Файл: Отчет защищен с оценкой 07 августа 2021 г Руководитель образовательной программы.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШколА БИОМЕДИЦИНЫ
департамент _____________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель ОП
______________________
Т.В. Момот
"____" ____________20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Биологическая)
студенту С7120-30.05.01 группы Денискиной Виталии Романовны
Образовательной программы 30.05.01 Медицинская биохимия
База (место, организация) практики Лаборатория биомедицинских клеточных технологий Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета
Сроки практики с с 12 июля 2021 г. по 07 августа 2021 г.
Обобщенная формулировка задания | Электрофорез как метод и идентификации белков. |
Календарный план выполнения задания
Наименование задач (мероприятий), составляющих задание | Дата выполнения задачи (мероприятия) |
1.принцип работы электрофореза | |
2.разновидности электрофореза белков | |
3.достоинства и недостатки метода | |
4. применение метода | |
Руководитель практики _________________ ____________________
подпись Ф.И.О., должность
Принцип работы метода
Под Электрофорезом понимают движение заряженных частиц в растворе под действием электрического поля. Основной принцип электрофоретического метода исследования заключается в том, что находящиеся в растворе молекулы, имеющие электрический заряд, под действием сил электрического поля смещаются в сторону противоположно заряженного электрода. Скорость миграции вещества в среде с одной и той же силой электрического поля, зависит от размера частиц и их электрического заряда.
Разновидности электрофореза белков.
Существует множество способов классифицировать электрофорез. Мы разберем классификацию по типу носителя жидкой фазы:
-
электрофорез в свободных средах (без поддерживающей среды)
Первый разработанный электрофорез. Электрическая цепь между электродами замыкается через буферный раствор, в котором и происходило разделение белков.
-
электрофорез на фильтровальной бумаге
Каплю водного раствора, содержащего смесь аминокислот, наносят на полоску фильтровальной бумаги, смоченную буфером с данным значением pH. Далее к этой полоске прикладывают высокое напряжение, создающее сильное электрическое поле
-
электрофорез белков на ацетатцеллюлозной мембране
по принципу работы схоже с электрофорезом на фильтровальной бумаге, но имеет ряд отличий. Например, мембрана ацетатцеллюлозы как носитель для электрофореза имеет преимущества по сравнению с бумагой: однородность, строго определенный размер пор, пониженная адсорбционная способность, что исключает образование размытых полос позади зон. электрофорез в колонках и блоках гранулированной поддерживающей среды
-
электрофорез в гелях-
электрофорез белков в ПААГ (полиакриламидном геле)
-
Электрофорез в полиакриламидных гелях с использованием натрия додецилсульфата (SDS) – наиболее распространенный способ электрофореза, используемый для оценки подлинности и чистоты белковых продуктов.
-
электрофорез белков в крахмальном геле
первый электрофоретический метод, в котором для улучшения разделения веществ была использована среда, обладающая свойствами молекулярного сита
-
электрофорез белков в агарозном геле
Агаровый гель ввиду большого количества воды в нем и вследствие этого большой скорости движения ионов используется в иммуноэлектрофорезе для обнаружения антигенов
Преимущества и недостатки
метод | преимущества | недостатки |
Электрофорез на ацетатцеллюлозной мембране | Недорогой метод. | небольшое количество методов, невозможность проведения иммунофиксации |
электрофорез в свободных средах (без поддерживающей среды) | Первый электрофоретический метод, позволивший разделять белки | Сложно избежать конвекции – перемешивания разделяемых зон; для исследования нужна проба в десятки мг белка |
электрофорез на фильтровальной бумаге | Сниженная конвекция, разделенные зоны можно зафиксировать и окрасить. Оборудование проще. | Непрозрачность. Загрязнения и неоднородность бумаги мешают разделению. “Хвосты” на электрофореграммах из-за высокой адсорбционной емкости. Фон окрашивается, что затрудняет распознавание белковых зон. |
электрофорез белков в ПААГ | Химически инертен, можно кипятить. Можно задать необходимый размер пор и обеспечить свойства молекулярного сита. Высокая прозрачность. Легко готовить. Упругий, прочный. | Непрозрачность в водных растворах (можно добиться прозрачности, погрузив в минеральное масло). Дороже, чем при использовании бумаги. Мало пригоден для препаративного электрофореза. |
электрофорез белков в крахмальном геле | Первый носитель со свойствами молекулярного сита. Активно препятствует конвекции. Повышает разрешение. | Низкая прозрачность, хрупкость, размер пор можно менять лишь в небольших пределах. Приготовление качественного геля трудоемко. |
электрофорез белков в агарозном геле | Удовлетворительная прозрачность, высокая пластичность (проще резать, удобнее красить и определять ферментативную активность прямо в геле), простота изготовления | Из-за отрицательного заряда на сульфатных и СООН-группах сетки агара возникает электроосмос, приводящий к неравномерному распределению электрического поля, а иногда – гидростатического давления. Возможно химическое взаимодействие веществ с агаром. |
Применение
Метод электрофореза используется в научной практике как метод идентификации и фракционирования смеси белков, фармацевтическом производстве на основе белков, для оценки качества и чистоты продукции, а также в клинических лабораторных исследованиях для определения биохимического состава крови, секвенирования.
Литература
-
Ларский Электрофорез Г., Методы зонального электрофореза, М., 1971 -
Духин С. С., Дерягин Б. В., Электрофорез, М., 1976. -
Остерман Л. А. Методы исследования белков и нуклеиновых кислот: Электрофорез и ультрацентрифугирование (практическое пособие). М.: Наука, 1981. 288 с. -
Остерман Л. А. Методы исследования белков и нуклеиновых кислот. М., МЦНМО, 2002, 248 с. -
Кутлунина Н. А., Ермошин А. А. Молекулярно-генетические методы в исследовании растений: учебно-методическое пособие. – 2017. -
Электрофоретическое исследование белков в лабораторной практике / Д.В. Горбачева, – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2020. – 42 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 33
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Водородный показатель (pH) – это величина, характеризующая концентрацию или активность ионов водорода в растворе.
Электрофорез в полиакриламидовом геле – это способ разделения смеси белков на фракции или индивидуальные белки с помощью электрического тока в проводящей среде в зависимости от их размера и заряда.
Декапитация – метод умерщвления лабораторных животных путем их обезглавливания.
Эвтаназия - практика намеренного прекращения жизни, чтобы облегчить боль и страдания
Центрифугирование — это метод, метод или процедура, которая механически или физически разделяет молекулы или частицы с различной плотностью и которые также присутствуют в жидкой среде.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ШБМ – Школа биомедицины
ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет
БСА (BSA) – бычий сывороточный альбумин
PBS – фосфатно-солевой буфер
SDS – додецилсульфат натрия
ЭДТА - Этилендиаминтетрауксусная кислота
Трисс - трис(гидроксиметил)аминометан
ВВЕДЕНИЕ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (биологическая практика) представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на получение начальных навыков и умений в профессиональных научно-исследовательской и медицинской деятельностях.
Практические занятия проходили в лаборатории биомедицинских клеточных технологий на базе Центра Геномной и Регенеративной Медицины ШБМ ДВФУ в период с 12.07.2020 г. по 07.08.2020 г.
Практика включает в себя три этапа:
-
Подготовительный (организационный) этап:
-
получение документов на практику (дневник, направление, индивидуальное задание) в электронном виде; -
прохождение первичного инструктажа по технике безопасности в лаборатории; -
организация рабочего процесса и знакомство с руководителями практики.
-
Основной этап:
-
ознакомление с основными методами работы и оборудованием в биохимической, молекулярно-биологической, оптической и др. видах лабораторий, а также с особенностями техники безопасности в них; -
выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования; -
подготовка объектов и освоение методов исследования; -
приобретение практических навыков приготовления растворов; -
приобретение навыков работы с лабораторными животными и выделения биоматериала; -
овладение методом выделения и фракционирования высокомолекулярных белковых соединений. -
приобретение навыков работы с культурой клеток в ламинарном боксе: размораживание, пересадка, смена среды и заморозка -
освоение методик приготовления гистологических препаратов, а также типов оборудования и способов для их визуализации
-
Итоговый этап:
-
обработка и систематизация полученного материала; -
оформление индивидуального задания и отчета о прохождении практики; -
защита отчета по практике.
Цели данной практики:
-
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых и профессиональных дисциплин по программе специалитета 30.05.01 Медицинская биохимия; -
приобретение базовых навыков работы в научно-исследовательской лаборатории; -
получение навыков работы с научной литературой по тематике исследований и правильного оформления документации в виде отчета и дневника практики.
Задачи данной практики:
-
ознакомление с техникой безопасности лаборатории, принципами эксплуатации и устройства лабораторного электронного оборудования, принципами работы лабораторных инструментов и технологиями стерилизации лабораторной посуды; -
подготовка объектов и освоение методов исследования; -
знакомство с принципами работы с лабораторными животными, их умерщвления и проведения биопсии; -
участие в проведении лабораторных и биологических исследований по заданной методике -
приготовление и обработка гистологических препаратов из биопсионного материала; -
выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования; -
анализ и обработка полученной в ходе экспериментов информации с использованием современной вычислительной техники и работа с соответствующим программным обеспечением (ПО); -
работа с научной литературой, соответствующей тематике исследования. оформление проделанной работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общие сведения о Центре геномной и регенеративной медицины и лаборатории биомедицинских клеточных технологий.
1.1 Характеристика Центра геномной и регенеративной медицины
Центр геномной и регенеративной медицины (далее – Центр) Школы биомедицины (далее – ШБМ) является структурным подразделением Департамента фундаментальной и клинической медицины ШБМ ДВФУ[3], осуществляющим разработку, внедрение и применение технологии геномной и регенеративной медицины для развития высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации и стран азиатско-тихоокеанского региона[6].