Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.
Примерами санкций в гражданском праве являются: возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств возмещение вреда, нанесенного имуществу, здоровью или жизни потерпевшего; истребование собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения.
В административном праве типичными санкциями являются штрафы, исправительные работы, административный арест, отстранение от должности, а также особые случаи прекращения государственной службы (ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы»). Санкциями норм уголовного права служат меры наказания за совершение преступлений, предусмотренные УК РФ.
В комплексных отраслях и массивах права (земельном, природоохранительном, транспортном и др.) меры принуждения (ответственности) сочетают гражданско-правовые санкции (возмещение вреда), административные взыскания (штрафы, лишение прав на охоту, приостановление и прекращение деятельности предприятий), уголовно-правовые наказания, предусмотренные УК РФ.
Далеко не все статьи или пункты того или иного нормативного акта содержат все названные элементы структуры правовой нормы.
Так, статьи особенной части уголовного кодекса указывают только вид преступного деяния и его признаки, а также вид и меру уголовного наказания за его совершение. Само правило поведения, а именно запрет всякого преступления, вытекает из включения статьи о нем (или ее части) в Уголовный кодекс. Например, ч. 1 ст. 109 УК РФ устанавливает: «Причинами смерти по неосторожности наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок». Содержание самого правила — «Причинение смерти по осторожности запрещается под страхом уголовного наказания» — здесь не формулируется, поскольку это вытекает из общей части Уголовного кодекса для всех статей его особенной части (ст. 2, 14 и последующие статьи УК РФ).[18]
Отсюда вытекает построение статей особенной части УК до структуре «правоохранительных», или «карательных», норм: «за такое-то правонарушение — такое-то наказание (или взыскание)».
Аналогична и структура статей особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), поскольку данный закон также исходит из задач охраны общества и государства и предупреждения правонарушений. Структура карательных (правоохранительных) норм присуща также нормам о нарушении таможенных правил и ответственности за них (гл. 38 и 39 Таможенного кодекса РФ), другим видам административной ответственности за нарушение правил санитарной, противопожарной безопасности, правил пользования электроэнергией, предусмотренным КоАП РФ.
Статьи Гражданского, Трудового, Земельного, Семейного и других кодексов и законов, напротив, содержат главным образом развернутую регламентацию прав и обязанностей участников отношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиций и гипотез соответствующих норм.
Подобные нормы носят позитивно-регулятивный характер, т. е. направлены на детальное регулирование прав и обязанностей участников отношений, других позитивных предписаний о содержании дозволений, обязанностей или запретов, а также условий их возникновения, изменения или прекращения. Санкции к этим нормам обычно выделены в особые статьи, главы и даже разделы названных кодексов или других актов. Примером могут служить статьи ГК о защите права собственности, о взыскании убытков за невыполнение обязательств, о возмещении за причиненный вред, которые были приведены ранее.
В юридической литературе высказываются мнения о том, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а правоохранительные — из диспозиции и санкции[19].
Действительно, статьи Особенной части УК содержат только Две части, что всеми признано в науке и практике уголовного права. Но ведь есть еще и Общая часть УК, которая определяет преступление как «виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим. Кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14). И эти слова «запрещенное...» прямо относятся к каждой статье Особенной части УК. Любую из них следует читать (мысленно): «Убийство, т. е. умышленное причинение смерти другому человеку [...как запрещенное настоящим Кодексом...] наказывается...» (ст. 105 УК). И именно потому, что оно закреплено и строго формально сформулировано законом, наказание за убийство выглядит не местью, не расправой, а цивилизованной формой законного принуждения, правовой, а не произвольной ответственности.
Этот пример говорит о том, что в «правоохранительной норме есть не только «диспозиция» (а точнее - гипотеза, т.е. описание вида преступления) и санкция, но и запрет под угрозой наказания. А запрещение есть не что иное, как содержание правила: запрещается!» (то есть диспозиция).
С другой стороны, о наличии санкций в нормах «регулятивных» свидетельствуют часто встречающиеся прямые специальные санкции (наряду с общими мерами, о которых речь шла ранее). Например: наряду со ст. 167 ГК РФ, устанавливающей общие правила недействительности сделки («каждая сторона должна возвратить другой все полученное...»), ст. 169 ГК устанавливает взыскание в доход государства, полученное по сделке. Таковы также правила о правах покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503 ГК); о возмещении разницы в цене при замене товара (ст. 504 ГК) и многие другие. Сами же общие санкции, например, о защите права собственности (ст. 301, 304, 305 ГК) всего лишь рационально выделены из статей о содержании права собственности, его приобретении и прекращении, но вовсе не изолированы от них: правила защиты права собственности (виндикация, негаторные требования об устранении любых нарушений права собственника) применимы к нарушению всех «регулятивных» норм о праве собственности. А без этого статьи, выражающие диспозиции этих норм, не имели бы юридической защиты.
Все это можно иллюстрировать на примерах почти всех институтов гражданского, трудового, семейного и других отраслей права.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Отмеченное выше показывает, что норма права своей структурой устанавливает: кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий — гипотеза; в чем должно состоять исполнение нормы — диспозиция; каковы последствия неисполнения — санкция («в противном случае»).
Благодаря органической связи структурных частей правовой нормы образуется ее целостное единство. Правовая норма всегда состоит из трёх элементов. Каждая правовая норма логична, ибо без гипотезы норма права бессмысленна, без диспозиции — бессодержательна, без санкции бессильна (Е.И. Темнов).
Но не всегда (и далеко не всегда) правовая норма содержит (прямо фиксирует) все три эти элемента.[20]
В целях краткости изложения законодательных условий, исключения из них ненужных повторений статьи нормативного акта не воспроизводят полностью структуру правовой нормы, во многих из них гипотеза или санкция не приводятся, хотя и подразумеваются, вытекают из самой формулировки той или иной статьи либо указаны в других статьях того или иного закона. В этой связи необходимо запомнить, что не следует смешивать статьи закона или иного нормативно-правового акта с правовой нормой. В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает «разорвана» — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье.
В целях достижения наибольшей эффективности реализации заложенных в нормах права правовых предписаний правотворческими органами используется несколько приемов изложения юридических норм в статьях нормативно-правовых актов:
• в зависимости от уровня нормативного обобщения: абстрактный способу при котором обстоятельства, факты излагаются в тексте в обобщенном виде, и казуистический способ, при котором перечисляются все предписываемые нормой условия, действия и последствия их несоблюдения[21];
• в зависимости от полноты фиксирования элементов правовых норм: полная форма изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов, при которой норма права и статья закона совпадают, то есть в одной статье нормативно-правового акта есть все се элементы (гипотеза, диспозиция, санкция); несколько правовых норм в одной статье нормативно-правового акта; отсылочная форма изложения встречается тогда, когда одна норма права структурно «разбросана» по нескольким статьям этого же нормативно-правового акта (ссылочные нормы), если же отдельные части нормы необходимо искать в статьях другого (других) акта (бланкетные нормы).
Заключение
По итогам проделанной работы можно сделать следующее заключение.
Итак, правовая норма является это общеобязательное, формально определённое правило поведения, зафиксированное или закрепленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Правовые нормы имеют следующие признаки. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. Нормы права регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
Диспозиция — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
Санкция — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию или одну диспозицию, нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции. Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам, к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
- Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
- Бабаев В. К. Нормы права // Теория государства и права/ Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 369.
- Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989.
- Баулин О.В. Специальные нормы в гражданском процессуальном праве. Воронеж, 1997.
- Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. №4.
- Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. №3.
- Григорьева, И.В.Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009.
- Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1987.
- Зорькин В. Д. О понимании советского права // Советское государство и право. 1979. № 8.
- Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.
- Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.
- Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. Н.Новгород. 2002.
- Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Учебно-практическое пособие. М., 1997.
- Малахов В. П. Философия права. М., 1993. С. 17.
- Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
- Нерсесянц В. С. О понимании советского права // Советское государство и право. 1979. № 7.
- Новикова О.В. Императивные нормы в международном частном праве // Государство и право. 2006. №8.
- Нормы советского права. Проблемы теории. Под ред. М.И. Байтина, В.К.Бабаева. Саратов, 1987.
- Потапов М. Г. Проблемы соотношения правовой и юридической норм // Труды СГУ. Вып. 3. Сер. «Юриспруденция». М., 1997. С. 32
- Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004.
- Черданцев Л. Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.
- Чернобель Г.Т. Структура нормы права и механизм их действия, логические аспекты // Правоведение. 1983. № 6.
- Чернобель Г.Т. Формализация норм права // Советское государство и право. 1979. № 4.