Файл: Особенности надзорной функции Банка России (Основные направления надзорной деятельности Банка России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направления банковского регулирования:

  • определение требований для создания, регистрации и получения лицензии для кредитных организаций;
  • регистрация и выдача лицензий;
  • определение нормативов для бухгалтерской отчетности;
  • установка правил осуществления банковской деятельности;
  • валютное регулирование;
  • установка правил для проведения расчетно-кассовых операций.

ЦБ может делать запросы на получение дополнительной информации о деятельности финансовых учреждений по своему усмотрению. Предоставленные сведения являются конфиденциальной информацией. ЦБ РФ уполномочен также определять финансовые нормативы для банков: максимальный размер вкладов в уставный капитал; размеры рисков для заемщиков; ликвидность кредитной организации; размер собственного капитала; минимальный объем резервов; норматив для покупки акций у других юридических лиц.[7]

ЦБ имеет право применять следующие санкции для финансовых организаций в случае нарушений:

  • наложение штрафных санкций до 1% от уставного капитала;
  • требование по смене руководства, реорганизации компании, изменению структуры активов;
  • назначение временной администрации на срок не более полугода;
  • изменение установленных нормативов;
  • запрет на открытие новых отделений;
  • запрет на проведение банковских операций;
  • запрет на осуществление реорганизации компании.

Крайняя мера, которую может выбрать ЦБ, — это отзыв лицензии. Далее финансовая организация будет ликвидирована. Принятие такого решения означает для компании полный запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности.

ЦБ РФ может подать иск о взыскании штрафа в течение шести месяцев после обнаружения нарушений.

Система банковского надзора Регулирование создано для уменьшения банковских рисков. Сюда можно отнести различные инструкции и рекомендации ЦБ, основанные на действующем законодательстве. Надзорные методы включают в себя проверку за соблюдением данных инструкций, например, анализ ежегодных отчетов банка о проведенной деятельности; проведение ревизий представителями ЦБ; внешний и внутренний аудит.

Глава 2. Надзорная деятельность Банка России


2.1 Особенности надзорной деятельности Банка России

Банковская деятельность, как и любая другая экономическая деятельность, нуждается в государственном регулирование и, в частности, в надзоре. Банковский надзор — основной процесс поддержания устойчивости банковской системы методом аналитического исследования кредитных организаций на всех этапах функционирования с применением необходимых мер надзорного реагирования. Органом, осуществляющим банковский надзор в России, является Центральный Банк Российской Федерации.[8]

Нельзя не отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации не имеется конкретизации определения термина «банковский надзор». Анализ научной литературы, а также норм отечественного законодательства отражает отождествление термина «надзор» с такими определениями, как «контроль» и «регулирование». Например, согласно мнению Лаврушина О. И., известного отечественного экономиста, банковский надзор представляет собой особый комплекс мер, непосредственно обеспечивающих законную деятельность коммерческих банков.

По словам вышеуказанного экономиста, функция надзора не выделяется обособленно и входит в состав контрольной функции. В то же время Алиев Б. Х. в своих трудах под банковским надзором понимает определенную систему мер, благодаря которым государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, тем самым предотвращая дестабилизирующие тенденции в совершенствовании всей банковской системы в целом.

В свою очередь, исследователь Пономарев А. А. при изучении вопроса, касающегося определения термина «банковский надзор», придерживается несколько иной точки зрения. Указанный автор рассматривает данный термин как разновидность государственного финансового контроля.

Таким образом, банковский надзор определяется в качестве обязательного звена в замкнутой системе управления финансами государства. В то же время, данное звено дает возможность достигать необходимую для банковской системы стабильность за счет активных действий регулятора, которые в большей мере направлены на соблюдение кредитными организациями нормативных актов Банка России и банковского законодательства.[9]

Например, следует обозначить сформулированное понятие Рождественской Т. Э., которая под банковским надзором понимает особый вид публично-правовой деятельности, основная цель которого направлена на поддержание развития и стабильности банковской системы государства, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков.


Следует поддержать точку зрения Ермакова С. Л., который представляет банковское регулирование как особую систему мер. При этом данные меры дают возможность государству при использовании специальных органов надзора обеспечить безопасное, а также стабильное функционирование всей банковской системы в целом.

Однако указанная система мер предполагает реализацию на основании действующего в настоящее время законодательства процесса формирования и разработки инструкций, правил, а также положений, которые определяют структуру и ведение банковского дела в нашем государстве.

Также следует обозначить сформулированное Ермаковым С. Л. определение банковского надзора, под которым автор понимает определенную систему норм государственного и властного характера. Основная цель данной системы направлена на обеспечение стабильной деятельности банковской системы в общем и целом, а также на защиту интересов непосредственных вкладчиков.

Использование определенных мер воздействия от имени государства является основным инструментом банковского надзора. К подобным мерам следует отнести следующие: государственную регистрацию банковской деятельности, лицензирование банковской деятельности, установление экономических нормативов деятельности кредитных организаций, а также реализацию целого ряда других мер надзорной деятельности.

В результате чего, основываясь на всех выше представленных вариантах определения банковского надзора, следует учитывать, что банковский надзор — это особая система мероприятий, которые направлены на анализ, проверку, мониторинг и оценку всех аспектов работы кредитной организации со стороны специализированного органа власти с целью соблюдения установленных норм, а также правил организации банковской деятельности, которые устанавливаются как самой кредитной организацией, так и Банком России.[10]

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, что подразумевает необходимость банковского надзора за функционированием банковского сектора; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

С позиции жизненного цикла надзорную деятельность Банка России можно подразделить на три этапа:


1) регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;

2) надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

3) регулирование реорганизации или ликвидации кредитных организаций.

Главная цель надзора заключается в поддержании стабильного функционирования банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России не вмешивается в деятельность кредитных организаций, связанную с их текущим состоянием по проведению банковских операций, в том числе кредитном, депозитном и операционном направлениях.[11]

Основными направлениями регулирования и надзора банковской деятельности являются:

  • установление обязательных банковских нормативов, а также установление лимитов по валютной позиции с целью формирования резервов по возможным рискам и потерям;
  • установление нормативов ликвидности для кредитных организаций с целью управления их ликвидностью посредством денежно-кредитных инструментов, в частности операции РЕПО на открытом рынке;
  • поддержание ликвидности коммерческих банков посредством их целевого кредитования со стороны ЦБ;
  • регистрация банков и открытие корреспондентских счетов, а также депонирование на специальных счетах обязательных резервов банковских организаций.

Функции и полномочия Банком России проявляются в координации и контроле деятельности коммерческих банков, которые реализуются на местах через главные территориальные управления, независимо от других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

Осуществление регулирующих и надзорных функций Банком России происходит посредством действующего на постоянной основе органа — Комитета банковского надзора, объединяющего руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Центральный банк РФ постоянно контролирует соблюдение кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, положений нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных регулятором индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.[12]

Эффективность деятельности Банка России как контролирующего органа зависит от проведения комплексного регулирования и надзора на стадии осуществления деятельности кредитной организацией. Регулятор разрабатывает обязательные нормативы, которые регламентированы статьями 62–72 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» и уточнены положениями Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией».


Действующим законодательством предусмотрено как установление порядка надзора за соблюдением нормативов, так и применение Банком России принудительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случае несоблюдения ими норматива. В 2019 г. банковский сектор покинули 38 банков и пять небанковских кредитных организаций (НКО). Лицензии были отозваны у 24 банков и четырех НКО.

С учетом банков с отозванной лицензией, а также ликвидированных (в том числе путем присоединения к другим банкам) число действующих в России кредитных организаций за 12 прошедших месяцев сократилось с 440 до 402.

Причинами отзывов банковских лицензий остается высокорискованная кредитная политика, несоблюдение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведение теневых, сомнительных и/или транзитных операций, проведение схемных сделок для сокрытия реального качества активов и уклонения от выполнения требований регулятора, а также утрата или критическое снижение уровня собственного капитала вследствие неадекватной оценки активов и доначисления резервов по требованию регулятора.[13]

Стоит отметить, что выявленные нарушения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, послужившие основанием для отзыва у кредитных организаций лицензий по соответствующим основаниям, — результат контрольных функций и надзорного реагирования регулятора.

Приведенная статистика является удручающей и может свидетельствовать о нестабильности финансового сектора страны. Для обеспечения стабильности банковского сектора необходима положительная динамика ключевых показателей, характеризующих участие банков в экономике страны. Рост данных показателей во многом зависит от организации банковского регулирования и надзора в стране, его совершенствования и решения, существующих в нем проблем.

Проанализировав ключевые аспекты в осуществлении банковского надзора, значительно осложненных сложившимися экономическими условиями, можно выявить ключевую проблему. Вследствие осложнения функционирования банковской системы и повышения уровня рисков наблюдается тенденция усиления (ужесточения) банковского надзора.

С одной стороны, ужесточение требований к деятельности организаций способствует улучшению проводимых операций и повышению устойчивости банковской сферы в целом, однако, с другой стороны это оказывает отрицательное влияние.