Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.2 Структура и этапы жизненного цикла организации
1.3 Стратегии руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
ГЛАВА 2: МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
2.2 Анализ моделей развития организации
2.3 Периоды развития организации и роль моделей в организационной диагностике
ГЛАВА 3: РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Социальный компонент жизненного цикла организации
Таблица 2
Особенности организаций, находящихся на разных стадиях своего развития
Фазы развития |
Состояние |
Фазы развития |
Состояние |
Рождение (Birth Phase) |
- Маленькая фирма - Молодая - Власть в руках собственника - Однородная, мирная окружающая среда |
- Неформальная структура - Недифференцированная - Централизованная власть - Непродуманные методы принятия решения и передачи информации |
- Множество нововведений в производственной линии - Стратегия занять свою нишу - Готовность к риску |
Развитие (Growth Phase) |
- Средний размер - Старше по возрасту - Многочисленные акционеры - Более разнородная и конкурентная окружающая среда |
- Некоторая формализация структуры - Функциональное разделение - Умеренная дифференциация - Менее централизованная -Первичное развитие методов передачи информации и принятия решений |
- Расширение рынка в близлежащих областях - Увеличение производства - Стремительный рост |
Зрелость (Maturity Phase) |
- Рассеянное правление - Конкурентная и разнородная окружающая среда |
- Формальная бюрократическая структура - Умеренная дифференциация - Умеренно централизованная - Методы передачи информации и принятия решений как на предыдущей стадии |
- Укрепление рынка продаж - Консерватизм - Снижение темпов роста |
Расцвет (Revival Phase) |
- Размер огромный - Разнородная, сложная и динамичная окружающая среда |
- Высокая дифференциация - Методы принятия решений формализованы - Умеренная дифференциация и централизация |
- Выход на смежные рынки - Высокий уровень риска - Прочные инновации - Стремительный рост |
Спад (Decline Phase) |
- Занимает весь рынок - Однородная и конкурентная среда |
- Формальная, бюрократическая структура |
- Низкий уровень инноваций - Слияние - Избежание риска - Медленный рост |
Важнейшей характеристикой эффективной организационной диагностики является ее системность, которая предполагает взаимосвязанность полученной информации и ее относительную полноту. Для обеспечения этой системности необходимо использовать модели организации, которые по определению строятся если не для ее исчерпывающего описания, то во всяком случае для отображения всех основных аспектов и характеристик ее деятельности. При этом между собой модели различаются теми акцентами, которые разработчики моделей делают при изучении организации.
Рис. 1 Модель «шести ячеек» М. Вайсборда
В качестве примеров таких моделей приведем три: модель «шести ячеек» М. Вайсборда, модель «7С» компании Маккинзи и модель Берка-Литвина.
Модель Вайсборда (рисунок № 1) основана на идее об организации как открытой системе и принципе равнозначности и взаимосвязанности ячеек. Вопросы, обозначенные в ячейках, рассматриваются автором модели как основные при проведении диагностики. «Сканирование» ячеек, по мнению Вайсборда, дает возможность прояснить все основные аспекты деятельности организации.
Модель «7С» (рисунок № 2), ставшая популярной благодаря ее описанию в известной книге Питерса и Уотермена, была разработана для анализа конкурентных преимуществ компании. Она, однако, не включает в явном виде внешнюю среду и в целом ориентирована на внутренние механизмы функционирования компании. Сравнение этой модель с моделью Вайсборда хорошо иллюстрирует идею о зависимости модели от задачи, которую ставит автор в отношении ее использования.
Модель Берка-Литвина (рисунок № 3) в наибольшей степени из трех рассматриваемых образцов соответствует подходу к организации как к открытой системе, поскольку внешняя среда в ней является частью общей модели компании. Еще одно отличие этой модели состоит в том, что она исходно иерархична. По мнению авторов, четыре верхние ячейки: внешняя среда, миссия и стратегия, лидерство и культура - являются основными элементами модели. Подчеркнем, что разработчики модели предназначали ее для анализа процесса организационных изменений.
Рис. 2 Модель «7С» компании Маккинзи
Практика применения рассмотренных моделей в организационном консультировании показывает, что в разных случаях целесообразно использование разных моделей. Например, при диагностике небольших и простых по структуре компаний прекрасно работает модель Вайсборда, в то время как при изучении больших и сложных организаций она оказывается слишком простой и более эффективной оказывается модель Берка-Литвина.
Рис. 3 Модель Берка-Литвина
Однако использование приведенных в качестве примеров трех модели организации дает возможность получить «мгновенную фотографию» компании и не позволяют, строго говоря, отразить динамику ее развития во времени. Именно для этого и используются модели жизненных циклов.
ГЛАВА 3: РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Социальный компонент жизненного цикла организации
В настоящее время теория жизненного цикла не только применяется на практике, но и претерпевает некоторые изменения и дополнения, т. к. до сих пор является объектом изучения исследователей. Однако меняются лишь ракурсы исследования жизненного цикла, вносятся новые, ранее не учитываемые аспекты жизнедеятельности организаций.
Так, в своей статье «Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации» исследователь пытается осмыслить социальную природу организации и рассмотреть возможности управления ее жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации. При этом отмечается несовершенство ранее предложенных моделей жизненного цикла вследствие недооценивания в них социального аспекта.
В качестве основных критериев типизации стадий жизненного цикла автор предложила рассматривать уровень освоения компанией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише).
Далее, рассматривая людей в качестве носителей информации и субъектов организационной культуры, автор исследует модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, коррелирующую с остальными организационными подсистемами.
Главный вывод, который следует из анализа динамики социальной компоненты компании: вместе с организацией развивается и организационная культура. Более того, определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры.
Так, стадии зарождения организации соответствует «противоречивая» и «неразделяемая» организационная культура, являющая собой, по сути, набор культур, привнесенных сотрудниками компании из внешней социологической системы. При этом под разделяемостью культуры понимается доля членов организации, разделяющая базовые основы культурной парадигмы. Противоречивость, по мнению автора, – это несоответствие между подлинными и провозглашенными ценностями организации. Наличие субкультур рассматривается как неизбежное явление в условиях разделения труда и не всегда свидетельствует о неразделяемой организационной культуре.
На стадии развития в компании формируется собственная организационная культура, основные ценности, образующиеся вследствие осознания сотрудниками места компании на рынке и в обществе. На этом этапе процессы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции особенно интенсивны. Еще одной особенностью становится замена истинных ценностей провозглашенными, обусловленная небольшим опытом сотрудников компании и невозможностью формирования ими собственных убеждений. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Организационная культура характеризуется как непротиворечивая, но слабо разделяемая.
На стадии зрелости корпоративная культура широко разделяема и непротиворечива. Сотрудниками накоплено достаточно опыта, представления организации сформированы. Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде, а сам факт нахождения организации на этом этапе позволяет думать, что провозглашенные ценности стали реальными и успешно реализуются сотрудниками компании.
Стадию старости организации автор определяет как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка. Для стадии старости характерна широкая разделяемость организационной культуры, доставшаяся компании в наследство. В то же время догматичный характер организационной культуры приводит к увеличению в ней противоречий главным образом между реальными и провозглашенными ценностями. Следовательно, организационная культура на этом этапе может быть описана в терминах «противоречивая» и «широко распространенная».
Таким образом, исследователь объясняет, что организационная культура развивается вместе с организацией и определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры. Для характеристики стадий жизненного цикла автором выделяются «непротиворечивость» и «разделяемость» организационной культуры. Также рассматривается роль лидеров в формировании организационных ценностей и установок. Таким образом, говоря об управлении организацией как социальной системой, необходимо, по мнению автора, рассматривать модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, находящуюся в тесной связи с остальными подсистемами организации.
3.2 Перспективные модели теории эволюции организации
Авторы статьи «О жизненном цикле внутренней среды организации» и предлагают принципиально новую теорию эволюции организации. Они утверждают, что сегодня классическая теория нуждается в серьезном пересмотре и применении системно-интеграционного подхода в изучении развития компаний, т. к. организация в целом предстает как первичный элемент анализа, в то время как динамика ее внутренней структуры практически не изучена. Принципиально отлична теория, предложенная авторами статьи. Признавая сложность и неоднородность внутренней среды организации, исследователи предполагают, что различные подсистемы в структуре организации отличаются не только самобытным содержанием, но и собственной скоростью эволюции, которая может отличаться от скорости развития организации в целом.
Такая постановка проблемы позволит заменить понимание развития организации как смены стадий жизненного цикла интерпретацией взаимодействия отдельных элементов внутренней среды организации, находящихся на разных стадиях собственных жизненных циклов.
Для комплексного изучения явления организационной эволюции исследователи используют введенный Р. Нельсоном и С. Уинтером термин «организационная рутина» для описания привычных, предсказуемых, повторяющихся образцов деятельности. Организационные рутины привносят в организацию стабильность, но в то же время выступают основной причиной происходящих в организации изменений при формировании новых внешних условий функционирования. Исходя из этого определения авторы утверждают, что именно организационные рутины выступают в качестве наиболее приемлемой основы для описания эволюции организации.
Подобный подход позволяет представить организацию в виде иерархии рутин. Причем организационные рутины расположены с учетом особенностей воспроизводства, сохранения и эволюции рутин соответственно.
- опыт рыночного
- функционирования
- поведенческие паттерны
- организационно-управленческие и
- технологические особенности предприятия
- когнитивные механизмы
- социально-экономический генотип
- институциональные особенности предприятия
- культурные особенности внутрифирменной среды
- ментальные особенности участников деятельности предприятия
В основании пирамиды располагается фундаментальная группа уровней, изменения в которых проходят медленно, вследствие глубокого укоренения данных организационных рутин во внутренней среде организации. К ним относят ментальные особенности участников деятельности предприятия, культурные особенности внутрифирменной среды, институциональные особенности предприятия, когнитивные механизмы. В совокупности они формируют социально-экономический генотип, т. е. признаки, наследуемые организацией. В верхней части пирамиды расположены функциональные уровни, изменения в которых происходят в более короткие сроки. К подобным подвижным слоям относят организационно-управленческие и технологические признаки предприятия, поведенческие паттерны, опыт рыночного функционирования. Находясь в постоянном взаимодействии друг с другом, данные организационные рутины представляют предпосылки для эволюционного развития организации.
Каждая из представленных организационных рутин развивается по собственному жизненному циклу, включающему несколько стадий. Первый этап получил названия «прорутинность», в течение этого этапа происходит формирование новой рутины, определяется вероятная отдача от нее (сокращение издержек, рост прибыли и т. п.). Следующая стадия – «рутинность», во время которой оправдавшаяся как источник конкурентоспособности организационная рутина приносит устойчивую пользу компании. Последняя стадия – «пострутинность», или «жесткость». На этой стадии находятся те организационные рутины, которые отработали свой ресурс и являются теми «окостенелостями», от которых организации необходимо избавляться. Такими рутинами могут стать знания, умения и навыки работников, ценности организации и т. д.