Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочнная |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Понятие и структура рыночной экономики»
Группа ММ20ГУ161
Студент
В.Ю.Вирченко
Преподаватель
Е.Г.Ефимова
МОСКВА 2023г.
Понятие и структура рыночной экономики
-
Понятие
Рыночная экономика-это экономическая система, при которой ценообразование и большинство экономических решений основываются на взаимодействии клиентов и предприятий, путём добровольных сделок согласно законам спроса и предложения.
-
Признаки
Рыночную экономику можно узнать по следующим признакам:
-
экономическая свобода граждан; -
неприкасаемость частной собственности; -
устойчивость национальной денежной единицы; -
эластичность и колебание цен, но это происходит относительно стабильно; -
разнообразная экономическая деятельность на рынке; -
лишь рынок определяет спрос и предложение; -
на рынке частные организации играют главную роль, а государство — второстепенную; -
самый главный потребитель — это не государство, а население, т. к. основной капитал находится у людей; -
распределение капитала за товары/услуги происходит без принуждения; -
конкуренция на рынке определяет какие фирмы прибыльны, а какие нет (и поэтому они закрывают свою деятельность); -
несуществование монополий
-
Особенности рыночной экономики
Особенности:
-
свобода выбора — где производить, кому продавать и у кого покупать на свободном рынке; люди и предприятия ограничены лишь ценами / капиталом в их наличии; -
разные виды частной собственности — можно заключить сделку на покупку, продажу или аренду; -
существование конкуренции — помогает эффективно распределять товары/услуги и заставляет удерживать цены на низком уровне; -
рыночная система ценообразования — цены изменяются в соответствии с законами спроса и предложения; -
личные интересы как мотивация — каждый пытается купить подешевле и продать подороже; -
ограниченная роль правительства — правительство может защитить рынки, может гарантировать, что никто ими не манипулирует или наказывать монополии.
-
Структура рыночной экономики
Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в
соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев:
-
экономическое назначение элементов; -
территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков; -
отрасли формирования купли-продажи; -
тип конкуренции;
-
соотношение спроса и предложения; -
характер продаж; -
соответствие действующему законодательству; -
степень зрелости рыночных отношений.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора:
-
рынок товаров и услуг, -
рынок рабочей силы, -
денежный рынок
Рынок товаров и услуг, в свою очередь, включает рынки:
-
предметов потребления; -
услуг (производственного и непроизводственного назначения); -
средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.); -
информации и научно-технических разработок; -
технологий и ноу-хау; -
проектных и подрядных работ; военной продукции и др.
Рынок труда включает:
-
биржи труда -
систему переподготовки рабочей силы и др.
Денежный рынок охватывает:
-
рынок денег (собственно денежный рынок) -
финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой) -
валютный рынок
По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки:
-
местный (в пределах микрорайона, города, села) -
региональный -
национальный (внутренний) -
мировой (внешний)
В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.
По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на
рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца.
Рынок покупателя — ситуация на рынке, когда предложение производителей и цродавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.
Рынок продавца — ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение.
По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).
По степени зрелости рыночных отношений различают развитой рынок и неразвитой (формирующийся)