Файл: Новая экономика экономика, основанная на информации и знаниях. (Knowledge economy).ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НОВАЯ ЭКОНОМИКА – ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЯХ. (KNOWLEDGE ECONOMY)


Экономика знаний
(Knowledge-based Economy)
Выполнил: Куренков Виктор Евгеньевич

Определение «Экономика знаний»


Определение «Экономика знаний»
Характеристики экономики знаний
Измерение экономики знаний
Отдельные показатели развития экономики знаний
Инновационная экономика: НИС и ГИС

Формирование экономики знаний


Стратегическое развитие различных стран неразрывно связано с формированием экономики знаний
Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.
Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

Теории развития современного общества


‑ постиндустриальная экономика - новая экономика
‑ информационная экономика - цифровая инновационная экономика ‑ сетевая
Интернет-экономика - виртуальная концепция экономики, основанной на знаниях.
Общими чертами этих концепций являются:
акцентируют внимание на новых качествах современного общества;
каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции;
оперируют такими категориями, как «информация», «знания», «инновации», «сеть», «Интернет» и т.п.

Характеристики экономики знаний

Формирование новой экономики


Стратегическое развитие различных стран неразрывно связано с формированием новой экономики
Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.

Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.


В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:
‑ знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;
‑ все большую независимость от труда получает производство;
‑ роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.
В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Происхождение термина "экономика знаний"


термин стал общеупотребительным с 90-х годов прошлого века введен в оборот профессором Фрицем Махлупом в 1962 году в значении «сектор экономики», в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими.
Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста (Питер Друкер)

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ


СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗДАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
A knowledge economy is one where organizations and people acquire, create, disseminate, and use knowledge more effectively for greater economic and social development.


(Всемирный банк)

Определение «экономики знаний»


британская организация "The Work Foundation" начала в апреле 2006 года программу по изучению термина «knowledge economy» («экономика знаний»), рассчитанную на 3 года, ценой 1,5 миллионов фунтов стерлингов.
Цель проекта - определить суть термина, сделать практические выводы, которые позволили бы сделать более эффективной экономику как стран, так и отдельно взятых предприятий .

Базовые характеристики экономики знаний


Знание становится одним из факторов производства
Знание становится полноценным товаром ( а не человек, наделенный знаниями, не техника, в которую вложены знания)
Практически любой товар несет в себе уникальные знания (для создания нового товара используются уникальные знания, воплощаемые в нем)

Основные черты «экономике знаний»


основным продуктом является не товар, а услуга базовыми являются отрасли, не

опирающиеся на физическую инфраструктуру
    она в значительной мере использует информационные ресурсы

    «экономика знаний» требует специальных знаний

    «экономика знаний» предполагает повышенный интеллектуальный уровень населения

    развитие промышленных отраслей не противоречит «экономике знаний»

      Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах.

    «экономика знаний» не наносит вреда экологии.

Значение «Экономики знаний»


производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах
    Главное в экономике, основанной на знаниях, – не столько создать новое знание, сколько использовать его продуктивно. В связи с этим критически возрастает значение обучения

    На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, образовании, подготовке кадров, организации производства приходится от 70 до 85% прироста ВВП (по подсчетам С.Ю.Глазьева)
    среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники

Знания – фактор экономического роста


Из четырех факторов в современной экономике решающим признается научно-технологический
Первоначально считался экзогенным
В СССР использовался при анализе и прогнозе развития отечественной экономики уже с конца 1960-х гг.
Как самостоятельный участник сектор производства знаний стал выделяться примерно с начала 90-х гг.

Особенности современного этапа


Широкое применение информационных технологий, многократно расширивших возможности генерирования и передачи знаний и НИОКР
    появление глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета

    Превращение науки в непосредственную производительную силу

    Условное начало становления этой фазы - середина XX века, когда были изобретены ЭВМ (1949г.), операционная система, кремниевый транзистор(1954), первый компьютер(1965 –IBM360)микропроцессор(1971)

    Сдвиги в структуре экономики


Образование – фундаментальный фактор развития экономики, основанной на знаниях.
Наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. (высшее профессиональное образование, профессиональная (пере)подготовка
Хорошо образованные и умелые люди – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний
2. Качество человеческого потенциала и капитала

Предпосылки развития «экономики знаний»


3. Развитая информационная инфраструктура
Эффективная система хранения, передачи, распространения, обработки знаний
4. Благоприятная экономическая и институциональная среда
Развитие предпринимательской деятельности
Эффективное экономическое стимулирование
5. Наличие работающей национальной инновационной системы


постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм, стабильный рост капитализации фирм НТ
стабильный рост стоимости интеллектуального капитала, который определяется в первую очередь человеческим и структурным капиталом (наличие зарегистрированных патентов, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д.).
Возрастание роли «человеческого фактора», креативности
Смещение производства в сторону интеллектуальных проблем (например, создание систем автоматического проектирования)

Ежегодный Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index)


комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира.
Разработан группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания.
Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблем и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях.

Knowledge Economy Indexes


В основе расчета Индекса лежит методика, которая включает комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы:
Индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime)

Индекс образования (Education and Human Resources)
Индекс инноваций (The Innovation System)
Индекс информационных и коммуникационных технологий — ИКТ (Information and Communication Technology — ICT)


Страна


Место в мире (ICI)


Баллы (ICI)


Швеция


1


80,3


Финляндия


4


76,1


Дания


6


74,3


Норвегия


12


72,0


Исландия


18


69,0


ICI - innovation capacity index - индекс инновационного развития, данные представлены за 2020-2021 гг.