Файл: Правонарушения в сфере эмиссии и обращения криптовалют.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 460
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача цифрового права есть, чтобы в быстром времени разработать регулирование цифровых отношений, которые основанные на принципах дискретности и нелинейности развития, гибкости и оперативности, возможности замены тех или иных регуляторов, в том числе и правовых для конкретных отношений.
Последний признак шестой – особый правовой режим объектов цифрового права. Индивидуальная направленность регулирования и обособления каждого из объектов цифровых правоотношений в рамках собственного уникального правового режима связывается как с особым набором приемов, способов и средств регулирования соответствующих отношений, так и техническими, организационными и иными средствами, которые используются в данном процессе9.
Правовой режим цифровых объектов предполагает включение в каждом конкретном случае уникальных средств не только правовой, но и технической, организационной, биологической и иной природы. Так, технологии на основе искусственного интеллекта основываются на особенностях человеческого мышления и биопсихосоциальных механизмах его функционирования.
Любые вопросы регулирования использования цифровых технологий в генетических исследованиях основываются на значительном количестве этических регуляторов, действующих в сфере генетических исследований. Все цифровые технологии созданы на большом количестве технических и организационных норм, которые в той или иной форме либо трансформируются в правовые нормы, либо закрепляются как обязательные для выполнения.
На сегодняшний день цифровые правоотношения представляют собой большой круг разно-отраслевых правоотношений, формирующихся посредством появления новых правовых норм, регулирующих использование цифровых данных и цифровых технологий.
Из всего выше сказанного можно отметить. Цифровые правоотношения можно рассматривать как урегулированные правом отношения по использованию данных в цифровом виде, а также результатов анализа данных и результатов обработки и использования таких данных в различных сферах общественной жизни с использованием цифровых технологий.
1.2 ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЦИФРОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В соответствии ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
10.
По основанию принадлежности законодатель выделил:
- информационные системы государственные, которые включают федеральные и региональные информационные системы, они построенные на основании ФЗ, законов субъектов РФ, правовых актов государственных органов;
- информационные системы муниципальные, которые созданы на основании решения органа местного самоуправления;
- иные информационные системы.
Из выше приведенных информационных систем образуют три самостоятельные, но взаимодействующие между собой составляющие:
– та информация, которая, прежде всего, содержится в базах данных;
– информационные технологии, которые представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
–средства технические, которые включают средства связи.
Из указанных составляющих самой важной считаются информационные технологии, можно точнее это - технология блокчейн. Блокчейн – как фундамент, на котором покоится система размещения многообразных цифровых ресурсов11.
Взаимодействие выше показанных составляющих устанавливается правилами той либо иной системы в информации.
Так, особенности эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем смогут вводиться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, и органов местного самоуправления, которые принимают все решения о образовании таких информационных систем.
Указанные нормативные документы содержат нормативные предписания, которые регулируют преимущественно организационные отношения, складывающиеся на началах власти и подчинения, и, соответственно, не касаются цифровых отношений в их гражданско-правовом понимании.
Для примера служит государственная информационная система, которая сможет служить информационной системой топливно-энергетического комплекса, отношения по созданию и эксплуатации которой урегулированы Федеральным законом «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»12.
Правила информационной системы, в которой определяются условия осуществления цифровых прав, не могут обходить методы регулирования, характерные для отношений, складывающихся на началах равенства их участников.
Так, в соответствии ч. 7 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не допускается эксплуатация информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности13.
В качестве таковых в информационных системах доминируют программы для ЭВМ и базы данных, отношения в сфере правовой охраны и использования которых регулируются нормами гражданского права. При этом законодатель, характеризуя цифровое право (цифровое правоотношение) как обязательственное (п. 1 ст. 141.1 ГК РФ) и носящее имущественный характер (ст. 128 ГК РФ), дает возможность определить, к какому виду правоотношений в пределах гражданского права оно относится14.
Как обязательственное цифровое правоотношение реализуется посредством определенных активных действий обязанного лица, направленных на удовлетворение интереса управомоченного лица, наделенного юридически обеспеченной возможностью требовать совершения указанных действий.
Будучи одновременно имущественным, цифровое правоотношение реализуется посредством действий его участников, осуществляемых по поводу различного вида имуществ и связанных с обеспечением их перехода в рамках конкретного обязательства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «цифровое правоотношение» является собирательным, поскольку может выступать под различными масками, определяющими ту либо иную его видовую принадлежность.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТ
2.1 КРИПТОВАЛЮТА КАК ПРЕДМЕТ И СРЕДСТВО СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Цифровые технологии — неотъемлемая часть жизни современного человека. Развитие технологий происходит столь стремительно, что право не всегда успевает оперативно реагировать на появление новых предметов, инвестиционных инструментов, технологических решений.
Подобная ситуация сложилась и с криптовалю-той: криптовалюта объективно существует, но ее правовое регулирование отсутствует. На сегодняшний день в литературе тему правового регулирования криптовалют можно считать одной из самых популярных.
Как справедливо отмечают исследователи, нельзя говорить о том, что в отсутствие четкого законодательного определения правового статуса криптовалюты на территории РФ она не является объектом гражданских прав или необоротоспособна. Реальность такова, что криптовалюты могут свободно отчуждаться, переходить от одного лица к другому, причем в силу их свойств даже вне зависимости от того, будут ли они запрещены или ограничены в обороте15
Полагаем, что вопрос о правовом регулировании гражданско-правового оборота криптовалют и вопрос о них как о предмете или средстве совершения преступлений должны решаться автономно, не подменяя друг друга и не ставя во взаимную зависимость. Для целей уголовного права необходимо адаптировать действующий инструментарий для эффективного и оперативного реагирования на совершенные преступления, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Кроме того, сложно не согласиться с мнением В.В. Хилюты о том, что уголовное право охраняет фактически сложившиеся общественные отношения независимо от того, успели ли цивилисты придумать для них соответствующие конструкции16.
Анализ проблемы позволяет прийти к выводу о том, что криптовалюта может рассматриваться как средство или предмет совершения преступлений.
Рассмотрим криптовалюту как средство совершения преступления. Владение и распоряжение криптовалютами являются анонимным процессом, исключающим идентификацию личности, как следствие, «цифровые деньги» используют для приобретения запрещенных или ограниченных в обороте предметов, таких как оружие, боеприпасы, наркотические и психотропные вещества. Подобные виртуальные «магазины» уже неоднократно становились предметом исследования как российских, так и зарубежных криминологов.
Криптовалюта также может стать средством совершения преступлений террористической направленности, в частности преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, преступлений против здоровья населения и общественной нравственности и иных17.
Было бы неразумным отрицать такой подход, основываясь только на том, что правовой статус криптовалют не определен. Полагаем, что не имеет значения характеристика инструмента, которым лицо финансировало совершение преступлений террористической направленности, за счет которого приобретало наркотические средства и т.д., важен результат, который закреплен в конкретном составе преступления.
Биржи криптовалюты также могут стать средством совершения преступлений, предметом которых выступает криптовалюта.
Дело в том, что биткоин — один из видов криптовалют, помимо которого существуют и другие, например лайткоин, Ethereum, Ripple. Распространенным случаем является сговор трейдеров, чтобы убедить сторонних инвесторов в том, что рост определенной монеты оправдан и продолжится в будущем, для чего используются в том числе средства массовой информации.
По достижении монетой определенной цены участники манипуляции продают купленные заранее свои и прекращают распространение информации, в результате чего цена быстро возвращается к начальному уровню, а лица, которые под влиянием такого рода информации приобрели данный вид криптовалюты, несут финансовые убытки.
Подобные действия в отношении валют образуют состав преступления, предусмотренный ст. 185.3 УК РФ18. Полагаем, что необходимо и манипуляции с криптовалютой признавать преступными. На сегодняшний день без должного правового регулирования данное деяние крайне затруднительно отнести к объективной стороне состава преступления, предусмотренного ст. 185.3 УК РФ, однако не признавать его причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, предусмотренным ст. 165 УК РФ, оснований нет.
При легализации имущества, приобретенного преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ), криптовалюта выступает в качестве средства совершения преступления19. Аналогичная ситуация имеет место и при уклонении от уплаты налогов.
В каждом из перечисленных случаев крип-товалюта используется либо для непосредственного достижения преступного результата (например, при приобретении запрещенных предметов), либо для облегчения совершения преступления. Зачастую имеет место так называемая трансформация: за счет денежных средств, полученных преступным путем, приобретается криптовалюта, которая в дальнейшем вполне легально на обменных биржах меняется на чистые деньги.