Файл: Деление клетки. Митоз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Биология 9 класс

Тема урока: «Деление клетки. Митоз»
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели:
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3):



  1. Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой ор­га­но­ид вы­ра­ба­ты­ва­ет энер­гию, ис­поль­зу­е­мую клет­ка­ми? (5)

3Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет сбор­ку белка в клет­ках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем от­ли­ча­ет­ся клет­ка, по­ка­зан­ная на ри­сун­ке, от кле­ток гри­бов, рас­те­ний и

жи­вот­ных? (слайд 4)



 

1) на­ли­чи­ем кле­точ­ной стен­ки 2) от­сут­стви­ем ри­бо­сом

3) на­ли­чи­ем ци­то­плаз­мы
4) от­сут­стви­ем оформ­лен­но­го ядра
3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) Деление_клетки._Митоз_(слайд_7)'>(слайд 6)

- Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

-  Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)
Деление соматических, т.е. неполовых,  клеток называется митозом.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? 
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

–  Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника. Найти определение жизненного цикла клетки и

митотического цикла

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – 

интерфазу, во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8)– подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

- синтез белков ферментов,

- синтез рРНК, иРНК и тРНК,

- образование рибосом,

- синтез АТФ,

- рост клетки и другие немаловажные процессы.
Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).
Митоз, фазы митоза – слайд 9
Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации )

Фазы

Процесс, происходящий в клетке


Профаза





Метафаза





Анафаза





Телофаза





По окончании проверки заполнения таблицы, если позволяет время, можно просмотреть видеоролик «Митоз. Анимация».

Беседа с учащимися: Биологическое значение митоза (слайд 16)

4. Этап контроля и самоконтроля.

Выберите один верный ответ (слайды 17, 18)

1. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в клет­ках пе­че­ни у сына, если у его папы в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?

1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3.Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б.

4.Единицей размножения организмов является:

1) ядро 3) клетка 2) цитоплазма 4) ткань


5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток:

а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке 

б) увеличенным вдвое набором хромосом 

в) различающимся между собой набором хромосом

г) уменьшенным вдвое набором хромосом 

5. Этап информации о д/з

6. Этап рефлексии

Самоанализ обучающихся:

1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

2. Что для вас было наиболее интересным?

3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

4. В чем испытывали трудности?

Самооценка обучающихся:

Игра «Что я за птица?» Учитель при помощи проектора выносит на экран (слайд 19)

критерий


3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь


3 - 5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

6 - 7 баллов соловей (поведай свои знания другим)

8 - 9 баллов орел (открывает тайны бытия).

Использованные ресурсы:

http://image.shutterstock.com/z/stock-photo-science-background-with-dna-theme-and-copyspace-for-your-text-95964397.jpg - фон для презентации

https://www.youtube.com/watch?v=assn62QA0W4 - Митоз (9 класс) – подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

https://bio-oge.sdamgia.ru «Решу ОГЭ. Биология»

www.banktestov.ru– онлайн тесты.