций государственного аппарата и обеспечить профессионализм государственных служащих.
Государственная служба выделилась в органах государственной власти как особый род государственной деятельности. И одной из проблем становления и функционирования государственной службы является недостаточная научная проработка сущности явлений, которые происходят в ней.
Главной функцией государственной службы является служение обществу и обеспечение устойчивой связи государства и его граждан. Иными словами, необходимо развитие и поддержка свободной жизнедеятельности граждан на основе не только права, но и тех нравственно-духовных ценностей, являющихся определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба выступает не только как социально-правовой институт общества, но и как его духовно-патриотический и интеллектуальный центр, который призван средствами управления направлять общество к социальной справедливости и достижению достойной жизни своих членов и формированию высокой духовности каждого гражданина.
Отсутствие единой системы управления обществом осложняет развитие российской государственности на новых правовых принципах, и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований должно осуществляться в соответствии с современными требованиями.
Российской Федерации необходимо сильное государство, которое способно обеспечить в обществе не только свободу, многообразие взглядов, политических сил, широкое самоуправление, но и безопасность, правовую урегулированность общественных связей и соблюдение законов.
Целью курсовой работы является изучение системы государственной службы в современной России и этапов ее развития.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, рассмотреть понятие государственной службы и ее функции.
Во-вторых, изучить состояние государственной службы как социального института.
В-третьих, ознакомиться с этапами развития системы государственной службы в современной России.
Глава1. Современное состояние государственной службы в России
1.1. Понятие государственной службы и ее функции
В России в конце 20 века в существующих нормативных правовых документах сложилось современное понятие сути и системы государственной службы.
До этого государственными служащими считались все служащие, занимающие должности в государственных учреждениях и организациях и получающие заработную плату из государственного бюджета.
Первой заявкой на теоретическое осмысление проблемы становления российской государственной службы явились материалы «круглого стола» по теме «Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы», организованного и проведенного в 1993 г. в Российской академии управления (РАУ) с участием представителей Администрации Президента РФ и Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве России. Прологом к этому обсуждению явились исследования кафедры кадровой политики и государственной службы РАУ, представленные материалами методологического семинара Центра государственной кадровой политики и социального управления РАУ (Е.Н. Голубева, В.Я. Ермаков, В.П. Мельников). В материалах «круглого стола» содержатся основные теоретические подходы к пониманию сущности и устройства государственной службы, из которых можно выделить функционально-правовой (Г.В. Атаманчук), структурно-правовой (Г.В. Мальцев) и социально-институциональный (К.И. Варламов, Н.П.Пищулин) 1. В качестве объединяющего начала этих подходов прослеживается идея необходимой направленности государственной службы на решение проблем общества, а также профессионализации государственно – служебной деятельности 2.
Понятие «государственные служащие» в постсоветской России формировалось постепенно. Значительную роль в этом сыграли опубликованные в начале 90-х годов первые проекты законов о государственной службе и ее реформировании.
Первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующими эту сферу отношений стали утвержденные Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 3.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);
-лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
-лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации 4 .
Как объект научных исследований государственная служба рассматривается в нескольких ракурсах. Д.Н. Бахрах определяет службу как вид платной общественно-полезной деятельности, которая ставит своей целью обслуживание управления или социально-культурное обслуживание людей 5. Деятельностный подход к пониманию государственной службы использован в законодательном ее определении как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов 6. Такой подход помогает в изучении целей и функций государственной службы и в выработке и организации исполнения решений.
Развернутое толкование госслужбы дает Г.В. Атаманчук, определяющий государственную службу как «практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий на государственной должности, определенной в конкретном государственном органе» 7.
Деятельность на государственной должности – это своего рода осуществление общественных отношений, закрепленных за данной должностью при помощи Конституции и законов государственной властью.
Иными слова, каждая должность имеет, во-первых, свое содержание, предназначение, формы и методы реализации.
Во-вторых, выполнение обязанностей на государственной должности означает, что замещающее ее лицо - это носитель определенной идеологии целостностей общенациональных интересов и развития государства.
В-третьих, исполнение государственной должности всегда связано с опытом и способностью влиять на других людей не только непосредственно, но и через принимаемые нормативно-правовые акты и управленческие решения. Государственная должность предполагает высокий уровень профессиональной специальной подготовки.
В-четвертых, государственная должность – это важный, напряженный процесс, который не имеет ограничений во времени и в пространстве.
В-пятых, деятельность на государственной должности всегда происходит в установленных правовых рамках и с соблюдением определенных процессуальных и материальных правовых норм 8.
В самом широком представлении государственная служба рассматривается в социологическом контексте, в ее значении как социального института. Институт государственной службы как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. По утверждению Б.В. Лытова, государственная служба выступает как исторически сложившаяся социальная система, как связующее звено между государством и гражданином, как своеобразная форма отражения существующих в обществе порядков, как социальный слой профессионалов государственного управления и т.д.
9
Различия в подходах к определению сущности государственной службы и, соответственно, ее рассмотрению как объекта исследования «размывают» и ее предметную область. А.Ф. Ноздрачев как представитель юристов высказывает следующее мнение: «Предметом научных исследований и учебно-методических задач в сфере государственной службы является правовое регулирование организации государственной службы и ее функционирование» 10.
Сложившиеся противоречия в определении госслужбы как объекта исследования и отсутствие четкого представления об этом явлении говорит о сложности становления теории государственной службы.
Говоря о государственной службе, нужно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба общественным и государственным интересам. Это специфическая деятельность, направленная на выполнение государственных задач и функций, которая осуществляется лицами, находящимися на штатных государственных должностях в государственных органах. Их деятельность оплачивается из государственного бюджета – федерального, либо субъекта РФ. Иными словами, не являются госслужащими лица, которые привлекаются к выполнению тех или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с оплатой за счет каких-либо негосударственных средств – фирм, фондов и других тому подобных спонсоров.
Немаловажен тот факт, что далеко не все должности, включенные в штатное расписание государственных органов, являются государственными должностями. Например, должности младшего обслуживающего персонала, такие как водители, вахтеры и т.п. не являются государственными должностями.
Вышеуказанные особенности государственной службы находят свое отражение и в ее организации. Это и принципы государственной службы, и ее функции, организационный и правовой статус государственных должностей.
Какие же функции выполняет государственная служба?
Говоря о функциях государственной службы, нужно обратить внимание на то, что функция может пониматься как определенный вид государственной деятельности персонала и служебного аппарата государственных органов.
Деятельность государственных служащих реализуется в следующих функциях:
-
правоприменительная функция. Здесьреализуются полномочия регулятивного и распорядительного характера, осуществляются государственные полномочия от имени государства или государственного органа при выполнении служебных обязанностей; -
правотворческая функция. Разрабатываются и принимаются нормативно-правовые актов, издаются приказы и распоряжения, и осуществляется законопроектная деятельность; -
регулирующая функция. Происходит реализация государственной политики во всех сферах общества, реализуются юрисдикционные полномочия и действий. Иными словами, обеспечивается. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам и обеспечивается согласование различных интересов; -
организационная функция. Она означает, что обеспечивается практическая реализация компетенции государственных органов, совершаются организационные действия (например, проводятся различного рода совещания, конференции, заседания и т.д.); -
правозащитная функция. Осуществляются меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством, а государственных и иных органов – перед гражданами; -
выявление и раскрытие преступлений; -
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; -
организация военной службы; -
обеспечение обороноспособности и военной безопасности государства 11.