Файл: Маркировка и упаковка товаров значимость и пути её улучшения (на примере молочных консервов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вступление России в цивилизованный рынок поставило перед российскими предпринимателями задачу увеличить объемы продаж товаров за счет предложения покупателям качественного сертифицированного товара и сопровождающих его услуг. Насыщение рынка товарами, увеличение ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю часто трудно разобраться в этом товарном разнообразии, сделать достойный выбор достаточной и правдивой информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Быстрое наступившее товарное изобилие заставляет всех нас более тщательно подходить к товару, изучать его свойства и потребительские характеристики, более тщательно рассматривать его, вчитываясь в ту небольшую и не всегда понятную информацию, которую можно было извлечь из упаковки. Поэтому упаковка должна содержать в себе полную информацию о товаре и быть запоминающейся для покупателей.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий, жесточайшей конкуренции, упаковка признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре. Сохранение продовольственных товаров = это важная задача. Необходимо не только произвести в достаточном количестве высококачественную продукцию, но и довести её до потребителя с минимальными количественными и качественными потерями.

Целью курсовой работы является анализ и изучение упаковочных материалов, способов маркировки и упаковки, значимость и пути её улучшения (на примере молочных консервов – сгущенное молоко). Цель изучить теоретические основы обеспечения сохраняемости продовольственных товаров и оценка маркировки и упаковки образцов продукции.

Задачами данной курсовой работы являются:

- Дать понятие маркировки и упаковки товаров;

- Изучить функции маркировки и упаковки;

- Проанализировать сгущенное молоко и на основании этого сформировать правила упаковки и маркировки.

Объектом исследования является Закрытое акционерное общество «Алексеевский молочно-консервный комбинат». Объектом исследования являются образцы молочных консервов – сгущенное молоко с сахаром.

Предметом исследования является упаковка и маркировка исследуемых образцов.


Глава 1. Теоретические основы обеспечения сохраняемости продовольственных товаров

1.1 Упаковка и маркировка как основные факторы, сохраняющие качества молочных продуктов

Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар, упаковку или тару для их опознания и указания способов перевозки и хранения согласно стандартам.

Большое значение сегодня приобретают такие маркировочные знаки, как торговая марка, штриховое кодирование, знаки, защищающие товар от подделки.

Торговая марка основывается на товарном знаке, но может иметь дополнительные признаки или качества, способствующие продвижению на рынок.

Торговая марка – это разновидность товарного знака, отличительный знак, который торговые предприятия вправе размещать на реализуемых ими товарах, изготовленных по их заказу.[1] Понятие «товарный знак» имеет юридическое значение. Оно определено Законом РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров».[2]

Различают индивидуальные и коллективные торговые марки и товарные знаки. Индивидуальный знак регистрируется на имя отдельного физического или юридического лица, а коллективный может быть зарегистрирован объединением предприятий, союзом, хозяйственной ассоциацией, т.е. принадлежать любому добровольному объединению предприятий. Порядок регистрации и использования торговой марки тот же, что и товарного знака.

Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

Одним из элементов маркировки, упаковки, который требуется для поставки в крупные торговые сети и ведения учета движения товара на предприятии, является штрих-код.

Штрих-код – это изображение, которое наносится с целью автоматизации учета информации о товарах, которое позволяет их идентифицировать, а также уменьшить время на обработку данных (рис. 1). [3]

В штрих-коде первые три цифры обозначают код страны, следующие четыре цифры код изготовителя, четыре цифры код товара и последние две характеризуют контроль товара.


Рис. 1. Пример штрихового кода

По штрих-коду маркировки в программе должны отображаться следующие сведения:

- Страна производитель;

- Фирма изготовитель, поставщик;

- Дата изготовления;

- Срок годности;

- Свойства и составляющие продукта;

- Особенности эксплуатации в климатических условиях.

Маркировка товаров должна быть:

- Унифицирована;

- Любой желающий может получить необходимую информацию

- Коммерческая информация, связанная с оборотом товаров, которая находится под контролем государства.

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес в маркировке приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший на коммерческую. Основополагающая товарная информация – это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

- Идентифицирующая. Эта функция маркировки обусловлена установление соответствия наименования товара, который указан в сопроводительных документах. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.[4]

- Эмоциональная и мотивационная. Функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющая тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителей положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.[5]

Виды маркировки.

Виды и носители маркировки. Различают производственную и торговую маркировку.

Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки (это этикетка, которая наклеивается возле горлышка бутылки и содержит какое-либо уточнение или пояснение относительно качества напитка), вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клеймо (это знак на изделии, товаре, который указывает на их сорт и название предприятия, фирмы, где они сделаны), штампы и другие. Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие требования для товаров, работ, услуг информации. Кроме того, для маркировки как для средства доведения информации до покупателей предъявляются особенные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; достоверность (приведенные на маркировке сведения не должны вводить потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения).


Этикетки наносятся типографическим или иным другим способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, которые приклеивается или прикладывается к товару. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству сведения о товаре. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты. Кольеретки применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками вместе с основной этикеткой. На кольяретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. На кольеретках иногда вообще отсутствует информация.

Вкладыши – это разновидность этикеток, которые отличаются от них направленностью товарной информации, которые предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, и изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь функциональное значение, после устранения выявленных дефектов. Потом вкладыш приобретает дополнительные функции такие как рекламного листка, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств, наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: печенья, конфет, пряников; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, цену, дату выпуска, сорт и такие данные, которые идентифицируют товар. Они могут содержать фирменные, товарные знаки и другие обозначения. На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указывается артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарные знаки и другие необходимые условные обозначения.

Бирки – это наклейки, подвески или приложения к товару, характеризующиеся небольшой информационной базой, ограничивающиеся перечнем сведений и не содержащие рисунков.[6] Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень короткими, указывая только наименование: либо на фабричную марку, либо только на название фирмы изготовителя.

Контрольные ленты – носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте, предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.[7] Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.


Клейма и штампы – это носители информации, которые предназначены для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной фирмы. Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов клеймение является обязательным.

Клеймят мясные туши и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются редко.

Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.[8] Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей с информацией о товаре.

Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.

Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов:

- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Правилами продажи отдельных видов товаров «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт РФ. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»;

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»;

- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ;

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;

- ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

В структуре маркировки обычно принято выделять три основных элемента: