ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1771
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.
В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации. В чем же сущность природы морального выбора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к структуре поступка.
Основанием поступка выступает мотив – внутреннее, осознанное субъективно-личностное побуждение к поступку. Мотив может выступать целью моральной деятельности. Он может быть обусловлен чувством долга, гражданственности, чувством чести, человеческого достоинства (защитить достоинство другого человека или равнодушно промолчать – личность решает самостоятельно). Но осознанность моральной мотивации может быть не во всех случаях.
Существует мнение психологов, этиков о том, что мотив может выступать и в форме автоматического побуждения, закрепленного в привычке, аккумулирующей нравственный опыт личности по разрешению проблемных ситуаций. В конфликтных ситуациях личность отдает предпочтение основным, главенствующим мотивам, ведущим за собой все остальные побуждения.
Нравственное содержание мотива взаимосвязано с мерой ответственности личности за выбор в ситуации морального конфликта. Моральный выбор целесообразен в том случае, когда имеется соответствие мотива и результата, т. е. последствий мотивированного действия.
Мотив, цель, средства, действия, последствия дают нам представление о конкретном поступке, а серия поступков дает нам представление о нравственной деятельности личности, ее активной или пассивной позиции.
Способность преобразовывать обстоятельства во имя нравственных целей, умение принимать решение и выбирать средства в соответствии с нравственной необходимостью свидетельствуют о том, что личность в многообразии ситуаций способна сознательно определить линию поведения, соотнеся моральный выбор с жизненными обстоятельствами, продемонстрировав при этом гуманность, принципиальность, противодействие аморальному.
ГЛАВА 6.
Педагогическая риторика
6.1. Общие закономерности речевого общения
Специфика публичной речи
Понятие культуры речи. В лингвистической науке не существует однозначного понимания термина «культура речи». Обычно выделяются два в известном смысле связанных денотата: качество речи и наука о пользовании языком.
Так, например, в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой дается следующее толкование термина «культура речи»: «1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху... и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей... 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота».
Профессор Б.Н. Головин в книге «Основы культуры речи» расширяет и детализирует термин «культура речи» во втором значении, различая, с одной стороны, систему качеств речи с другой – уровень овладения ими отдельным носителем языка: «а) культура речи – это прежде всего какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о ее коммуникативном совершенстве; б) культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения».
Признанный специалист в области стилистики и культуры речи профессор Г.О. Винокур выдвинул идею о разграничении двух пластов, двух уровней в овладении культурой речи: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или же также умелую, искусную».
Развивая этот подход, профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Л.И. Скворцов различает две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство. Под правильностью понимается соблюдение норм современного русского литературного языка, а под речевым мастерством – не только следование нормам литературного языка, но и «умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т. п.».
Фактически автор говорит о культуре речи как о совокупности навыков и знаний человека, уровне овладения индивидуумом законами речевого поведения и использования языка как средства общения, которые существуют в данном обществе в данный отрезок времени. Повседневная практика убеждает нас, что при определении качества речи конкретного индивидуума не следует ограничиваться только степенью соответствия этой речи нормам и законам языковой системы.
При восприятии двух основных форм речи – говорения и письма – имеют значение также и следующие факторы: техническая сторона (владение речевым аппаратом, дикция), графическая оформленность (почерк, соблюдение норм правописания), формально-содержательная сторона (соответствие композиционных форм речи ее содержанию).
Естественно, что культура речи как лингвистическая дисциплина имеет своим предметом «языковую сторону речи в ее коммуникативном воздействии». Таким образом, реализация основной функции языка – общения – порождает речь. Коммуникативная направленность речи предполагает, что хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребности общения, способствует формированию, выражению и восприятию информации.
Принцип коммуникативной целесообразности выдвинут и обоснован в ряде работ А.А. Леонтьевым, В.Г. Костомаровым, Б.Н. Головиным. Суть его заключается в том, что нормативной, правильной признается единица, в наиболее полной степени удовлетворяющая требованиям общения. И более широко – хорошая речь также определяется принципом коммуникативной целесообразности. Такие качества, формирующие правильную, хорошую речь, получили в научной литературе название коммуникативных качеств речи.
Язык, речь, речевая деятельность. Язык представляет собой систему знаков, единиц различного уровня (фонетических, лексических, грамматических), которая предназначена для общения между людьми и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
Речью называется процесс говорения (письма), использования, реализации языка в целях общения, способ формирования и формулирования мысли. В последнее время часто для обозначения этого понятия используется термин «речевая деятельность» (речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)).
Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как говорение, слушание, чтение, письмо.
Речью также называют и речевые произведения, т. е. устные и письменные тексты: книги, статьи, лекции, выступления, рассказы, письма и т. д. Психологи подразделяют речь (как процесс) на внутреннюю и внешнюю в зависимости от выявленности речевой деятельности вовне.
Внешняя речь бывает письменной или устной, монологической или диалогической. Кроме того, она дифференцируется по стилям и жанрам. Речевые жанры чрезвычайно многообразны, поэтому выбор их в данной ситуации общения зависит от множества факторов: учитывается частный или публичный характер общения, положение и взаимоотношения его участников, их цели, уровень владения языком вообще и конкретной его стилевой разновидностью и т. д.
При определении качества речи конкретного носителя языка не следует ограничиваться только степенью соответствия этой речи нормам и законам языковой системы. При восприятии говорения и письма имеют значение также и следующие факторы: техническая сторона речи (для устной – владение речевым аппаратом, дикция, а для письменной – графическая оформленность, почерк, соблюдение норм правописания), формально-содержательная ее сторона (соответствие композиционных форм речи ее содержанию).
Таким образом, реализация основной функции языка общения порождает речь. Ее коммуникативная направленность предполагает, что хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет данной потребности, способствует формированию, выражению и восприятию информации.
Устная и письменная речь. Публичная речь существует в двух формах – устной и письменной. Во многих работах (М.Р. Львов, П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич, Т.А. Ладыженская) противопоставленность письменной и устной речи фактически сводится к противопоставленности книжных и разговорного стилей.
Иной точки зрения придерживаются авторы серии монографий «Русская разговорная речь» под общей редакцией профессора Е.А. Земской. Отмечается, что «форма речи (устная/письменная) сама по себе, хотя она и определяет ряд важных особенностей строения вербального общения, не является тем определяющим (формирующим главнейшие особенности построения и функционирования языковых единиц) в тексте признаком который позволяет провести резкую границу между разными реально наблюдаемыми в жизни языковыми сферами.
Более важную роль, чем форма речи, играют иные условия, а именно условия функционирования и обнаружения тех или иных речевых манифестаций».
С одной стороны, мы рассматриваем стилистическое расслоение языка, его функциональные стили и, следовательно, стили речи как системы определенных лингвистических средств, регулярно и закономерно используемых в той или иной ситуации общения. Для конкретных функциональных стилей характерна преимущественная реализация в одной из форм речи: устной или письменной.
Специфичность устной формы книжной речи в том, что в ее основе часто лежит письменная форма (развернутый текст, конспект, тезисы, план). Это определяет то, что ряд особенностей устной разговорной речи не характерен для устной формы речи книжных стилей.
Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге применению и выработке более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других ее особенностей и приводит к расхождению этих двух форм речи.
С другой стороны, речь представляет собой единый феномен реализации, употребления языка, который может проявляться в двух противопоставленных и одновременно взаимообусловленных и связанных формах: письменной и устной.
Иногда в силу неустойчивости и неопределенности терминологии происходит смешение понятий «разговорная речь» и «устная речь». Здесь важно заметить, что устная речь преподавателя далеко не всегда является разговорной.
Авторы цикла монографий «Русская разговорная речь» вводят специальный термин «устная публичная речь», подчеркивая тем самым отличие устной по форме разговорной речи от речи публичной. Хотя устная публичная речь может принимать некоторые черты разговорности (по признакам: подготовленность – неподготовленность; непосредственность общения; связь с ситуацией), однако, как убедительно показано в названном исследовании, в основе устной публичной речи – кодифицированный литературный язык.
Выделяются следующие языковые особенности устной публичной речи:
– наличие звукового канала связи, а в соответствии с этим – большая роль интонации, произносительной стороны речи;
– базирование на нормах кодифицированного литературного языка (полный стиль произношения, нейтральная и книжная лексика, не разговорный характер синтаксиса);