Файл: Планирование и прогнозирование как элемент управления социальноэкономической системой.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Бюджетное планирование и прогнозирование

Тема: Планирование и прогнозирование как элемент управления социально-экономической системой

ВОПРОСЫ:

1. Понятие бюджета и бюджетной политики

• бюджетную систему страны;

• административные органы;

• правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;

• систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета

• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

• механизм расходования бюджетных средств;

• механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов

• бюджетное планирование;

• бюджетное прогнозирование;

• бюджетный контроль и т.д.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ

2. Бюджет как часть финансового планирования в РФ

Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики

3. Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования

Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

Основными методами планирования бюджетных расходов являются:

Нормы могут быть:

Нормы могут быть:

Нормы могут быть:

Нормы могут быть:

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

Бюджетная система РФ основана на принципах:

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

Принцип прозрачности (открытости) означает:

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Бюджетное планирование и прогнозирование


Уксуменко Алёна Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент

Тема: Планирование и прогнозирование как элемент управления социально-экономической системой

ВОПРОСЫ:

  • Понятие бюджета и бюджетной политики
  • Бюджет как часть финансового планирования в РФ
  • Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования
  • Принципы бюджетной системы РФ
  • Бюджетное планирование и его стадии

1. Понятие бюджета и бюджетной политики

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

• бюджетную систему страны;

• административные органы;

• правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;

• систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета

• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

• механизм расходования бюджетных средств;

• механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов

• бюджетное планирование;

• бюджетное прогнозирование;

• бюджетный контроль и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения стоимости, - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены далее Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения

В ранее действовавшем федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как:
«организация бюджетной системы и принципы ее построения»
  • первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят - 85 бюджетов, из них: 22 республиканских бюджета, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджета автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ

Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы

2. Бюджет как часть финансового планирования в РФ

Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики

  • определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
  • определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
  • выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
  • расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
  • бюджетное регулирование;
  • государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета

3. Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования

Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года на основе показателей бюджета. С перспективным финансовым планированием и сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

  • Метод экстраполяции - составление перспективы, исходя из практики предшествующих периодов. Однако данный метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.
  • Метод экспертных оценок - прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Основным недостатком является субъективизм

Основными методами планирования бюджетных расходов являются:

  • Программно-целевой - заключается в системном планировании предоставления бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы.
  • Нормативный - используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными и нормативными актами

Нормы могут быть:

Нормы могут быть:

  • денежным выражением натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.),
  • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
  • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально - финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т, д.)

Нормы могут быть:

Нормы могут быть:

  • обязательными (устанавливаются Правительством или территориальными органами власти);
  • факультaтивными (устанавливаются ведомствами)

  • пpocтыми (для отдельных видов расходов);
  • укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом)
  • индивидуальными - составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
  • общими - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
  • на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т: д.);
  • сводными - объединяют и индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы
Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджет ной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
означает закрепление в соответствии с законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс, предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств в форме межбюджетных трансфертов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; определять формы и направления расходования средств бюджетов;
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ;
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями