Файл: Анализ картины Ж.Э. Лиотара "Прекрасная шоколадница".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Задачи колорита

Художник считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Изобразить фигуру в белом фартуке на фоне белой стены — это сложная живописная задача, но у Лиотара, в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды, есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в «Шоколаднице» тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов. Лиотар осветил свою модель таким образом, что создал пастель с ровной, безупречной поверхностью и придал своей композиции фарфоровый вид, причем направляющая штрихов видна только в нескольких местах, и в тончайших градациях.

Цветовая гамма картины простая и сдержанная, но в то же время теплая и уютная (рисунок 5), построенная на гармоничном сочетании небольшого количества цветов.

Рисунок 5.

Композиция выполнена на контрасте смежных с дополнительным цветов ( гармония равнобедренного треугольника) - синего (серебристо-сизый тон юбки) и желто-оранжевого (золотисто-охристый цвет корсажа) и красного ( розовый цвет чепчика), как дополнительного цвета для синего и желто-оранжевого.

Главным цветом в композиции является золотистый цвет корсажа. Он словно собирает остальные цвета вокруг себя, являясь магнетическим центром. Обратимся к ассоциациям, возникающим при рассмотрении картины: утро, завтрак, запах какао, запах выпечки, тепло, уют, нежность, чистота, дом, накрахмаленный передник, аккуратность, благородность, собранность, покорность. Эти ассоциации возникают при данных основных цветах композиции: розовый цвет чепчика с белым кружевом, золотистый цвет корсажа, серебристо-сизый цвет юбки, поднос цвета умбры. Схема этой гармонии – см. Приложение 9.1

Сделаем предположение, что в процессе создания картины автор выбирал все возможные сочетания основных цветов, участвующих в композиции и остановился на самом лучшем. Рассмотрим один из таких возможных пробных вариантов гармонии цветов. (Рисунок 6, Приложение 9.2) Лиотар очень часто использует ярко-синий цвет в своих работах. Этот цвет очень активный и притягательный. И ярко-синий корсаж мог бы иметь место. Но если присмотреться, такое сочетание цветов более жесткое, и уже не возникает ассоциация нежность. Корсаж стал холодного оттенка и это уже не может ассоциироваться с теплом, которым наделен цвет золотистой охры в подлиннике. Уже нету того магнетизма. Пропало ощущение целостности композиции. Уже не виден тот белоснежный воротник, как на золотистой одежде. "Шоколадница" стала более холодная и менее нежная, отдаленная от зрителя, немного неприступная и более официальная. Возможно, что такое сочетание цветов допустимо для вечера, но уже точно - это не утреннее сочетание.


Отсюда делаем вывод: восприятие картины меняется с изменением цветовой гармонии. Следовательно, художник выбрал самые подходящие гармоничные цвета, которые отображают замысел автора. Именно эти сочетания цветов сделали эту картину популярной и любимой многими почитателями живописи.

Рисунок 6.

2.5 Передача материальности живописными средствами.

В своём «Трактате о принципах и правилах живописи» Лиотар заявил о неприятии видимых штрихов пастели, аргументируя тем, что «они не встречаются в природе». Чтобы достичь «эффекта эмали», Лиотар втирал пастель глубоко в поверхность, используя саму палочку, а не специальный стержень. Это меняло отражательную способность материала по сравнению с более лёгким нанесением, и – особенно в сочетании со светимостью пергамента – придавало его работам особенный внешний вид.

Несмотря на сдержанную цветовую гамму картины, автор делает упор на разную фактуру материалов: парчовая юбка, атласный корсаж, белые кружева головного убора, хлопковый накрахмаленный передник, глянцевый поднос (рисунок 7), атласный чепчик (рисунок 8), блестящая серебряная подставка под чашку, стеклянный стакан, матовая нежная бархатистая кожа девушки, белый воротник с атласными полосками - и все эти фактуры выполнены единственным материалом - пастелью. Каждая складка одежды выверена композиционно, гармонично и пропорционально к общему объему фигуры. Материалы изображены со сверхточностью и фотореалистичностью. Автор специально показал фактуру юбки неразглаженной, чтобы подчеркнуть её материал. Можно представить, как смотрелась бы картина, если бы художник изобразил идеально-выглаженную блестящую юбку. В этом случае картина потеряла бы ту привлекательность, которую мы можем видеть на подлиннике.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

На основе данных композиционного и колористического анализа выполнена копия картины «Прекрасная шоколадница» в гуаше. (см. Приложение 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лиотар вошел в историю как виртуоз пастели, умевший передавать мягкость бархата, гладкость шелка, узоры кружева и фарфоровый блеск. Также он прославился как выдающийся колорист. За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов , жанровых сцен и натюрмортов. Творчество этого художника с трудом вписывается в традиции XVIII века, ведь он был равнодушен к модным течениям. В отличие от Мориса Кантена де Латура, Лиотар не создал школу или движение. Другие художники, возможно, реагировали на его творчество, но редко следовали ему (не считая бесчисленного количества копиистов). Тем выше ценность уникальных работ Лиотара, благодаря которым мы можем лучше понять его эпоху. Правдоподобное, фотографическое изображение людей и предметов, которое некоторые знатоки критиковали, в наше время является документальным отображением эпохи и людей. Именно по картинам художников мы можем изучать историческую эпоху. А у Лиотара это блестяще получилось.


В 1770 году Иоганн Каспар Фюссли (1706-1782) – швейцарский художник-портретист в своем рассказе о лучших художниках в Швейцарии безоговорочно восхваляет Женевского пастеллиста: «Я не знаю ни одного художника, который отражает природу так правдиво, и при этом так мало украшает как Лиотар.» Таким образом, мастерством художника в картине "Прекрасная шоколадница" является то, что минимумом колористических средств автор добился максимума результата. И высшей оценкой работы художника можно назвать то, что невозможно оторвать взгляд от картины, интерес к ней не пропадает до сих пор, и хочется изучать все детали картины снова и снова. Картина "Прекрасная шоколадница" оказалась самой часто копируемой из всех работ автора.

4 Приложения

Приложение 1

Ж-Э.Лиотар. Автопортрет. 1744. Пастель

Приложение 2

Морис Кантен де Латур. Автопортрет. 1750. Пастель

Приложение 3

Ж-Э.Лиотар. Натюрморт с чайным сервизом. 1783. Пастель

Приложение 4

Ж-Э.Лиотар. Портрет Марии Терезии. 1745. Пастель

Приложение 5

Ж-Э.Лиотар. Портрет Фредерики-Марии ван Ред Атлон. 1756

Приложение 6

Ж-Э.Лиотар. Портрет Дж. Де Теллюссон-Плойар. 1760

Приложение 7

Ж-Э.Лиотар. Мария-Аделаида Французская в турецком костюме. 1753

Приложение 8

Ж-Э.Лиотар. Голландская девушка за завтраком. 1782

Приложение 9

Цветовой круг Иттена - основные цвета композиции.

Синий - цвет юбки

Оранжево-желтый - цвет корсажа

Красный - цвет чепчика

  1. Цветовой круг Иттена - предполагаемый вариант основных цветов композиции.

Красно-оранжевый - цвет юбки

Синий - цвет корсажа

Желто-зеленый - цвет чепчика

Приложение 10.

Копия картины " Прекрасная шоколадница" (гуашь)