Файл: Задача сентиментальных произведений заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.ppt
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Сентиментализм – направление в литературе и искусстве
(от франц.sentiment – «чувство»)
Основная тематика Основные жанры
Идейная основа сентиментализма
протест против испорченности аристократического общества
Основные черты сентиментализма
Особенности русского сентиментализма
Представители сентиментализма в России.
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году.
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
письменно ответить на вопросы:
Письменно ответить на вопросы:
1. Был ли счастлив Эраст? Почему?
2. Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
3. Ваше отношение к Лизе? Почему все кончилось именно таким образом?
Сентиментализм – направление в литературе и искусстве
второй половины 18 в.
(от франц.sentiment – «чувство»)
Задача сентиментальных произведений – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- направление в литературе и искусстве 18 века.
- От английского sentimental – чувствительный,
франц. sentiment –
чувство.
В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.
Работа с полотном
Ф. Рокотов
«Портрет Екатерины II»
В. Боровиковский «Екатерина II»
Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество.
Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию.
Основная тематика Основные жанры
- любовная
- сентиментальная повесть;
- путешествие;
- путевые заметки;
- идиллия (небольшое стихотворение на тему сельской жизни);
- пастораль (жанр, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь);
- эпистолярный жанр (роман в письмах);
- дневники.
Идейная основа сентиментализма
протест против испорченности аристократического общества
Принципы сентиментализма.
1. Исходит не из культа разума, а из культа чувства.
2. Изображение частной жизни частного человека (т.е.любовь, сердечные, душевные переживания). Объект - простой человек.
3. Человек понимается как личность. Личностью становится тот, у кого высокие идеальные устремления (а значит пристальное внимание к внутреннему миру человека).
4. В произведениях нет грубых просторечных слов. Ориентир - язык культурного общества. Привносится повышенный элемент чувствительности, а для передачи особых чувств нужен особый язык.
Основные черты сентиментализма
- человеческая личность представлена в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
- идеализация патриархального* быта;
- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Основные черты сентиментализма:
- Уход от прямолинейности классицизма.
- Подчеркнутая субъективность подхода к миру.
- Культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности.
- Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
- Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
Особенности русского сентиментализма
- сильная дидактическая (нравоучительная установка);
- выраженный просветительский характер;
- активное совершенствование литературного языка путем введения в него разговорных форм.
Представители сентиментализма в России.
- А.Н.Радищев
- В.А.Жуковский
- Н.М.Карамзин
Основная идея сентиментализма
- Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
- Идиллия (толковый словарь) – безмятежно-мирная, счастливая жизнь.
- Деревня - символ естественной жизни, нравственной чистоты
- Город -
- Противопоставление деревни и города
символ зла, неестественной жизни
Классицизм | Линия сравнения | Сентиментализм |
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума | Основная идея | Стремление представить человеческую личность в движениях души |
Гражданская , общественная | Основная тематика | Любовная |
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность | Герои и характеры | Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям |
Вспомогательная, условная | Роль пейзажа | Средство психологической характеристики героев |
Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира | Основные жанры | Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия |
Сравнительная таблица
Карамзин
Николай Михайлович
(1766 – 1826)
Военная служба
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Путешествие
по Европе
История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году.
«Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентиментализма. Именно в ней зарождается
признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни монастыря».
Симонов монастырь
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Москва-река
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Данилов монастырь
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Воробьёвы горы
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Село Коломенское
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Роль пейзажа в повести
- Рассказчик является полноценным героем повести.
- Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
- Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Образ повествователя в повести
«Золушка»
«Повесть о Петре
и Февронии Муромских»
«Барышня-крестьянка»
Шарль Перро
А.С.Пушкин
Ермолай-Еразм
Тема любви и
социального неравенства
бедная
Социальное положение
небогатая, живущая в бедности
Отношение автора
несчастная, горемычная, её жалко
Социальный статус героини
Лиза | Эраст |
Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. | Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… |
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Сопоставление героев
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
богатая вдова
подружка Анюта
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Мотив белизны, чистоты и свежести
Лиза
трудолюбивая
кормилица
Божеская милость
отрада старости
милая
любезная
нежная
Лиза
любила матушку
трудолюбивая
самоотверженная
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
прелестная
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
Мотив денег
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Сцена расставания героев
Причины самоубийства Лизы
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
Легкомыслие Эраста
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
- основоположник русского сентиментализма, КАРАМЗИН создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа.
- Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества.
- Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества.
- Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.
- Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.
- Одним из самых значимых явлений русского сентиментализма восемнадцатого века является произведение А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"(1790).
- Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества.
- Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.
- Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.