Файл: Особенности социальноэкономического и политического развития россии в начале 20 века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На Путиловском заводе 18февраля состоялась самая масштабная забастовка рабочих. Они отказались выходить на работу, их начали поддерживать другие. В наказание администрация распустила всех и 36 тысяч человек остались безработными.
23 февраля на улицы Петрограда вышли уволенные рабочие, голодные женщины из хвостов, с лозунгами«Мира!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!». Ко второму марту количество бастующих составило 394 тысяч человек. События февраля разворачивались стихийно. Их можно сравнить с « эффектом домино». Одно непременно следовало за другим. К рабочим начали присоединяться солдаты. Ко второму марта количество восставших солдат составило 170 тысяч человек. Теперь ни у кого нет сомнения, что началась именно революция.
Николай II бежит в Царское село, распустив Думу. Генералы М.В. Алексеев и Н.В. Рузский взяли его фактически под домашний арест. На пороге в столицу задерживают поезд и депутатыА.И. Гучков и В.В. Шульгин требуют у царя отречения от престола. Николай отрекается в пользу своего брата Михаила, но тот тоже отказывается от престола. В результате этого появляются два органа временной власти: Временный комитет Государственной думы во главе с Родзянко и Совет рабочих депутатов (Петросовет) во главе с Троцким. Первый представлял собой мозг правительства, второй силу.
Временное правительство переживает несколько кризисов:апрельский, июльский кризис, а так же корниловский мятеж, целью которого было установить военную диктатуру. Все это решительно подрывает авторитет временного правительства.
Ленин во главе партии большевиков пришел к выводу о необходимости свержения временного правительства и захвата власти. 12октября при Петросовете был создан Петроградский военно-революционный комитет. Это был легальный штаб восстания. Смольный институт стал центром подготовки восстания. Подготовка приходила в тайне. Но есть такие версии, что в своей газете М. Горький «Новая жизнь» опубликовал важное заявление откуда, по видимому, пошел слух о большевистском восстании. Ленин назвала этот поступок предательством, но подготовку не прервал.
Временное правительство и командование Петроградского гарнизона решили нанести удар полшестого утра 24 октября.
Была разгромлена редакция большевицкой газеты «Рабочий путь». Как только это случилось, в Смольном собрались большевики на Чрезвычайное заседание, где было решено начать сопротивление антиреволюционным силам. Были мобилизованы вооружённые рабочие, воинские части приведены в боевую готовность, установлен контроль над всеми вокзалами, мостами, без единого выстрела взят Центральный телеграф. Вечером 21:40 25 октября 1917 с крейсера «Аврора»был сделан холостой выстрел, что означало сигнал к штурму Белого дворца. Революция победила. Дворец пал.
Серебряный век русской культуры
Серебряный век русской культуры продолжается менее четверти века: 1900 - 1922 гг.
Значимость этого периода заключается в том, что русская культура – пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.
К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цветаева (1892 - 1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б.Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898 - 1924).
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.
Серебряный век включает два главных духовных явления:русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем «богоискательства»; русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.
Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоятельное явление. Включение его в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.
Русский модернизм составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли.
С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть «искусством для искусства», «чистым» искусством. Его назначение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма.Он имел своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А.С. Пушкин – родоначальник русской классической словесности. Модерн наиболее полно представлен художественным объединением. «Мир искусства», которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягеливым (1872 - 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).
Символизм включал два поколения поэтов: первое – Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Они рассматривают искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В.Я. Брюсов был убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому; второе поколение– А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм престает быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания. Вместе с тем было ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного.
Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе «Русь», «Скифы», «Родина». Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции, и видя ее разрушительный характер, А. Блок выдвигает в поэме «Двенадцать» свое решение проблемы. Он предполагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не «отменять» ее – это невозможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем самым «очеловечить» ее.
Акмеизм (от греч. «акмэ» – высшая степень расцвета) представляют прежде всего три имени: Н.С. Гумилев (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889 - 1966). Он возник как поэтическое объединение «Цех поэтов» (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была «Академия стиха». Сторонники акмеизма отвергли неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма.
Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.